Технологическая карта урока русского языка на тему Разграничение однокоренных слов с омонимичными корнями. Знакомство с синонимами, их отличие от однокоренных слов (2 класс)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Учитель: Евстюничева Елена Владимировна МБОУ «НОШ № 43» г. Череповца
Класс: 2 (УМК Гармония)
Тема: Разграничение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Знакомство с синонимами, их отличие от однокоренных слов.
Место урока в теме: 4 урок в теме «Строение и изменение слов. «Продолжаем размышлять о словах» (8 ч.)
Цель урока: создать условия для закрепления признаков однокоренных слов на фоне их сопоставления со словами с омонимичными корнями и с синонимами.  
Задачи:        
Предметные: закрепить признаки однокоренных слов, понятия «корень», «однокоренные слова»; развивать навыки нахождения корня в словах, распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный запас детей.
Метапредметные:      развивать основы осознанного подхода учащихся к анализу слов,      наблюдательность,  развивать     память, совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать речь.
 Личностные:  воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.
Тип урока:    урок открытия нового знания и актуализации изученного.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1.Организационный.
Самоопределение к деятельности Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу и садитесь!- Руки?- Ноги?- Локти?- Спина?
Минутка чистописания
На доске слова море, дерево, берег.
Записать слова в алфавитном порядке, разобрать на слоги, поставить ударение.
Словарная работа
На доске записаны словарные слова: земляника, копать, медведь, собирать. Разделить слова на 2 столбика. Записать слова, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.
Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте работу.
- На месте!
- На месте!
- У края!
- Прямая!
Восстанавливать алфавитный порядок слова
Анализировать : делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Объяснять принцип деления слов на слоги.
Разделить на 2 столбика и прокомментировать свои действия. Объяснять значение слова, давать развернутое толкование его значения. Личностные: мотивация учения.
Регулятивные : организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Коммуникативные: активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;готовность слушать собеседника и вести диалог.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Назовите однокоренное слово к слову город.( городок, городской)
Выделить в словах корень. О чем мы будем говорить на уроке.
Что мы должны сделать, чтобы достичь цели?
Работа в учебнике.
Упр.318 Вслух прочитай шуточные строки, прислушиваясь к словам.
Сколько в первой строке слов, которые начинаются с гласного звука?
Один ученик назвал подчеркнутые слова однокоренными. Прав ли он?
Почему? А как он размышлял? Различать родственные слова и формы слова.
Объяснять роль и значение корня.
Определять цель задачи урока.
Осознанно читать.
Анализируют буквы и звуки слов.
Отвечают, аргументировав ответ.
Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Личностные: оценивание усваимого содержания
3. Постановка учебной задачи. А как вы думаете есть ли в русском языке научное слово, которым называются слова похожие по значению.
А какое?
Давай прочитаем правило на стр.26.
Предполагать, объяснять свой ответ.
Обращать внимание на особенности употребления слов;
Устанавливать различия родственных слов с омонимичными корнями.
Понимать алгоритм выделения корня и использовать его при решении практических задач. Познавательные: подведение под понятие, выведение следствий, смысловое чтение.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование.
Физкультминутка.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Работа в парах.
Сейчас поработаем в парах. Посмотрите на доску и попробуйте соединить слова парами по значению. Однокоренные это слова? Докажите.
Назовите составленные пары слов научным словом.
Классифицировать слова, находя общее значение, аргументировать ответ, ссылаясь на правило с учебника.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность выполнения задания. Познавательные: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка результата.
Личностные: оценивание усваимого содержания
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Как вы теперь назовете слова ел и кушал?
Какого важного признака однокоренных слов нет у синонимов?
Систематизировать «новое знание».
Выделять признаки однокоренных слов и синонимов. Коммуникативные: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли.
6. Самостоятельная работа. Упр. 321.
Найдите слова-синонимы и выпишите их парами.
Упр.322 Систематизировать полученные знания. Находить нужную информацию. Познавательные: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка результата.
6.Рефлексия. Комментарии оценок.
Домашнее задание.
Оцените себя. Что не понятно было на уроке? Что нового узнали?
В коробочке лежат звездочки, выберете красную, если урок понравился и синюю, если не понравился.
А теперь зажгите звездочки, подняв их вверх. Я очень рада, что горят только красные.
Домашнее задание. упр. 323, 324 Оценивать собственные достижения и результаты. Личностные: признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.