Особенности преподавания истории в старших классах


ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ
В СТАРШИХ КЛАССАХ
Китаева Галина Владимировна
учитель истории и обществознания
КГУ «Школа-лицей №4 акимата города Рудного»

Выступление на пленарном заседании городской конференции
учителей гуманитарного направления/27.08.2013г.

Концепция модернизации образования, изложенная в «Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011- 2020 годы» ставит перед современной школой цель: повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. 
Школьная дисциплина «история» в формировании личности играет гораздо большую роль, чем другие школьные предметы. Воспитательный эффект ее велик, так как исторический материал изучаемый из года в год дает возможность формировать морально-нравственные качества учащегося, формировать коммуникативные, аналитические, речевые и другие важнейшие для каждого человека умения, наличие которых у большинства членов обществ поможет развиваться гражданскому обществу в стране.
Сегодня существует два похода в определении целей исторического образования: 
I подход (традиционный)
II подход (современный)

Цель - знать «факты, факты и, прежде всего, факты» (под фактами в данном случае понимаются события, процессы, персоналии и т.д.).  В данном случае школьная история выступает как некая сверхзадача, как самоцель образования, как область научного (разумеется - в идеале) знания, компонент содержания образования - то, что учащиеся «должны выучить», а учитель должен дать (научить школьников).
Такой поход подразумевает традиционную форму выпускного (вступительного) экзамена, направленного на выявление уровня знаний; и соответствующую традицию подготовки контрольно-измерительных материалов ЕНТ
История изучается для того, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное (поликультурное) и конфессиональное сообщество, научиться понимать язык культуры. В этом случае школьная история выступает как средство (инструмент) ценностного развития, фактор нравственного становления личности молодого человека. Разумеется, цели и задачи истории как учебного предмета и конкретно учебного курса в данном случае гораздо шире. Традиционная форма выпускного (вступительного) экзамена в данном случае исключена (нужны задания, дающие возможность учащимся показать уровень своего развития).

Необходимо понимать, что конкретные цели в обучении истории установлены государственным стандартом. Они ориентированы не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей.  1. Основная цель – воспитание и развитие личности – осуществляется на основе овладения школьниками историческими знаниями, умениями их использовать при ориентированности изучения истории на социальную практику. Стремление осуществить гражданско-патриотическое, нравственное воспитание учащихся, помочь школьникам сформировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного осмысления опыта истории и современной жизни страны; 2. Деление целей исторического образования на те из них, которые можно планировать и достаточно гарантированно достигать при системной работе (усвоение учащимися определенных учебных знаний и умений), и на цели, прогнозируемые, на достижение которых направлена вся организация обучения, но достоверность анализа реализации, которых по ряду причин (необходимость знания повседневного поведения учащихся, оценка отдаленного результата и т.д.) проблематична;  3. Направленность на социализацию учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенции
акцент на личностный аспект общественного развития, внимание к роли человека, мотивам его деятельности;
ознакомление учащихся с различными точками зрения на прошлое и на современный этап развития человечества;
нацеленность на органическое единство школьных дисциплин: истории, для которой ведущим является исторический подход к изучению общества, и обществознания, ориентированного на логический или структурный подход при рассмотрении общественного развития. 
Основные принципы исторического образования
Единство обучения и воспитания. В процессе обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине.
Единство требований к содержанию и уровню подготовки учащихся независимо от форм обучения, видов учебных заведений и их местонахождения. Реализация вариативности должна быть ограничена различными учебными и методическими пособиями в рамках единой программы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся по окончании школы. 
Выработка единых подходов к преподаванию истории в школе. Необходимо оптимальное сочетание формационного и цивилизационного подходов. Первый из них хорошо отражает течение времени, преемственность и внутреннюю обусловленность этапов развития, позволяет проникнуть в логику социально-экономических процессов. Второй как бы дает горизонтальный срез развития человечества в определенную эпоху, показывает взаимодействие и взаимовлияние культур разных стран и народов, позволяет широко применять сравнительно-типологическую методику. Сочетание “вертикального” и “горизонтального”, формационного и цивилизационного подходов позволяет показать глубину и многомерность исторического процесса. Целостность и логичность изложения исторического материала должны обеспечиваться целевой установкой на воспитание патриота и гражданина.
Научная объективность предполагает максимально полный и всесторонний анализ совокупности исторических фактов, процессов и явлений без подготовки их под заранее созданные и заданные схемы. Этот принцип важен для изучения каждого исторического сюжета в совокупности его позитивных и негативных сторон. Применение принципа научной объективности дает реальную возможность отойти от политической конъюнктуры, отказываться от неаргументированной критики одних явлений, процессов и безосновательной идеализации других.
Историзм требует рассматривать исторический процесс с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин он возник, как оценивался современниками, как изменялся, развивался, какие результаты были достигнуты в итоге. Фундаментальный принцип историзма предполагает использование совокупности частных методов: проблемно-хронологического, сравнительно исторического, интегративного, ретроспективного, актуализации.
Деятельностный и практикоориентированный подходы, которые отражают стратегию современной образовательной политики, необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей исторического образования на различных ступенях и уровнях, логикой внутрипредметных связей, а также учетом возрастных особенностей развития учащихся. 
Личностно-ориентированная направленность процесса обучения на основе новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса.
Таким образом, система исторического образования призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, демократизма. Представляется, что сегодня нельзя огульно отвергать традиционный подход к цели исторического образования, так как только на основе систематических знаний по истории может сложиться у учащихся понимание историзма, без которого невозможно научиться анализировать современную политическую ситуацию в обществе и мире, и, таким образом, невозможно создание гражданского общества. Но, несомненно, современные методы и формы обучения должны ориентироваться не только на получение учащимися знаний, но, прежде всего, на формирование компетенций – способности исторические знания применять в реальной ситуации. Учащиеся должны усвоить основные понятия как общеисторические, так и социологические, без использования которых в речи современного человека нельзя отнести к категории образованных людей.  В процессе обучения истории учитель обязан выполнить образовательный стандарт, но при этом сталкивается с серьёзными проблемами в преподавании истории:
Увеличение объёма изучаемого материала. Данная проблема возникла в связи с переводом истории от линейной к концентрической системе.
Проблема распределения учебного времени на усвоение фактического материала, теоретических знаний и практической работы школьников. Стремление учителя, с одной стороны, сохранить фундаментальность исторического образования, с другой – внедрение компетентностного подхода в преподавании истории.
Проблема подготовки учащихся к итоговой аттестации. Введение ЕНТ (столкновение между «знаньевым» подходом, отраженным в заданиях ЕНТ, и требованиями в стандарте).

· Сегодня образование даёт большой объем фактического материала, который должен освоить школьник, господствуют репродуктивные методики обучения.
В это же время зарубежная школа значительно меньше фундаментальных знаний дает своим учащимся, но в жизни они успешнее. Исследователи объясняют успехи молодых американцев и европейцев тем, что их учат самостоятельно определять проблемы, находить пути их решения и выполнять задуманное собственными силами в команде с ровесниками. Глубокие социально-экономические и политические реформы общества, начавшиеся в последние десятилетия, привели к необходимости формирования новых качеств у людей, а это в свою очередь – к формированию нового социального заказа школе.  В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории? Кроме того, введение ЕНТ по истории сегодня повышает требования к учителю истории, особенно в старших классах. Современные цели и задачи в обучении истории традиционными методами решить сложно, поэтому учителя ведут поиск наиболее оптимальных методов обучения. Как показывает опыт работы в старших классах, для того, чтобы обучение было успешным, значительное внимание должно уделяться не только содержанию образования, но и формам и методам работы с учащимися. Одним из наиболее эффективных методов в данном случае является технология модульного обучения.
Весомое значение в обучении имеет стиль педагогического общения.  Важно в системе «учитель – учащиеся», обеспечивать такое управление познавательной деятельностью обучаемых, при котором педагог:
а) ставит ученика в позицию активного субъекта учения, осуществляемого в общей системе коммуникативной работы класса;  б) развивает способности ученика к самоуправлению (саморегуляции, самоорганизации, самоконтролю) собственной деятельностью; в) организует процесс обучения как решение учебно-познавательных проблем на основе творческого взаимодействия (диалога) с учащимися
Технология блочно-модульного обучения - средство развития личности ученика и повышение качества знаний по истории. Она помогает учителю: 
осуществлять дифференцированный подход в обучении;
дает возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах);
способствует накоплению материала к выпускным экзаменам, повышению уровня качества обученности учащихся, повышению мотивации к изучению истории, развитию над-предметных способов учебной деятельности.
Блок – это большой тематический раздел. Блок – это множество модулей предназначенных для изучения той или другой темы. Для каждого блока разрабатывается дидактический комплекс, который включает в себя задание (путеводитель, шаг, алгоритм – можно назвать как угодно). Модулями являются: лекционно-практические занятия, творческая работа учащихся: написание докладов, рефератов по темам блока, работа с документами, работа с картой, работа с датами, работа с терминами, составление опорных конспектов по материалу учебных параграфов блока или работа с уже имеющимися конспектами. По итогам работы над блоком проводятся консультация и зачет. Вход – А-Т-П-О - (К, У) - выход
Модуль «ВХОД» осуществляется в виде «входного» контроля в тестовой форме. Результаты входного тестирования позволяют учителю акцентировать внимание на отдельных («забытых» учащимися) событиях, понятиях и определениях на следующем этапе работы – в блоке актуализации.  Модуль АКТУАЛИЗАЦИИ имеет целью «перевести в активное состояние» знания учащихся, необходимые им для изучения новой темы. Кроме основных понятий он включает в себя и способы действия, необходимые для усвоения учебного материала, изучаемого в рамках модуля.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ модуль. Его цель – передача большой по объему учебной информации («укрупненной дидактической единицы» по П.Эрдниеву) в ограниченное учебное время. На каждом уроке новый для учащихся материал первично закрепляется посредством выполнения упражнений или тренинга.
Модуль ПРИМЕНЕНИЯ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) во временном плане состоит из нескольких уроков. Основная цель – планомерное закрепление материала, усвоенного в предыдущем блоке. Особенностью данного этапа работы является то, что учитель может использовать такие формы занятий, как урок-практикум, урок-семинар, лабораторная работа.  Модуль ОБОБЩЕНИЯ выполняет функцию первичного системного представления содержания модуля. Основной учебный материал еще раз «проговаривается» на уровне обобщения (возможно составление и использование опорного конспекта по методике В.Ф.Шаталова). На этом же уроке осуществляется так называемый «этапный контроль» в виде теста или небольшой контрольной работы.  Модуль КОРРЕКЦИИ. Его цель – ликвидировать отставание отдельных учащихся, а при необходимости – осуществить коррекцию в целом (вернуться на этап работы в ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ блок для повторного объяснения какой-то части материала всему классу). При отсутствии «массовой» коррекции основная часть учеников может работать с более сложным материалом (блок УГЛУБЛЕНИЯ).  Модуль «ВЫХОД». Форма итогового контроля определяется учителем в соответствии с целями и содержанием учебного материала.  Таким образом, модульное обучение позволяет четко организовать умственную деятельность старшеклассников на основе изучения главного в учебном содержании. При этом возрастает мотивация познавательной деятельности учащихся, самоконтроль и самооценка на всех этапах работы.  Анализ содержания курса, установление логических связей в нем способствует выделению смыслового ядра, вокруг которого можно сгруппировать укрупненный информационный блок.
Сквозные понятия, ведущие проблемы, помогающие раскрыть ход исторического процесса, объединяют информационный материал модуля в единое целое, в систему. Выделение опорных знаний и основных формируемых умений в процессе познания определяет ожидаемый результат учения, дают направление деятельности и учителю, и ученику на определенный период.
Таким образом, в основе конструирования модульного обучения истории лежит не только рассмотрение содержательного аспекта, но и опора на личностно-деятельностный подход. Предполагается, что процесс познания, происходящий в действии, в практической деятельности учеников, делает для них знания не самоцелью, а средством выполнения того или иного задания. Поэтому обязательными являются как четкое внутреннее структурирование учителем содержания в рамках модуля любого вида, так и обеспечение его методическим и дидактическим инструментарием.
Тщательная разработка структурных компонентов предметного модуля необходима не только учителю – для эффективной организации работы класса, но и ученику – для управления собственной самостоятельной познавательной деятельностью, которая становится важнейшим источником знаний при модульном обучении, способом активного усвоения. При этом усвоение может проходить различными путями. Возможно использование не только традиционного для преподавания истории принципа последовательности усвоения знаний “от частного к общему”, но и принципа от общего к частному. Как всякая сложная система не складывается из элементов, как из кирпичиков, а по мере развития дифференцируется, распадается на отдельные частички, так и обучение может идти от абстрактного к конкретному, от целого к частям.
При использовании дедуктивного метода познания учебный процесс внутри модуля проходит следующие взаимосвязанные этапы: мотивация и ориентация учащихся, уяснение ими учебного материала, его отработка, а также контроль за результативностью усвоения.
Для современного подхода к изучению истории в школе характерны:
- отход от рассмотрения фактического материала в качестве самоцели, приоритетное развитие у учащихся исторического мышления при опоре на их знания о прошлом своей Родины и всего мира; - направленность на преодоление изолированности рассмотрения истории Отечества и зарубежной истории при приоритете изучения истории своей страны. Определение места своей страны в мировой истории через курсы истории отечественной и зарубежных стран с использованием: 
сравнительного метода;
анализа конкретных событий в истории своего Отечества в контексте всемирной истории и их влияния на ход мирового исторического процесса;
- стремление к взвешенному подходу к раскрытию достижений и негативных явлений и процессов в развитии Отечества в исторической ретроспективе. Сегодня, говоря об образовании, специалисты стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых и социальному заказу общества. Настоящий индивидуальный подход предполагает для каждого учащегося построение собственной траектории продвижения по материалу: один усваивает сразу, другому требуется больше времени, а третьему нужно весь материал несколько раз повторить, чтобы он понял. Наиболее распространенной технологией обучения на уроках истории являются коллективные способы обучения. Такие возможности предоставляет и блочно-модульная технология обучения.