Урок физкультуры в 8 классах. Особенности проведения.


Особенности проведения уроков физической культуры в 8 классах.Для развития общей выносливости на уроке физической культуры в 8 - 9 классах наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15-20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом учитель физической культуры придерживается следующих правил.
1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям учащихся. Учитывается возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону её усложнения. Таким образом, доступность нагрузки должна соответствовать требованиям, которые создают оптимальные предпосылки воздействия на организм занимающегося без ущерба для здоровья.
2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. На первых уроках по воспитанию выносливости должна сочетаться нагрузка с отдыхом. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.
3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо, прежде всего, определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140-150 уд./мин. для школьников в возрасте 14-15 лет - 20-30 мин.(12, с.103).
Существуют два способа воспитания выносливости:
1. Физические упражнения. Как основной способ воспитания выносливости физические упражнения должны:
- быть простыми по технике исполнения и доступными для всех учеников;
- активно функционировать большинство скелетных мышц;
- вызывать активность функциональных систем, что лимитирует проявление выносливости;
- дозировать и регулировать тренировочные нагрузки;
- иметь возможность выполняться продолжительное время (от нескольких минут до нескольких часов).
К перечисленным требованиям следует отнести циклические упражнения (ходьба, бег, плаванье, лыжная подготовка), но монотонность и низкий уровень эмоциональности делает их малоэффективными для подростков.
При развитии выносливости используют метод переменного упражнения. Сущность этого метода заключается в изменении скорости на отдельных участках и во включении стартов и ускорений на отдельных участках дистанции в сочетании с равномерной работой. Это позволяет осваивать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. При применении метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции образуется кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен.
Физиологические границы устойчивости повышаются в процессе любой деятельности, в которой занимающийся испытывает утомления. Чтобы повысить их, кроме общих средств и методов воспитания выносливости используют и специальные приемы, в частности дозированные задержки дыхания (17,с.246). Например, пловцу предлагают плыть какую либо дистанцию, делая вдох один раз на 3-4 цикла движений. Таким путем в организме создается искусственный недостаток кислорода, что позволяет достигать значительных сдвигов во внутренней среде организма при относительно небольшом объеме нагрузки.
Подходить к продолжительной беспрерывной нагрузке необходимо постепенно. При этом следует помнить, утомление больше зависит от интенсивности, чем от продолжительности нагрузки, в связи с этим сначала необходимо достигнуть продолжительной беспрерывной нагрузки на нижней ступени его влияния интенсивности (120-130 уд / мин).
Начинать урок рекомендуют с дозированной быстрой ходьбы, соединяя ее с бегом трусцой, вначале преобладает ходьба. Постепенно преобладание дается бегу, соединяя его с дозированной ходьбой, и доводят беспрерывный бег до оптимальной продолжительности (7,с.213).
Закрепившись на достигнутом времени можно постепенно повышать нагрузку. Интенсивность работы в необходимых рамках поглощения кислорода можно определить за результатами частотой сердечных сокращений, поскольку известно, что между частотой сердечных сокращений (в пределах 120 - 130 - 170 - 180 уд минуту) и поглощением кислорода есть прямая связь. Например, начинающим необходимо выполнять задание продолжительностью 20-30 мин и интенсивностью на уровне 40-70% поглощения кислорода от уровня максимального потребления кислорода при частоте сердечных сокращений 130-160 уд минуту (8,с.217).
Продолжительность нагрузки, которая вызывает увеличения частоты сердечных сокращений до 120-130 уд минуту, недостаточно активизирует функции сердечно сосудистой система и других вегетативных систем. Увеличения частоты сердечных сокращений превыше 170-180 уд минуту, резко стимулирует анаэробный энергетический обмен, что влияет на развитие общей выносливости и может вызвать перегрузку сердечно сосудистых сокращений.
В 8-9 классах на уроках физической культуры используются подвижные игры с длительным бегом. Эти уроки обычно проводят в конце урока, однако игры «Круговорот», «Семена лидеров» в 8 - 9 классах часто применяют в начале урока для разминки. В играх «Кто меньше?», «Кто точнее?» длина дистанции для девочек равна 600м, для мальчиков 800м с повторением не более двух раз; темп невысок (4 мин. на 800 и 3мин. на 600м). Благодаря последовательному применению длительного бега расширяются возможности организма, есть смысл вводить интервальный бег. Отличным средством для этого служит игра «Эстафета - преследования».
«Эстафета - преследования». Участвует две команды (белые и черные) с неограниченным числом игроков. Каждая команда делится на 2 группы - четные и нечетные. Беговая дорожка стадиона размечена так. Белые с четными номерами находятся на линии Б, а с нечетными - с линии А. Четные номера черных стартуют с линии А, а нечетные - с линии Б. Первые номера стартуют одновременно с линии А и Б, бегут пол круга по своей дорожке и передают эстафетную палочку своим вторым номерам, вторые номера на противоположной прямой передают палочку своим третьим номерам и т.д. Команда, догнавшая своих соперников, выигрывает. Затем игру можно повторить. Количество повторений зависит от длины беговой дорожки, однако сумма отрезков, пробегаемых одним учеником, не должна превышать дистанции 400 - 600 м. Команды должны быть более или менее равные по силам (18,с.46).
Из выше сказанного следует, главная задача учителя по физической культуре при развитии выносливости у учащихся 8-9 класса повышение общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных в обязательных программах физического воспитания. При эффективном использовании методов и приемов по развитию скоростной, силовой и общей выносливости можно добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей.
скоростной силовой возрастной выносливость