Конспект НОД в подготовительной группе Незнайка-будущий первоклассник


Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте
в подготовительной группе
«Незнайка – будущий первоклассник»
Программное содержание: Закрепить понятия «гласный» и «согласный» звуки,  учить различать их,  упражнять в слоговом анализе слов, упражнять в определении первого и последнего звука в слове, закреплять знания детей о пройденных звуках и букв, упражнять в составлении из букв слогов и слов, систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе, развивать умение преобразовывать имя существительное в имя прилагательное, продолжать учить составлять предложение по схеме, развивать связную речь, воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умения работать в группе.
Материал: письмо от Незнайки, карточки с изображением животных, набор букв, мяч, карточки с ребусами, схемы предложений.
Ход:
Воспитатель вносит в группу письмо, предлагает открыть, зачитывает.
- Ребята, это письмо от Незнайки, он просит вас помочь подготовиться ему в школу, ведь он, как и вы пойдет в первый класс. Поможем? А для этого вам нужно выполнить несложные задания. Готовы? Ну, тогда приступим!
-Из чего состоит наша речь (из звуков)? Какие бывают звуки (гласные, согласные, твердые, мягкие, ударные, безударные)? Давайте поиграем!
Д/и «Гласный-согласный» Воспитатель называет звук, а дети на слух определяют какой он. Если гласный – нужно похлопать, если согласный – потопать. После игры дети садятся на стульчики.
- Ребята, Незнайка совсем не умеет делить слова на слоги. Помогите ему!
Д/и «Кто в домике живет?» Воспитатель показывает детям карточку с изображением животного. Дети делят слово на слоги и соотносят количество слогов с окошечками на доме (слон, корова, петух, курица, овца, свинья, кошка, собака, белка, утка, гусь).-Дети, Незнайка играл с буквами, а окно было открыто, и ветер раскидал буквы. И теперь Незнайка не знает, какие слова там были. Давайте их соберем!
Д/и «Живые буквы» Воспитатель раздаёт детям буквы, вызывает несколько детей, они договариваясь образуют слово (мама, школа, ручка, рука, нос, луна, ветер, кот, лама, кочка ).
-Ребята, Незнайка живет в солнечной стране, а там только одно время года -лето. А сколько времен года у нас? Какое время года сейчас? Давайте расскажем Незнайке, какие изменения в природе происходят с приходом весны. Дети по очереди рассказывают.
Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение о весне Ф.И. Тютчева «Зима недаром злиться». Построчное чтение стихотворения.
-Незнайка так увлеченно играл со словами, что потерял цепочку слов. Помогите Незнайке собрать ее.
Д/и «Цепочка » Ребенок придумывает слово на последнюю букву предыдущего слова (апрель – лист – ток – кукушка и т.д.).
-Ребята, Незнайка просто обожает пить сок, но не знает, как он правильно называется. Вы-то легко справитесь, давайте попробуем!
Д/и «Делаем сок» Воспитатель кидает ребенку мяч и называет овощ, фрукт или ягоду, а ребенок возвращает мяч и образовывает прилагательное (яблоко – яблочный, груша – грушевый, морковь – морковный, ежевика – ежевичный и т.д.).- Ребята, Незнайка в письме прислал нам ребусы. Давайте их разгадаем.
Разгадывание ребусов.
-Дети, Незнайка очень любит составлять слова. А вы? Давайте поиграем!
Д/и «Придумай слово» На доске заранее приготовлены слоги. Дети придумывают слова, начинающиеся на эти слоги (ма-, ва-, ро-, зи-, ры-, лу-, зе-, ли-, тюль-, ба-).
-Незнайка забыл, как нужно составлять предложения. Схемы есть ,а предложений нет.
Д/и «Составь предложение» Воспитатель показывает схему, дети придумывает предложения.
-Ребята, какие вы молодцы! Все задачки от незнайки решили! Какие задания вызвали у вас затруднения? Какое вы решили с легкостью? Что понравилось больше всего? Незнайка теперь точно может отправиться в школу. Только одна беда – букваря у него нет…. А давайте мы с вами сделаем для Незнайки букварь волшебный, сказочный. Нарисуйте первую букву своего имени и превратите во что-нибудь сказочное. Воспитатель показывает пример своей буквы. Дети выполняют задание. После работы воспитатель от имени Незнайки вручает детям сладкие подарки.