Родительское собрание Как помочь ребенку стать самостоятельным


Общешкольное родительское собрание
«Как помочь подростку стать самостоятельным»
Цель
- формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности
своих детей
Задачи:
актуализировать знания и представления родителей о потребности подростка
в самостоятельности
выделить способы поддержки для развития и укрепления самостоятельности
подростка
помощь родителям в раскрытии и актуализации собственных ресурсов и
возможностей
проинформировать родителей о телефоне доверия как о виде психологической
помощи
мотивировать родителей обращаться за помощью на телефон доверия в
ситуациях воспитания и общения с детьми.
Вот уже шестой год, начиная с 17 мая 2009года, как Россия присоединилась к его празднованию. В рамках Международного дня детского телефона доверия по всей стране проводятся всевозможные акции,
уроки доверия, классные часы и родительские собрания, во время которых дети и
родители узнают не только о телефоне доверия, но и могут обсудить актуальные дляних психологические темы. В этом году тема встречи звучит так: «Как помочь
подростку стать самостоятельным». Сегодня мы бы хотели актуализировать знания и представления родителей о потребности подростков самостоятельности, а также выделить способы поддержки для развития укрепления самостоятельности подростка».
Обсуждение особенностей подросткового возраста.
Обсуждение с родителями в свободном режиме своими ассоциациями,
чувствами, мыслями, образами по поводу подросткового возраста.
Возможные варианты ответов: напряжение, беспокойство, кошмар,
облегчение, новый этап жизни, драйв, страх, неизвестность...
После того, как родители выскажутся, ведущий говорит о том, что, как видно из
вышесказанного, подростковый возраст очень противоречивый и непростой период,
как для родителей, так и для детей, который может вызывать бурю разных сильных
чувств. При этом, важно отметить, что порой, вспоминая собственный
подростковый период (особенно если он протекал позитивно), взрослый/родитель
может почувствовать ностальгию и даже зависть, так как наряду со всеми
непростыми переживаниями в этом возрасте, в этот период много драйва, энергии,
ощущения «я все могу», и это время самых смелых замыслов и идей.
Психологи определяют возрастной период подросткового возраста с 10 до 15 лет. Во время этого периода меняется поведение подростка, его эмоциональные реакции и мировоззрение в целом. Иногда доходит до того, что родители/взрослые перестают понимать подростка, часто говоря: «его как будто подменили». Так, еще вчера понятный, «свой» ребенок, становится вдруг незнакомцем и практически чужим.
В связи с этими бурными, стремительными изменениями подростковый возраст
часто называют кризисным. Кризис - это решающий поворотный момент в жизни
любого человека. Во многих языках слово «кризис» состоит из сочетания двух слов:
опасность (риск) и возможность. Опасность — не пройти этот кризис, этот период,
но, пройдя его, для человека открывается дверь к новым возможностям, новым
путям.
Лев Толстой называл подростковый возраст «пустыней отрочества». «Пустыня»
- так как прежние «детские» представления, ценности уже разрушены, а новые еще
не сформировались. Подростку мучительно осознавать, что он уже не ребенок, но
еще не взрослый. Чтобы как-то справиться с этим состоянием, подросток начинает
путь изнурительных исканий через осмысление своих и чужих поступков, через
отстаивание себя и своего мнения.
«Задачи подросткового возраста»
Попросить родителей в свободной форме ответить на вопрос: каковы, на их взгляд, задачи подросткового возраста (с чем должен выйти подросток из этого возрастного периода)?
Возможные варианты ответов: быть самостоятельным, уметь принимать
решения, отстаивать свою точку зрения, осознавать последствия своих поступков,
нести за них ответственность...
Резюмировать варианты ответов и подводит родителей к тому, что в
большинстве своем все родители хотят, чтобы дети стали самостоятельными,
активными, целеустремленными, успешными. И у всех этих качеств есть шанс
развиться и укрепиться именно в подростковом возрасте, но через этап борьбы и
отстаивания себя.
4. Дискуссия «Портрет самостоятельного подростка».
Предлагаю ваше внимание уважаемые родители переключить на обсуждении одного из новообразований этого периода - стремления подростка к самостоятельности.
И просит родителей подумать и назвать качества/характеристики/черты
самостоятельного подростка.
Возможные варианты ответов: уверенный, настойчивый,
целеустремленный, активный, инициативный, решительный, ответственный, знает,
чего хочет и как этого достичь...
Далее попросить родителей сначала назвать, что, по их мнению, может
мешать подростку быть самостоятельным? Затем, что помогает подростку быть
самостоятельным?
Возможные варианты ответов на первый вопрос: лень, безразличие, мнение
других, выгода (за тебя все делают, все решают), насмешки других, страх ошибки,
неуверенность...
Возможные варианты ответов на второй вопрос: поддержка окружающих,
вера в подростка, доверие подростку, возможность принимать решения, высказывать
свою точку зрения, уважение к его мнению.
Ведущий подводит итоги дискуссии, предлагая родителям сформулировать для
себя, в какой поддержке от них нуждается их сын/дочь, у которого/которой идет
процесс становления самостоятельной личности.
Дискуссия «Чем трудна для родителя самостоятельность подростка. Уважаемые родители ответьте, пожалуйста, на вопросы:
«Всегда ли нам легко воспринимать самостоятельность собственного ребенка?
Чем трудна для родителей самостоятельность подростка»?
Основными темами здесь могут быть: страх потерять контроль; ребенок
наделает ошибок (попадет в передрягу, а родителю «расхлебывать»); ощущение
собственной ненужности: (раньше ребенок советовался, спрашивал разрешения, а
теперь нет); потеря собственного авторитета в глазах подростка (раньше сказал
«нельзя» и все, а теперь нужно объяснять, почему).
Ведущему следует поддержать родителей и признать тот факт, что, зачастую, родитель может испытывать по отношению к растущей самостоятельности своего ребенка противоречивые, двойственные чувства: с одной стороны, радоваться этому,
а с другой, тревожиться и даже опасаться этого.
Но если вернуться к началу этой встречи и вспомнить задачи подросткового
возраста, то все, что делает подросток, отстаивая свою самостоятельность — это его
уникальная подготовка к взрослой жизни, где он сможет проявлять себя активным,
целеустремленным, успешным человеком, тем, кем родители хотят его видеть. И
тогда задача родителя на этом возрастном этапе — подготовить своего ребенка к
взрослой жизни, поддерживая его в его самостоятельности и развивая ее. Точно так
же, как родитель учил своего маленького сына или дочь говорить, ходить, есть,
убирать игрушки и т.п., все то, что помогало ребенку успешно перейти на
следующий уровень взрослости, все то же самое, но в контексте самостоятельности
родитель делает сейчас - учит подростка принимать решения, взвешивать все «за» и
«против», аргументировать свою точку зрения, планировать и организовывать
время, нести ответственность за собственный выбор и поступки. Все это -
подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной и успешной жизни. И хорошо, что
природой так задумано, что такое взросление и «отпускание» ребенка происходит
постепенно, на каждом возрастном этапе по-своему, все для того, чтобы и родитель,
и ребенок могли подготовиться к отделению.
Обсуждение на тему «Новые возможности для родителя»
В завершение прошу вас посмотреть на возрастающую
самостоятельность подростка как на открывающиеся новые возможности для
родителя. «В чем заключаются позитивные аспекты самостоятельности ребенка для
родителя?» - этот вопрос задается родителям.
Возможные варианты ответов: снижается необходимость в ежедневной
опеке (может сам еду приготовить, постирать, выбрать, что надеть и т.п.),
появляется время для себя, собственных нужд и потребностей, не нужно
организовывать свое время под кружки, секции ребенка (он в состоянии посещать
их сам) ...
После того, как родители выскажутся и сформируется список позитивных
аспектов самостоятельности ребенка для родителя,
вопрос родителям
о том, какие чувства или мысли возникают у них, когда они смотрят на
этот список их возможностей.
Возможные варианты ответов: удивление, облегчение, сомнение, тревога,
радость, скептицизм, вина...
Ведущий соглашается со всем вышесказанным и говорит о том, что,
действительно, все эти «новые - старые» возможности могут и радовать, и пугать,
вселять надежду и тревожить. Но в этой двойственности, как для родителей, так и
для подростков есть и скрытый потенциал, и ресурс, ведь эту противоречивость,
двойственность испытывают и родители, и дети. А значит, у них есть намного
больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Так же как родители, с
одной стороны, радуются возникающей самостоятельности ребенка, так и
подросток, с одной стороны, в этот период стремится к самостоятельности,
протестует против опеки и контроля, с другой стороны — он (подросток)
испытывает тревогу и опасения (так же, как и родитель, но по иным причинам),
сталкиваясь с новыми для него проблемами и ожидая от родителей помощи и
поддержки, не всегда желая в том им, признаться. Стремления, желания и чувства
подростка как «в маятнике», от ярко выраженных стремлений противопоставить
себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, до ожидания от
взрослых помощи, защиты и поддержки, ощущая важность их одобрения и оценки.
В конце ведущий делает вывод о том, что это непростой период и для
подростков, и для родителей, и вместе его проживать легче.
С тяжелыми, непростыми чувствами не всегда легко справиться, а уж с
противоречивыми, двойственными переживаниями и подавно. И в таких случаях
можно обращаться за консультацией на телефон доверия.
6. Информационный блок о телефоне доверия
Опрос родителей, что они знают о телефоне доверия. \
«Телефон доверия - эта служба экстренной психологической помощи для детей и родителей, созданная специально для того,
что у людей в запутанных, сложных, эмоциональных ситуациях была возможность
обсудить мысли, переживания, идеи и т.д. Телефон доверия дает возможность
человеку, переживающему какие-либо трудности, получить поддержку, быть
понятым и принятым, разобраться в сложной для него ситуации. Телефон доверия
открыт для каждого человека - любой человек имеет право быть принятым,
выслушанным и получить помощь.
Психологическая помощь по телефону доверия в настоящее время очень
популярна во всем мире. Родители и дети разных возрастов имеют возможность
обращаться за помощью на телефон доверия, чтобы посоветоваться, получить
консультацию, а порой просто «выговориться». Причем эта помощь анонимна,
бесплатна и конфиденциальна. На телефоне доверия работают специалисты-
психологи, прошедшие специальную подготовку.
Каждый телефон доверия работает в своем определенном режиме -
круглосуточно или по расписанию.