Конспект урока по русскому языку на тему: Состав слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. (3 класс)



Конспект урока
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
3 КЛАСС
Тема. Состав слова. Правописание слов с безударными гласными в корне.
Исторические чередования в корне.
Цель: формировать умение правильно писать безударные гласные в корне слов,
обосновывать правильность написанного, познакомить с историческими
чередованиями звуков в русском языке; проверять умение обозначать
буквой безударный гласный в корне .Планируемые результаты: предметные овладевают нормами русского языка и основами грамотного письма, выделяют в предложении незнакомое слово, определяют его лексическое значение, подбирают однокоренные слова, выделяют корень с чередованием. Личностные: проявляют интерес к изучению русского языка, ориентируются на понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности
УУД: находят существенные признаки, следуют алгоритму действий; планируют свою деятельность; строят высказывания с учётом учебных задач, высказывают и аргументируют предположения.
Тип урока : решение учебной задачи
Основные понятия: корень слова, орфограмма, происхождение слов, старославянский язык, словарь древнерусских слов.
Ход урока
1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности. Издавна наблюдательный и остроумный народ придумывал различные изречения, в которых выражалась народная мудрость . Что это за изречения? (Пословицы) Чтобы начать наш урок, необходимо правильно распределить части пословиц. (Слайд)

Спешное дело чем в большом провал
Лучше в малом удача, ее работа за руку приводит.
Удача сама не приходит: не бывает удачно
(Слайд)
-Прочитайте правильно народные пословицы (…) -О чём они? Как вы их понимаете? (…)-Пусть наша работа сегодня принесёт всем УДАЧУ!
2.Минутка чистописания: прописывание слова удача
- Какая орфограмма встретилась в этом слове? ча-ща3. Актуализация знаний. Нахождение существенных признаков. В наших пословицах встречались слова с противоположным значением.
Назовите их (малом-большом) Как они называются ? (Антонимы) Давайте узнаем, кому из ребят в нашей игре улыбнётся удача. (Соревнования по рядам , результат оглашается)
а)(Ребята соревнуются по рядам, называя антонимы )
грустный - весёлый близкий –далёкий старый - молодой
(Слайд)
б)Разгадайте загадки :
1)По морю идёт-идёт, 2)Загремел на небе гром, сотрясается весь дом.А у берега пропадёт. (Волна) Я зажмурила глаза. Что на улице? (Гроза)
Никого не родила, а все матушкой зовут (Земля) (Слайд)
в)Блиц-вопросы для смекалистых.
- Как называется сказка о двух мышатах Круть и Верть ? ( «Колосок» )- Где в доме зима круглый год? (Холодильник)
- Что растёт у человека на плечах? (Голова) (Слайд)
-По каким признакам можно разделить эти слова в три столбика?
(непроверяемые гласные , проверяемые гласные и с двумя проверяемыми гласными)
(У доски работает ученик, обучающиеся записывают в тетради слова в три столбика) (Слайд)
4.Физминутка. Комплекс кинестетических упражнений проводят обучающиеся.
(Упражнение «Пальчики встречаются», «Домики», «Кошечка», «Гусь»,»Петушки»
5. Постановка учебной задачи. Посмотрите на ряд слов и назовите однокоренные.
Молодой, молодёжь, младший, младенец.
-Что необходимо выполнить, чтобы ответить на этот вопрос?(выделить корни )
-Что затрудняет принять решение? (разное сочетание букв : оло-ла)
-Какую задачу нам необходимо сегодня решить? Чему нужно научиться?
6.Работа над усвоением новых знаний. Народная мудрость гласит:
Книга одна , а тысячу людей учит.
-Давайте узнаем, чему научит наш учебник на «Страничках для любознательных» (с.109)
-Как теперь можно объяснить разные сочетания в корнях слов?
-С какими ещё сочетаниями познакомились?
-Что интересного узнали об их происхождении?
-Можно ли подобрать синонимы древнерусского происхождения к этим словам? HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-zagremel-na-nebe-grom.html"
7.Практическая работа. Выполнение упр. 205 с комментированием.
-Используем ли мы такие слова в речи?
-Где можно о них узнать дополнительно? (Слайд)
8.Физминутка под песню «Нам всем весело живётся, мы в ладоши хлопаем»
-какие части тела мы разминали? (лоб, глаз…)
-Как в древности люди называли эти части тела? (чело, око…) (Слайд)
9.Закрепление. Выполнение упр.207. (Объединение обучающихся на группы для задания разного уровня: 1 группа – списывание, 2 группа – записывание текста под диктовку учителя ).
10.Рефлексия. Вспомните, с какой проблемой вы столкнулись в начале урока?
-Что нового вы узнали? Чему научились?
- Какие слова древнерусского происхождения запомнились ?-Нужна ли современному человеку информация о древнерусских словах?
-Где можно прочитать о них?
-Заметили ли вы сегодня самого активного знатока русского языка в классе? Оценка?
-Кому было скучно на уроке? Смогут ли они рассказать о новых знаниях своим младшим друзьям?
11.Домашнее задание. Постарайтесь найти в различных источниках подобные слова на тему быта человека.

АБИЕ – тотчас, сразу
АБО - или, либо
АБЫ - чтобы; если бы; лишь бы; хотя бы
АВВА - отец, настоятель монастыря на Востоке
АДАМАНТ - алмаз
БАГР - багряный
БАГРЕЦ - красная краска; сорт сукна
БАГРЯНИЦА - драгоценная ткань багряного цвета
БАЙДАНА - кольчуга
БАЛИЙ - колдун; заклинатель; врач
ВАПНИЦА - сосуд для красок
ВАПНО - известь
ВАРИТИ – предварять, предупреждать; беречь
ВАСИЛИСК – змей
ВЕДАТИ - знать, ведать; уметь, мочь