Речевая готовность ребенка к школе — залог успешного овладения им письменной речью.


Речевая готовность ребёнка к школе – залог успешного овладения им письменной речью.
Наиболее значимым для ребёнка 6 -7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. У Вас есть возможность, чтобы максимально помочь своему ребенку подготовиться к школьному обучению. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
• хорошее физическое развитие ребёнка;
• развитый физический слух;
• развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика(координация движений); нормальное функционирование центральной нервной системы;
• владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, время, счетные операции);
• произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
• познавательная активность, желание учится, интерес к знаниям, любознательность;
• коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества.
Следующие рекомендации основаны на требованиях к речевому и общему развитию первоклассников, которые лежат в основе успешного овладения русским языком. Помогите своему ребенку сформировать:
1. Правильное звукопроизношение. Ребёнок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2.Представление о звуковой системе языка. Уметь различать звуки на слух (фонематический слух), уметь определять первый, второй, третий и т.д. звук в слове (фонематический анализ), уметь самому придумывать слово на заданный звук (фонематические представления).
3.Достаточно развитую связную речь. Разговаривать полными предложениями. Уметь четко и последовательно рассказывать о чем-либо, пересказывать увиденное или услышанное.
4.Интерес к знаниям. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
5.Увеличивайте словарный запас ребенка. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Помните, чем больше запас слов у ребенка, тем больше возможности с помощью речи выразить наиболее точно свои мысли и чувства.
6.Составляйте вместе с ребенком рассказы по картинкам. Сначала начните Вы, затем попросите ребенка продолжить рассказ. Обратите внимание, передает ли ребенок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается.
7.Учите с ребенком стихотворения наизусть.
8.Развитую мелкую моторику кистей рук. Пусть ваш ребенок больше рисует, лепит, работает с ножницами, играет в мозаику, шьет и вышивает и т.п.
9.Четко ориентироваться в собственном теле и окружающем пространстве. Знать где "правая” и "левая” сторона, уметь находить на листе бумаги верхний левый угол, нижний правый угол, середину и т.д.
10.Развитый кругозор. Ориентироваться в днях недели, во временах года, уметь классифицировать предметы по разным темам (игрушки, транспорт, овощи, мебель и т.д.).
11.Если Ваш ребенок умеет читать, не останавливайтесь на достигнутом, обязательно читайте каждый день, но только вслух. Помните, что сейчас для ребенка чтение – это очень сложный труд. Поэтому не заставляйте его читать долго, давайте отдых, во время которого читайте ребенку сами. Всегда учитывайте, что возможности ребенка самому прочитать не удовлетворяют его читательских запросов. Он по-прежнему с удовольствием слушает чтение взрослых.
До тех пор пока процесс чтения будет требовать от ребенка значительных усилий, Вы непременно должны выделять время для контроля чтения и организации работы над книгой.
12.Просите ребенка печатать разные слова и предложения (в зависимости от уровня чтения).