Групповая консультация родителей Речевая готовность к школе


Групповая консультация
«Речевая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Аннотация к групповой консультации
«Речевая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Актуальность.
Современная образовательная политика, характеризующаяся сменой образовательных парадигм, переходом на новые педагогические технологии, ориентированные на индивидуально-творческие формы и методы дошкольного воспитания и обучения, актуализирует проблему уровня речевого развития дошкольников. Именно речевое развитие рассматривается сегодня педагогами и психологами как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования. Однако, практика показывает, что уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста, как посещающих ДОО, так и получающих семейное образование, не соответствует Целевым ориентирам ФГОС ДО и становится одной из самых актуальных проблем при поступлении ребёнка в школу. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Также речь имеет исключительно важное значение в психическом развитии ребёнка. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и создание необходимой среды развития речи у детей относится к числу важнейших задач для педагогов и родителей. Успешное решение этой задачи является необходимым условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе и для комфортного общения с взрослыми и сверстниками. Успешное воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. И в связи с этим родители, осуществляющие семейное образование, выказывают обеспокоенность уровнем развития речи своих детей.
Адресная группа: родители, осуществляющие семейное образование.
Структура консультации.
Организационный момент.
Теоретическая часть:
краткое обоснование основных идей, актуальности заявленной тематики;
знакомство с ФГОС ДО и целевыми ориентирами;
раскрытие критериев речевой готовности к школе; рассмотрение к чему ведут нарушения речи, что необходимо сделать для того, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе.
демонстрация мультимедийной презентации.
Практическая часть:
практический показ игр и упражнений.
Ожидаемый результат.
Предоставлена информация по теме консультации.
Продемонстрированы возможные варианты применения игр и упражнений, направленных на развитие речевых компонентов, в работе с детьми.
Повышена педагогическая компетентность клиентов по вопросам речевой готовности детей к обучению в школе.
Удовлетворённость клиентов результатами совместной работы, появление уверенности в своих возможностях в плане организации семейного образования.

Групповая консультация
«Речевая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Цель: повысить педагогическую компетентность родителей, осуществляющих семейное образование. Дать представление о критериях речевой готовности к обучению в школе.
Задачи.
Познакомить с ФГОС ДОУ и целевыми ориентирами.
Рассмотреть основные критерии речевой готовности к школьному обучению. Отработать возможные варианты речевых игр и упражнений для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Обсудить эффективность предлагаемых приемов работы.
Адресная группа: родители, осуществляющие семейное образование.
Методы и приёмы:
беседа;
просмотр презентации;
практическая работа;
создание доверительных отношений с клиентами;
эмпатия (сопереживание состоянию клиентов на момент консультации);
психологическая поддержка и ориентация клиентов на повышение своей педагогической компетентности и на получение положительных результатов.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Текст консультации
Уважаемые родители, сегодня тема нашей встречи «Речевая готовность ребёнка к школе». По разным причинам ваши дети не посещают ДОО и вы занимаетесь их образованием в домашних условиях. Вас всех волнует вопрос, что нужно сделать, чтобы обеспечить речевую готовность к школе, критерии речевой готовности, какими речевыми навыками должен владеть ваш ребёнок и так далее. Несомненно, уровень речевого развития ребёнка, является важным показателем готовности к обучению в школе.
По мнению Л.С. Выготского, «есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи». При помощи устной и письменной речи он будет усваивать школьную программу. А возраст 6-7 лет — период чрезвычайно активного развития речи.
Вопрос родителям: какой, на ваш взгляд, должна быть речь ребёнка к моменту поступления в школу? (наиболее вероятные ответы: ребёнок правильно говорит все звуки, говорит чисто…). Я дополню ваши ответы. Речь ребёнка должна быть не только с чистым звукопроизношением, но и грамотной, выразительной, богатой, понятной. К этому возрасту у ребенка должны быть сформированы все компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу слова, лексика, грамматика, связная речь.
Прежде чем остановиться подробнее на развитии каждого речевого компонента, я хочу коротко познакомить вас с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) для ДОО. Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
В настоящее время дошкольное образование населению Российской Федерации предоставляется в различных моделях и формах, значительно различающихся и по условиям осуществления образовательного процесса, и по содержанию дошкольного образования. ФГОС ДО осуществляет нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Т.е. стандарт будет задавать нижнюю допустимую границу как создания условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов освоения основной общеобразовательной программы.
Основными целями ФГОС ДО является:
обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.
Согласно ФГОС ДО содержание Основной образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Вот что входит в образовательную область «Речевое развитие»
владение речью, как средством общения;
обогащение активного словаря;
развитие связной и грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Прежде чем перейти непосредственно к теме консультации, давайте познакомимся с Целевыми ориентирами, к которым вы должны стремиться на этапе завершения дошкольного образования. Вот, что говорится о речевом развитии.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
С полным текстом ЦО вы можете познакомиться в приложении №1.
Вопрос аудитории: для чего приняты ФГОС ДО? (варианты ответов: чтобы все дети были подготовлены к школе; получили развитие в различных видах деятельности…).
Рассмотрим подробнее развитие всех компонентов речи ребёнка старшего дошкольного возраста. Демонстрации мультимедийного приложения. Презентация «Речевая готовность к школе».
1.Звуковая сторона речи: у ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп (свистящие, шипящие, л, р).
2.Фонематическое восприятие: умение слышать, различать все фонемы языка.
3.Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу:
умение выделять начальный гласный звук из слова;
анализ гласных из трех звуков типа «ауи»;
анализ обратного слога гласный - согласный типа «ап»;
слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
определять количество и последовательность звуков в слове
называть слова на заданный звук.
Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение»;
уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой;
сливать звуки в слоги.
4.Словарный запас:
к шестилетнему возрасту словарный запас ребёнка с условно-возрастной нормой развития составляет от 5000 до 7000 слов.
Ребёнок может:
использовать в речи обобщающие понятия: цветы, посуда,
звери, птицы и т.д.;
уметь разными способами образовывать слова;
правильно употреблять слова уменьшительно-ласкательного
значения;
уметь образовывать слова в нужной форме;
выделять звуковые и смысловые различия между словами;
образовывать прилагательные от существительных;
объяснять значение слова: сахарница — это посуда,
в которой находится сахар;
понимать, использовать в речи, подбирать пары слов
с противоположным значением: высокий — низкий, горячий —
холодный и другие.
Шестилетние дети начинают осмысливать и понимать слова с переносным значением: золотые руки, время ползет, короткая память.
Важное значение имеет работа над синонимами.
Также ребенок к концу года может понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова.
5.Грамматический строй речи – это:
умение правильно строить простые предложения;
видеть связь слов в предложениях;
распространять однородными и второстепенными членами;
работать с деформированным предложением;
выделять слова в предложении (называть первое, второе и т. д. слово);
составлять предложения по опорным словам и картинкам и т. д.
6.Связная речь:
умение пользоваться развёрнутой фразовой речью;
пересказывать текст;
самостоятельно составлять рассказ.
7.Развитие мелкой моторики:
пальцы кистей рук должны быть хорошо развиты.
К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки.
При пересказе обращается внимание:
на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль),
на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ),
на лексику (полнота использования лексики),
на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения),
на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
8.Большое значение имеет речевая коммуникация:
ребёнок должен быть достаточно активен в общении;
уметь слушать и понимать речь;
строить общение с учетом ситуации;
легко входить в контакт с детьми и взрослыми;
ясно и последовательно выражать свои мысли;
пользоваться формами речевого этикета.
Вопрос аудитории: вы исправляете ошибки в речи своего ребёнка, следите за тем как он говорит?
Я хочу обратить ваше внимание на то, что даже небольшие отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведут к проблемам в учёбе, в усвоении программ общеобразовательной школы. Формирование фонетически чёткой, грамматически правильной, лексически богатой речи - одна из важнейших задач при подготовке ребёнка к обучению в дошкольных учреждениях и в семье. Сформированная речь позволяет ребёнку легко общаться с окружающими, понятнее выражать свои мысли, желания, а в школе качественная речь необходима при овладении грамотой, т.к. речевые дефекты - одна из причин возникновения дисграфии и дислексии (нарушений чтения и письма).
Рассмотрим, к чему ведут нарушения речи.
1.У ребенка нарушено только звукопроизношение. Такие дети могут хорошо учиться. Дефектное произношение отдельных звуков носит только эстетический недостаток.
2.У ребенка нарушено звукопроизношение и фонематический слух. Такие дети заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие – свистящие; звонкие – глухие; твердые – мягкие, р – л), значит и эти буквы тоже будут путать. Такие дефекты препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служат причиной появления вторичного дефекта- нарушение чтения и письма.
3.У ребенка наряду с нарушением звукопроизношения и фонематическими процессами нарушены лексико-грамматические средства языка. Это самое сложное нарушение – у ребенка общее недоразвитие речи. Такие дети испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Основная задача дошкольного воспитания — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы начать как можно раньше логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат. Для того, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе, необходимо:
создать условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
проводить целенаправленную и систематическую работу по
развитию речи детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
не ругать ребенка за неправильную речь;
ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия;
учитывать важность речевого окружения ребенка;
не думать, что с возрастом недостатки речи исправятся сами собой;
речь взрослых должна быть четкой, ясной, грамотной;
взрослым необходимо как можно активнее способствовать накоплению
словарного запаса детей и развитию связной речи.
Рекомендации по развитию связной речи дошкольников, как средства общения.
Вопрос аудитории: Много ли вы общаетесь со своим ребёнком?
А ведь от того, на сколько много вы разговариваете с ребёнком, общаетесь с ним зависит развитие такого важного компонента речи, как связная речь. Развитие связной речи дошкольника является первоочередной задачей при подготовке вашего ребенка к школе, ведь от этого зависит уровень успешности маленького ученика в будущем. Поэтому крайне важно, во время проведения развивающих занятий в возрасте уделять этому особое внимание, тем более что такие занятия очень хорошо проводить в игровой форме и при этом стимулировать ребенка к диалогу с вами. Лучше всего навыки связной речи вырабатываются у дошкольника при свободном общении с взрослыми, а также в творческих и логических играх, где ребенок излагает то, о чем он думает, с использованием доступного ему словарного запаса. И чем больше вы общаетесь со своим ребенком, тем легче ему связно выражать свои мысли вслух. Работу по развитию связной речи нужно начинать задолго до поступления ребёнка в школу.
Первый этап – накопление словаря по общепринятым темам:
Человек, части тела, Семья, Дом , Игрушки, Посуда, Мебель, Одежда, Обувь, Профессии, Овощи, Фрукты, Ягоды, Цветы, Грибы, Деревья, Кусты, Весна, Лето, Осень, Зима, Зимующие птицы, Перелётные птицы, Дикие животные, Домашние животные, Морские животные, Рыбы, Птицы и звери нашего леса, Лес, Сад, Парк и другие. Сюда входит:
накопление словаря (всех частей речи);
уточнение значения слов;
подбор синонимов;
развитие словаря признаков (свойства, размер, форма предмета и т.д.);
работа над антонимами;
Второй этап – работа над грамматическим строем речи ведётся по направлениям:
согласование слов в предложении;
употребление сравнений;
знакомство и употребление в речи поговорок, пословиц, загадок;
Третий этап – составление описательного рассказа. Для этого уже накоплен словарь, и дети могут грамотно строить предложения. Дети описывают предметы и явления из окружающей их жизни. Необходимо научить детей выделять в предмете существенные признаки, подбирать к описанию точные слова, выражать своё отношение к предмету, грамотно оформлять фразы.
Четвёртый этап – составление рассказа по картине. Первой картиной может быть натюрморт, составленный из неживых предметов. Здесь ребёнок применяет умение описывать предмет, учиться обобщать свои знания, видеть композицию. Ребёнок должен не только перечислить предметы на картине и определить характерные признаки их, но и объяснить, почему они объединены, и опять выразить своё отношение к картине.
Пятый этап – составление рассказа по пейзажной картине. Дети используют умения описывать предметы, пейзаж, опираться на план работы, обобщать. На этом этапе основная задача – развитие образной речи: учатся подбирать сравнения, образные выражения, более точные слова, подбирать стихи.
Шестой этап – описание портрета. Главное в этой работе – помочь ребёнку воспринимать внутренний мир человека, вглядываясь в выражение его лица, видеть особенности человека, что помогает развивать наблюдательность, внимание.
Седьмой этап – составление рассказа по сюжетным картинам, закрепляет навыки описательного рассказа, описание пейзажа, описание портрета.
Сначала лучше брать картины, отражающие привычную жизнь детей, жанровую живопись, доступную пониманию детей, затем – фантастические и сказочные сюжеты. Это развивает творческое воображение детей, пополняет словарь, закрепляет навыки самостоятельного планирования высказывания, расширяет кругозор, формирует связную речь.
Восьмой этап – обучение пересказу текста. Текст должен быть доступен для понимания, небольшой, с чётко выраженной линейной последовательностью, с богатым словарём и образными выражениями.
На девятом этапе дети реализуют свои творческие речевые способности: сами составляют рассказы, сказки, изменяют сюжет знакомых сказок, продолжают сказку по данному началу и т.д.
Вопрос аудитории: поможет ли вам моя консультация освоить приёмы работы по развитию речи ребёнка?
Я очень рада, что вы позитивно настроены и уверены в том, что, осуществляя семейное образование, вы успешно подготовите своих детей к обучению в школе.
Предлагаю вам игры и упражнения на формирование грамматического строя речи, на развитие речевого внимания, на активизацию и обогащение словаря, на развитие слухового внимания и памяти. Это поможет вам в подготовке ребёнка к школе и будет способствовать развитию всех компонентов речи.
Литература: М.М. Безруких «Ступеньки к школе» Москва-2002; О.А. Ишимова «Развитие речемыслительных способностей детей» серия «Портфель логопеда»; интернет-ресурс.
Учитель-логопед Лысенко Л.В.