Консультация для родителей на логопедический стенд Речевая готовность ребенка к школе


1714566167000Речевая готовность ребенка к школе.
Ваш ребенок переступил порог школы. В его жизни произошел важный момент смены игровой деятельности на учебную деятельность. Теперь успешность учебной деятельности и успешность вашего ребенка напрямую зависит от того, была ли в дошкольном возрасте создана база. А именно:
Медицинская коррекция недостатков функционирования ЦНС (своевременное лечение гипоксий плода, врожденных вывихов шейных позвонков, ММД, СГДВА)
Коммуникативность ребенка; готовность к взаимодействию и сотрудничеству.
Развитая речь.
Хорошее физическое развитие.
Развитый фонематический слух.
Развитая мелкая моторика рук и общая моторика.
Владение знаниями и представлениями об окружающем мире.
Произвольное внимание и умение слушать учителя.
Желание учиться, любознательность.
Именно, эта база, является фундаментом для формирования необходимых для обучения качеств и получения начального общего образования.
Остановимся более подробно на речи ребенка. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением всех звуков.
Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный - согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
2963545186626500Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи: устной или письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной — ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка во время поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом, и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.
У детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
52514512509500
Рекомендации родителям:
Организуйте распорядок дня: стабильный режим дня, сбалансированное питание, полноценный сон, прогулки на воздухе.
Формируйте у ребенка умение общаться: обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
Уделите особое внимание развитию произвольности: учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка: во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы; тренируйте умения определять время года на улице и картинках; используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение; развивайте связную речь детей.
Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов; составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей.
Проговаривайте скороговорки; можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп).
Тренируйте умение подбирать слова на заданный звук.
280670048450500При употреблении слов сложной слоговой структуры (н-р: аквариум, милиционер, электростанция) просите ребенка произносить слова медленно, отделяя хлопками слоги.
Научите находить слова имеющие, например, звук «л»; знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.