Родительское собрание на тему «Трудности адаптации первоклассников в школе»


Родительское собрание на тему «Трудности адаптации первоклассников в школе»
Цель: формирование знаний у родителей о трудностях адаптации детей в первый год обучения
1.Вступительное слово учителя: ни для кого не секрет, что для ребенка начало обучения – это не только новые контакты, отношения, обязанности, новый статус ученика, но и принципиально новые условия деятельности, большие физические, и, прежде всего, эмоциональные и умственные нагрузки. Чтобы освоиться в школе по-настоящему, ребенку необходимы не день и даже не неделя. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.
2.Родительский практикум-игра «Корзина чувств»
После того, как  ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства (позитивные и негативные), которые может испытывать любой человек. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего тот период времени, что ваш ребенок находится в школе, и назовите это чувство (Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают; это задание позволяет выявить проблемы и трудности семей,  связанные со школьным обучением ребенка и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания).3.Адаптация.
Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать. В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо. Окружив школьника любовью и создав для него максимально благоприятные условия в семье, вы поможете ему избежать стресса в новых условиях. Позаботьтесь о чётком, грамотно продуманном режиме дня первоклассника. Не отменяйте дневной сон: так ребёнку будет легче восстановить силы. Найдите возможность не оставлять первоклассника на «продлёнке» — ведь ему так необходим отдых дома. Научите ребёнка правилам общения с одноклассниками. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным к сверстникам — и общение в школе будет только в радость.
4. Психологическая адаптация школьника
Психологическая готовность первоклассника проявляется в том, что ребёнок с удовольствием ходит в школу и занимается выполнением домашнего задания, с радостью делится с домашними о школьных событиях. Противоположное отношение к школе свидетельствует о том, что ребёнок ещё не привык к школе. Совет: внимательно выслушивайте ребёнка и вникайте во все проблемы, о которых он вам говорит. Не высмеивайте его, не унижайте, не приводите в пример тех детей, у которых получается лучше справляться с обучением в школе. Это приведёт только к замкнутости, скрытности,  раздражению, нежеланию рассказывать родителям о своих волнениях.
Упражнение «Слепой и поводырь»
Инструкция: упражнение выполняется в родительских  парах, где один из участников исполняет роль «поводыря», а другой – «слепого» (пары образуются  по симпатиям). «Слепой» закрывает глаза, становится за спиной «поводыря» и кладет ему на плечо вытянутую руку. «Поводырь» водит «слепого», следя за тем, чтобы провести его наиболее комфортным способом. Задача «слепого» – быть внимательным к действиям «поводыря». Затем «поводырь» должен посадить «слепого» на стул и выбрать себе другого «слепого» (незнакомого для него родителя), которого он тоже должен провести по классу.
Обсуждение
Учитель обсуждает с родителями – «слепыми»  их самочувствие во время проведения первого и второго этапа проведения этой игры. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно «слепому», если «нет», то почему?
Вывод: первоклассник как слепой котенок, ему уютнее и комфортнее со знакомым, любящим его человеком. И задача родителя: помочь ребёнку подружиться и, возможно, полюбить учителя.Для успешной психологической адаптации важна доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Не забывайте отдыхать, играть в спокойные игры, гулять.
5. Физиологическая адаптация
В период адаптации к школе организм ребёнка подвергается стрессу. Медицинская статистика свидетельствует, что среди первоклассников всегда есть дети, которые худеют, едва проучившись І четверть, у части детей замечается низкое артериальное давление, а у части – высокое. Головные боли, капризы, невротические состояния – не полный перечень проблем физиологического характера, которые могут произойти с вашим ребёнком. Прежде чем упрекнуть ребёнка в том, что он ленится и отлынивает от выполнения учебных обязанностей, вспомните, какие у него проблемы со здоровьем. Ничего сложного – просто будьте внимательны к своему малышу.
6. Советы родителям первоклассника
Безусловно, быть родителем первоклассника не так уж и просто, ведь порой нам не хватает терпения и понимания, но помните лишь об одном золотом правиле воспитания «Ребенок больше всего нуждается в любви именно в то время, когда он меньше всего её заслуживает». Давайте ответим на один из самых важных вопросов сегодняшнего собрания: «как легко пережить такой ответственный момент как адаптация ребенка к школе?»
Слово-эстафета. Родители должны продолжить начатое ведущим предложение: “Мой ребёнок лучше адаптируется к школе и будет успешнее учиться, если я … ”, при этом будут передавать мяч.
Решение родительского собрания:
Чтобы помочь ребенку адаптироваться в новой для него среде, нужно:
Будить ребёнка ласково: пусть у него будет хорошее настроение на весь день!
Не спешить. Правильно рассчитывать время – это ваша задача. Не запугивать ребёнка перед выходом в школу! Просто желайте ему удачи и хорошего дня. Забирая ученика после школы, не приставайте к нему с бесконечными вопросами по поводу школы. Пусть ребёнок расслабиться, отдохнёт.
Если Вы видите, что малыш чем-то опечален, — дайте ему время, пусть он расскажет о своей проблеме сам.
Не заставлять ребёнка выполнять домашнее задание непосредственно после прихода из школы. Не требовать выполнять сразу все задания.
Поощрять самостоятельность первоклассника при выполнении упражнений. Е
Не ставить ребёнку условий. Лучше всего, когда все члены семьи поддерживают одну тактику воспитания ребёнка и общения с ним.
Не игнорировать жалобы малыша на самочувствие – это может быть показателем переутомления.
Будьте ласковы с первоклассником, помогите ему успокоиться и заснуть.
Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь ребёнку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте необходимые условия проживания и обучения и увидите, с какой лёгкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.