Родительское собрание Первый раз — в первый класс!


Лисунова Надежда Павловна
МОБУ СОШ № 4, р.п. Лесогорск
Педагог – психолог: Лисунова Н.П.
«Первый раз в первый класс»
Родительское собрание в 1 классах
Цель: повышение компетентности родителей в понимании ими социальной и психологической готовности к обучению, информированию об особенностях адаптации первоклассников к обучению в школе.
Ход собрания
Организационный момент.
Знакомство.
Приглашенные на собрание родители по кругу называют свое имя и говорят об ожиданиях по отношению к предстоящему собранию.
Вот и наступил тот день, когда ваш малыш впервые переступил порог школы. Как он будет учиться? Как ему помочь, когда он встретить первые школьные трудности?
Упражнение «Взрослые и дети». Для проведения этого упражнения понадобятся книги и мячи. Психолог кладет мячик на книгу и участников просит вместе донести мяч, не уронив его. До стула у противоположной стены.
Обсуждение: после завершения игры родители обсуждают , легко ли им было выполнить задание, что мешало и почему?
Психолог объясняет участникам, что им была смоделирована ситуация, напоминающая процесс подготовки ребенка к школе. Ребенка – им был мяч – вели к цели взрослые: родители, воспитатели и учителя. На пути каждого встречались препятствия (физические и моральные), которые он должен преодолевать с помощью взрослого. Успех сопутствовал тем, которые сумели наладить взаимодействие и выработать единую стратегию.
Упражнение «Вспомни школьные годы». Каждому участнику достается карточка с вопросом. По сигналу психолога родители зачитывают свой вопрос, а остальные родители поднимают руки, если согласны с этим утверждением (отдают свои карточки, определенного цвета для каждого участника). По завершению участники выкладывают перед собой полученные карточки.
Обсуждение. Как только все сели, желающие зачитывают свой вопрос и высказываются, легко ли им было выполнить свое задание, что мешало и почему. Психолог объясняет участникам, что им была продемонстрирована ситуация, напоминающая процесс установления ребенком контакта со сверстниками в школе. Благополучные отношения первоклассника со сверстниками – условие успешного обучения. При затруднениях в общении со сверстниками ребенок находится в постоянном напряжении, что ведет к повышенной нервозности и утомляемости. К конфликтам с одноклассниками, к формированию негативного отношения к учению.
Вот мы и затронули с вами понятие готовности к школе. Поговорим о социальной или личностной готовности к обучению в школе – это готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного обучения.
Дети по тем или иным причинам не готовы к систематическому обучению, в дальнейшем испытывают трудности в адаптации к школе и освоении учебной программы.
Я предлагаю вам пройти тест. Если вы согласны с утверждением то ставьте себе 1 балл, за отрицательный ответ 0 баллов.
Вопросы:
1. хочет ли ваш ребенок в школу?
2. привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он узнает там нового, что там будем много интересного?
3. может ли ребенок заниматься каким –нибудь делом самостоятельно в течении 30 минут и более (рисует, разглядывает или читает книгу)?
4. свободно ли чувствует себя ребенок в присутствии незнакомых людей?
5. умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинкам (не менее 5 предложений)?
6. может ли он рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. умеет ли ребенок изменять существительное по числам (стул – стулья, дом – дома)?
8. умеет ли ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. решает ли простые задачки на сложение или вычитание?
10. умеет ли считать до 10 и обратно?
11. У вашего ребенка твердая рука?
12.любит ли он рисовать и раскрашивать?
13. умеет ли он пользоваться ножницами и клеем (сделать сам аппликацию)?
14. может ли ребенок собрать разрезанную на 5 частей картину за 1 минуту?
15. знает ли он названия диких и домашних животных?
16. умеет ли он обобщать понятия, называть одним словом несколько предметов (морковь, лук, картофель – овощи)?
17. любит ли ребенок заниматься самостоятельно (рисовать, лепить, собирать мозаику)?
18. может ли точно выполнять словесные инструкции?
Подсчитайте баллы.
18-15 баллов. Ваш ребенок хорошо подготовлен к школе и сможет преодолеть возникшие трудности. Вы не напрасно с ним занимались.
10-14 баллов. Вы на правильном пути, а отрицательные ответы подскажет вам , куда теперь направить усилия.
Менее 10 баллов. Запаситесь терпением, специальной литературой. Уделите внимание тем минусам, которые вы выяснили в ходе теста. Занимайтесь с ребенком чаще, чтобы успеть в ногу со сверстниками.
Итак, психологическая готовность к школе включает в себя:
Личностная или социальная,
Интеллектуальная
И волевая.
Социальную мы разобрали, интеллектуальная – это готовность, которая сводиться не только к имеющемуся у ребенка словарному запасу, специальным умениям и навыкам. Существующие программы требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы.
Волевая готовность. К шести годам ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определённые усилия в случае препятствия. Оценить результат своего действия.
Какие факторы, по мнению психологов, помогают ребенку успешно адаптироваться к школе:
адекватное осознание своего положения в группе сверстников,
правильные методы воспитание в семье,
отсутствие конфликтов в семье,
отсутствие конфликтов в семье из-за алкоголя,
высокий уровень образования отца,
функциональная готовность к обучению в школе,
благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс,
высокий уровень образования матери,
полная семья,
удовлетворенность в общении со взрослыми,
положительный стиль отношения к детям воспитателя подготовительной группы,
положительный стиль отношения к детям учителя начальных классов.
Что же делать родителям, если через месяц, а то и больше ребенок заявляет, что в школу ходить он не хочет, ему там надоело и не нравится? Он становится плаксив, часто приходит уставшим, отказывается от выполнения домашнего задания, или же напротив, некоторые становятся очень активным, бегает – прыгает, игнорирует замечания со стороны учителя, родителей, долго не может успокоиться и лечь спать.
Часто дети быстро адаптируются к школе, и уже во второй четверти у них нет никаких проблем.
Я предлагаю вашему вниманию несколько советов психологов в помощь в адаптации к школе, которые напечатаны в буклетах.