ПРОГРАММА РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА 2014-2017 гг «ТОЧКА РОСТА»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа»
«Принята»
на педсовете школы
протокол № от « » 2014 г. . «Утверждаю»
Директор школы
________________ Кайль А.П.
Приказ № от « » 2014г


ПРОГРАММА РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
ПО ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА 2014-2017 гг «ТОЧКА РОСТА»
Подготовил: Пальянов Е.Л
зам. директора по НМР
МКОУ Газ-СалинскаяСОШ
с.Газ-Сале
2014
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы:
Программа деятельности ресурсного центра по подготовке педагогов к работе с одаренными и талантливыми детьми 
Сроки реализации Программы: 2014-2017 годы
 
Основной разработчик Программы: 
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа» Тазовского района, ЯНАО.
Исполнители и соисполнители Программы:
Департамент образования Администрации Тазовского района,
МКОУ Газ-Салинская средняя общебразовательная школа
Нормативно-правовая основа Программы:
Закон РФ «Об образовании в РФ»;
Типовое Положение об образовательном учреждении;
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»;
Положение о ресурсном центре по организации работы с одаренными и талантливыми детьми;
Приказ департамента образования администрации Тазовского района.
Назначение Программы
Программа - является организационной основой для создания на базе школы ресурсного центра для педагогов и учащихся. Программа определяет стратегию, механизмы реализации, основные модели организации и направления организации стажировочных практик педагогов.
Ресурсный центр по организации работы с одаренными и талантливыми детьми создается на базе образовательного учреждения, которое:
обеспечено материальными, организационными и кадровыми ресурсами для эффективной организации стажировок педагогических и руководящих работников системы образования;
демонстрирует высокие и устойчивые результаты по работе с одаренными и талантливыми детьми;
имеет обобщенный инновационный опыт работы, готовый к распространению;
педагоги которой являются победителями конкурсов в рамках ПНПО.
Цели и задачи Программы:
Основной целью Программы ресурсного центра является развитие и распространение передового опыта работы с одаренными и талантливыми детьми.
Задачи:
объединение информационно-педагогических ресурсов для организации работы с одаренными и талантливыми детьми образовательных школ района;
ознакомление педагогов с инновационным опытом, закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков работы с одаренными и талантливыми детьми;
предоставление базы для практических занятий по обучению и повышению квалификации педагогических и руководящих работников муниципальной системы образования;
привлечение к работе площадки педагогов - лидеров муниципальной системы образования, имеющих эффективный инновационный опыт реализации основных направлений ПНПО и национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по работе с одаренными и талантливыми детьми;
подготовка к изданию научно-методических материалов, обобщающих инновационный опыт педагогов по работе с одаренными и талантливыми детьми.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
Успешно действующий ресурсный центр позволит:
реализовать план и сформировать у педагогов представление об образовании как о системе разнообразных практик по развитию;
обобщить и распространить опыт работы образовательного учреждения и педагогов - тьюторов по работе с одаренными и талантливыми детьми;
повысить эффективность работы школы, качество образовательных и воспитательных услуг;
превратить школу в партнера других учреждений образования;
сделать значимым имидж школы и ее влияние на образовательную среду района.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ.
МКОУ Газ-Салинская СОШ работает в инновационном режиме: 
2002 г. – обучение на начальной ступени по УМКОбразовательная программа «Школа 2100»
2002 г. – начало федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
2003 г. – первый выпуск профильных классов (естественно-математического и социально-гуманитарного) в рамках экспериментальной деятельности.
2005 г. – обучение во второй ступени по УМК Образовательной программы «Школа 2100»
2006 г. – Окружной эксперимент по проведению ЕГЭ.
Работа в инновационном режиме позволяет реализовать в образовательной деятельности многие инновационные педагогические идеи и технологии, являющиеся актуальными в связи с процессом модернизации содержания образования Российской школы.  
В нашей работе мы рассматривали проблемы одаренности со времен ее происхождения до наших дней. На протяжении многих веков одаренность рассматривалась несколько автономно от социально-педагогической практики. И происходило это в первую очередь потому, что изыскания были не востребованы системой образования. Основное внимание исследователей было обращено не на сам феномен одаренности как личностное образование или социально – психологическое явление, а на проблему его происхождения (божественное или земное). Основными видами одаренности стало принято считать интеллектуальную и творческую одаренности.
Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.
Одаренные дети в нашей школе реализуют свои таланты и способности не только через интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады, марафоны, но и через систему дополнительного образования. Спортивные кружки и секции развивают сильных, смелых, ловких; кружки и клубы художественной направленности и прикладного искусства помогают развивать и реализовать свои музыкальные, танцевальные, художественные способности каждому одаренному в этой области ребенку. 
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Для развития таланта, одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по обширному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЫ КАК РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
Сильные стороны:
имидж школы как учебного учреждения, готовящего победителей олимпиад и дающего высокое качество знаний для поступления в ВУЗы;
высокая квалификация педагогов;
творческий потенциал  педагогического коллектива и учащихся;
хорошая репутация у родителей, есть опыт вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс;
сложившаяся система работы с одаренными детьми;
мотивированность старшеклассников на образование повышенного уровня и высокого качества;
достаточная материально-техническая база.
Слабые стороны:
преобладание в педагогическом коллективе немолодых учителей, как следствие - консерватизм большой части педагогов в выборе образовательных технологий;
отсутствие у отдельных педагогов школы должной профессиональной подготовки для внедрения технологий тьюторского сопровождения;
отсутствие возможностей значимого материального поощрения педагогов, работающих в экспериментальном и инновационном режиме.
Возможности:
адресное повышение квалификации педагогических кадров;
нацеленность методической работы на внедрение технологий открытого образования.
Угрозы и риски:
инертность педагогического коллектива школы;
искажение смысла тьюторства в случае формального понимания и применения педагогами новых технологий.
ВОЗМОЖНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА:
Направления работы:
Организация работы с педагогами, работающими с одаренными детьми;
Организация работы с одаренными детьми.
Выделение «целевых» методических объединений (МО) по работе с одаренными детьми на базе районных методических объединений (РМО) учителей предметников. Работа целевых МО предполагает создание рабочей группы педагогов (не менее 1/3 от общего состава РМО) и проведение ряда мероприятий, направленных на оказание помощи учителям по подготовке учащихся к олимпиадам по предметам, по организации исследовательской и проектной деятельности школьников и эффективному развитию других видов одаренности детей.
На заседании МО педагогов, работающих с одаренными детьми, должны быть выявлены затруднения педагогов, на основе которых разработаны Индивидуальные траектории профессионального развития, с учетом которых совместно составлены программы стажировок, выработан график мероприятий и форма проведения.
Формы проведения стажировок педагогов должны носить практико-ориентированный характер, обеспечивать интерактивное взаимодействие стажеров и тьюторов ресурсного центра.
Методы проведения стажировок: 
«погружение» педагогов в образовательный процесс;
тренинги, мастер-классы с участием как тьюторов, так и стажеров;
круглые столы по обсуждению проблемных вопросов;
сетевое взаимодействие педагогов по обмену опытом работы с одаренными детьми (с интерактивным обсуждением технологий);
консультирование, информирование через работу сайтов органов управления или образовательных учреждений.
Цели школы, как ресурсного центра:
идеальная - это создание условий для формирования ответственной, компетентной и креативной личности, способной к самореализации.
результатная – реализация конкретных технологий в виде проектов разных форматов.
процессуальная – изменение сознания педагогов, работающих в парадигме индивидуализации образования
Формы организации деятельности и общения
Самостоятельное изучение педагогами теории и опыта работы с одаренными детьми;
Организация для педагогов ресурсных семинаров;
Внутрикорпоративное повышение квалификации;
Тьюторские пробы;
Рефлексивный анализ тьюторских событий;
Описание и презентация полезного опыта;
Выполнение заказов других ОУ, а именно: приглашение коллег на тьюторские пробы, консультирование по разработанным авторским технологиям, оформление печатных материалов с обобщением опыта педагогов школы.
ПРОГРАММА РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
ТОЧКА РОСТА или КОНУС НАРАСТАНИЯ, верхушка побега и корня; образовательная ткань, обеспечивающая формирование всех их частей.
Какой смысл вкладывается в понятие "точка роста", когда речь идет о ресурсном центре? Главное создать среду для развития и педагогов и учащихся, определить точку роста каждого…
Точка роста – это:
Педагог-тьютор;
Педагог, стремящийся стать тьютором;
Педагог, размышляющий о тьюторстве;
Проектная команда;
Экспериментальная площадка;
Отдельная осваиваемая тьюторская технология;
Пакет тьюторских технологий;
Сама школа, как самоактуализирующееся образовательное учреждение;
Стажировочная плошадка базовой школы, как центр обучения педагогов других школ.
В «точке роста» происходит рост
Вглубь – к смыслам
Вширь – к людям
Ввысь – к вершинам мастерства
В центре работы ресурсного центра – организация таких условий индивидуализации образовательного процесса, в которых могло бы происходить развитие самоактуализирующейся личности: как ребенка, так и педагога.
 
(Самоактуализация – это потребность высшего порядка, подразумевающая наличие свободы выбора собственного пути саморазвития и ответственность за данный выбор).
Взаимодействие педагогов в ресурсном центре подчинено следующим принципам:
Безусловная превентивность психолого-педагогической теории.
Приведение всей работы в систему.
Целесообразность работы в экспериментальном режиме с использованием технологий открытого образования.
Апробация авторских технологий работы с одаренными детьми.
ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
1.Этап первый, ориентировочный: аналитический, концептуальный, организационный.  2014/15 учебный год.
- Запуск программы. Разработка концепции.
- Обсуждение программы во всех управленческих структурах.
- Принятие и утверждение программы.
- Проведение первых тьюторских проб.
- Выявление педагогов, желающих попробовать себя в роли тьюторов.
- Обучение педагогов.
 
2. Этап второй, основной:  этап реализации и мониторинга программы.
2015/16 учебный год
- Повышение квалификации педагогов.
- Организация тьюторских проб, мастер-классов, проектных мастерских и тренажеров.
- Проведение общественных экспертиз по реализации программы.
- Разработка системы показателей по мониторингу и оценке деятельности в рамках Программы.
-  Публикация результатов мониторинга.
 
3. Этап третий, аналитический: этап анализа, мониторинга, корректирования программы и  проектирования на новый период.
2016/17 учебный год.
- Завершение реализации программы.
- Анализ опыта. Общественная экспертиза деятельности.
- Обобщение и закрепление опыта позитивных изменений.
- Разработка нового этапа программы ресурсного центра.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Успешно действующий ресурсный центр позволит:
- реализовать план и сформировать у педагогов представление об образовании как о системе разнообразных практик по развитию;
- обобщить и распространить опыт работы образовательного учреждения и педагогов - тьюторов по работе с одаренными и талантливыми детьми;
- повысить эффективность работы школы, качество образовательных и воспитательных услуг;
- превратить школу в партнера других учреждений образования;
- сделать значимым имидж школы и ее влияние на образовательную среду района.
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Количественные показатели
- Квалификация учителей школы, осваивающих тьюторские технологии.
- Разработка и внедрение программ тьюторского сопровождения педагогами- предметниками, педагогом – психологом, классными руководителями в части работы с одаренными детьми.
- Количество обучающих семинаров, конференций, встреч, проводимых на базе школы.
- Диагностика удовлетворенности участников образовательного процесса и ее показатели.
Качественные показатели
- Эффективное применение образовательных тьюторских технологий, адаптированных к возрасту учащихся.
- Возможность выбора образовательного маршрута учащимися.
- Степень открытости образовательной среды.
- Общественные представления о месте школы в образовательном пространстве района.
МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Создание информационно-аналитического центра (ИАЦ), который взял бы на себя координацию следующих видов мониторинга:
- создание базы данных;
- общественные экспертизы, публичные слушания;
- составление аналитических материалов для внутреннего и внешнего пользования.
ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА:
Опыт участия района в системных федеральных проектах (ПНПО, Информатизация системы образования, Дистанционное образование).
Опыт использования современных моделей повышения квалификации педагогов (модульного, дистанционного, проектного).
Опыт разработки, утверждения и реализации обеспечивающих механизмов по теме стажировочной площадки (необходимой нормативно-правовой базы, финансово-экономического и материально-технического обеспечения на региональном и муниципальном уровнях).
Наличие соответствующих направлений в программе социально-экономического развития района, в программе развития системы образования района, в других проектах и программах, программа поддержки одаренных детей, стипендии старшеклассникам. Поддержка Администрации Тазовского района, общественных организаций, родителей, заинтересованность администраций поселений.
Наличие образовательных учреждений, готовых к организации эффективной деятельности ресурсного центра.
№ Наименование мероприятия Сроки исполнения Ответственные Форма документа
1 Организационно-управленческая деятельность
1.1 Разработка программы ресурсного центра на 2014-2017 годы Май
Сентябрь Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР Программа
1.2 Разработка Положения о ресурсном центре по подготовке педагогов к работе с одаренными и талантливыми детьми Сентябрь Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР Положение
1.3 Составление плана работы ресурсного центра на 2014-2015 уч.год Сентябрь Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР План
1.4 Заключение договоров о сотрудничестве с ОУ района В теч. года Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР Договоры
1.5 Составление совместных планов работы ресурсного центра с ОУ района В теч. года Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР План
1.6 Составление графика проведения стажировок Декабрь Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР График
1.7 Составление графика проведения системного контроля Февраль, август Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР График контроля
1.8 Проведение экспертизы программ тьюторов Декабрь Методический совет Экспертное заключение
1.9 Сбор и обобщение аналитических материалов Май, декабрь Методический совет Отчеты
1.10 Мониторинг реализации Май, декабрь Методический совет Программа мониторинга
1.11 Составление итогового отчета Май Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР
Годовой отчет
2 Нормативно-правовое обеспечение
2.1 Подбор и систематизация нормативно-правовых документов федерального, регионального и муниципального  уровней, регламентирующих деятельность ресурсного центра. В теч.года Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР Документы
2.2 Разработать программу мониторинга реализации программы Май, декабрь Методический совет Программа мониторинга
3 Программно-методическое обеспечение
3.1 Составление банка программ Декабрь Методический совет Банк Программ
3.2 Разработка методического пособия Январь Методический совет Пособие
3.3 Разработка методических рекомендаций Январь Методический совет Папка рекомендаций
4 Организация работы с педагогами, работающими с одаренными детьми
4.1 Семинар "Базовые принципы выявления и сопровождения одаренных детей" Ноябрь Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР Материалы семинара
4.2 Семинар "Особенности развития одаренных детей" Декабрь Сидорова Н.А. зам. директора по УВР Материалы семинара
4.3 Семинар-практикум "Психолого-педагогическая диагностика одаренности" Январь Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР Материалы семинара-практикума
4.4 Семинар "Создание условий успешности по работе с одаренными детьми" Март Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР Материалы семинара
4.5 Родительское собрание "Идентификация детской одаренности педагогами и родителями" Апрель Методический совет Протокол родительского собрания
4.6 Консультации для педагогов В теч. года Методический совет Журнал консультаций
4.7 Работа по самообразованию специалистов стажировочной площадки В теч. года Методический совет Информационно-методическая карта
4.8 Проведение первых тьюторских проб Апрель Методический совет Материалы
5 Организация работы с одаренными детьми
5.1 Подготовка к участию в олимпиадах различного уровня В теч. года Педагоги-тьюторы Материалы занятий
5.2 Организация научно-исследовательской деятельности (работа НОУ) Октябрь Педагоги-тьюторы Индивидуальные занятия
5.3 Зимние сборы одаренных детей Тазовского района "ДАР" Февраль Педагоги-тьюторы, методический совет Материалы сборов
5.4 Конкурс "Ученик года" Март, апрель Методический совет Протоколы конкурса
5.5 Подготовка к творческим конкурсам В теч. года Педагоги-тьюторы Материалы конкурсов
5.6 Консультации для учащихся В теч. года Педагоги-тьюторы Журнал консультаций
6 Информационное обеспечение
6.1 Оформление на сайте МКОУ Газ-Салинская СОШ методических материалов В теч. года Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР Страница на сайте
6.2 Подготовка статей в СМИ по вопросам реализации программы В теч. года Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР Статьи
6.3 Информационное обеспечение ОУ района средствами электронной почты В теч. гда Пальянов Е.Л. зам. диретора по НМР Переписка
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа»
«Принят»
на педсовете школы
протокол № от « » 2014 г. . «Утверждаю»
Директор школы
________________ Кайль А.П.
Приказ № от « » 2014г

ПЛАН РАБОТЫ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА
«ТОЧКА РОСТА»
НА 2014-2015 уч. г
Подготовил: Пальянов Е.Л
заместитель. директора по НМР
МКОУ Газ-СалинскаяСОШ
с.Газ-Сале
2014