Методическая разработка по подготовке педагогов к работе с одарёнными детьми.


ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Извекова Е.И.,
заместитель директора по НМР
МБОУ «Боброводворская СОШ»
В наше время, в современной России, когда значение интеллектуального и креативного человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является просто необходимой. Ведь именно сейчас в условиях реализации ФГОС НОО особенно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их талантов, умение экспериментировать, выдвигать гипотезы, вести исследовательскую деятельность очень важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества  в целом. А именно, развивая детскую одарённость, одной из ведущих проблем является готовность педагога к такому роду деятельности. Когда-то в одной из телевизионных передач ,при встречи с 12-летним одарённым ребёнком, который заканчивал два факультета МГУ, был задан такой вопрос «Сможет ли одарённый ребёнок сам пробить себе дорогу»- ответ был совершенно : «Нет! Ему необходима помощь взрослых».Конечно, всё-таки есть вундеркинды, то есть дети с гипертрофированными способностями, способные самостоятельно достичь результатов. Но даже и рядом с такими детьми, как и с обычным незаурядным ребёнком должен быть талантливый педагог, постоянно поддерживающий его интерес, создающий поисковые ситуации и ставящий перед ним цели, значительно превосходящие его возможности. Тогда общество, в котором мы живём , получит блестящего художника, фотографа, лингвиста ,историка и так далее.
В президентской инициативе «Наша новая школа» во главу угла поставлена задача создания системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения во время становления личности. Именно поэтому современная образовательная модель вносит значительные изменения основного и дополнительного образования детей, где основным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Поэтому встаёт проблема подготовки педагога к работе с одаренными детьми.. При организации работы с одаренными детьми востребован тот учитель, который в своей деятельности будет применять инновационные технологии , творчески мыслить, экспериментировать, вести исследовательскую работу. Именно такой педагог способен развить потенциальные возможности ребенка, не допустить того, чтобы «Яркие звёздочки» превратились в «серых мышек»
В школе складывается система работы с одаренными детьми, состоящая как из урочной так и из внеклассной деятельности.
Учителя нашей школы работают над созданием ситуации успеха для обучения одаренных детей: 1) ситуации субъективного самовыражения в форме определенных действий , которая способствует проявлению и творческого самовыражения учащимися своих состояний и картины всего мира; 2) ситуацию, способствующую не только обучению, но и и овладению инструментальными навыками, необходимыми для правильного выполнения любого рода деятельности . Именно здесь должно быть сочетание как положительных, так и отрицательных оценок со стороны других людей; 3) ситуацию, способствующую подкреплению потребности индивида в самовыражении своих психических состояний в соответствии с социально принятыми формами и критериями оценивания.
Проблема обучения и развития одаренных детей распадается на три группы: проблему методов и содержания обучения детей с признаками одаренности, когда предметом развития в психике обучающегося выступают его предметные знания, умения, навыки; проблему развития детей с признаками одаренности средствами обучения, когда предметом развития в психике выступают те или иные отдельные способности и наконец, проблему развития одаренности у детей и взрослых как в потенциальной, так и в актуальной форме, когда предметом развития выступает собственно одаренность.
При таком подходе к проблеме выявления, обучения и развития одаренности на первый план выходит способность учащегося к преодолению уже сложившихся у него в прошлом опыте стереотипных способов восприятия, мышления, переживания, поведения. Учебные программы и образовательная среда в целом должны создавать возможность по-разному проявить себя, и, следовательно, ощутить и познать свою способность быть разным. Образовательная среда должна обеспечивать возможность каждому учащемуся иметь возможность для обретения своей собственной индивидуальности.
Основная тенденция в этом процессе заключается в том, что педагоги школы переходят к использованию таких образовательных технологий, которые позволяют педагогу трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания, умения, навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся. Для этого необходимо создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало и сформировать у себя способность быть субъектом развития своих способностей, и в итоге стать субъектом процесса своей социализации
В качестве интегративного критерия качества развивающей образовательной среды рассматривается способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития. Ребенок для того, чтобы использовать возможности социальной и образовательной среды, отвечающие его потребностям и тем самым мотивирующие его деятельность, проявляет соответствующую активность. Благодаря этому он становится реальным субъектом своего собственного развития, субъектом образовательного процесса, а не остается только объектом влияния условий и факторов образовательной среды. Это является принципиальным положением развивающего обучения и образования.
В случае индивидуализации обучения и развития одаренных детей и учитывая наличие у них естественной или специально создаваемой потребности в развитии самих себя, мы вводим понятие зоны проблемного развития. Это понятие подразумевает такую проблемно-развивающую ситуацию, когда акт развития имеет своей основой субъективное создание и проживание критического психического состояния, продуктивность которого обеспечивается не подсказкой со стороны взрослого, а собственным усилием по нахождению решения и преодолению данной проблемной ситуации. 
Учитывая все перечисленные особенности обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно, изменение сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и способов взаимодействия, методов обучения и воспитания. Поэтому мы считаем, что подготовка педагога для работы с одаренными детьми должна дополнительно включать в себя:
понимание того, что представляет собой развивающее образование, его отличий от традиционных форм обучения и воспитания и даже от развивающего обучения;
знание о том, что такое образовательная среда и ее субъекты, ее структура ее разновидности;
знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях различных образовательных сред;
знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса, а для этого — умение выделить дидактические цели, выбрать адекватную дидактическую форму учебно-методического материала;
умение реализовывать различные способы педагогического взаимодействия между различными субъектами образовательной среды;
умение встать в рефлексивную позицию по отношению к тому, чему учить, как учить и зачем учить.
Нельзя также не отметить, что функции практического психолога, работающего с одаренными детьми, не могут ограничиваться только диагностикой и измерением при отборе одаренных детей, а должны включать в себя психологическую подготовку педагогов и руководителей системы образования, работающих с одаренными детьми. Дальнейшая работа проводится научно-методическим советом ,классными руководителями и методическими объединениями. Так появились проблемные группы педагогов, заинтересованных в решении данной проблемы, которые составили карты одаренности, сделали конкретные рекомендации педагогам по работе с одаренными и мотивированными детьми.. В результате такой деятельности педагоги познакомились с ведущими педагогическими идеями творческого развития личности, направлениями и видами творческой образовательной  деятельности, с технологиями творческого учебно-воспитательного процесса. Отмечая определенные  трудности  педагогов в работе с одаренными детьми на разных  ступенях образования, методическая служба продолжала работу по повышению квалификации педагогов, организуя проведение методических недель, круглых столов.

В школе успешно, на наш взгляд, реализуется программа «Одаренные дети». Цель программы - создание условий для поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской  активности ребенка, преобразование ее в особую  познавательную модель отношения к миру знаний, проявляющуюся  в стойких личностных интересах к той или иной  форме учебной деятельности. В нашей школе сложилась надежная структура управления поэтапным развитием деятельности педагогического и ученического коллективов в организации  учебно-исследовательской деятельности  обучающихся. Научное общество «Поиск», которое является объединением  учащихся  9-х-11-х классов ,стремящихся совершенствовать свои знания в определенной научной области, развивать интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки  учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. На методическом объединении составлен план работы с мотивированными и одаренными детьми. Каждый учитель имеет свой личный план работы, позволяющий моделировать и корректировать творческую и исследовательскую деятельность. За эти годы творчески работающие учителя обобщили свой инновационный  педагогический опыт и стали призёрами конкурсов «Учитель года 2011», «Воспитать человека». Высокий профессионализм педагогов позволяет участвовать в научно-практических конференциях различного уровня.
Следует отметить, что проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей, оказание методической и практической помощи их родителям, требуют совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.
Литература
1. Учителю об одаренных детях/Под ред. В.П.Лебедевой, В.И. Панова.-М., 1997.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.; Воронеж, 1997.
3. Панов В.И. Одаренность, диагностика, тренинг // Бабаева Ю.Д.. - М., 1997