Рабочая программа элективного курса Физика природных явлений (9 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор школы: Зам директора по УВР на заседании МО учителей
-------------Черняева В.А.. -------------- Смагина С.М. естественно-математического цикла
«------»-------------- 2013 г. «-----------» ------------2013 г. «------»----------- 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по физике «Физика природных явлений» для 9 «А», «Б» классов
Бастрюковой Юлии Сергеевны,
учителя физики
Воронеж 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень нормативно-правовых документов;
Рабочая программа учителя разрабатывается на основе:
требований федерального государственного образовательного стандарта;
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189)
учебного плана МОУ школа № 4 (федерального и регионального компонента, компонента ОУ);
годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
основной образовательной программы МОУ школа № 4;
примерной образовательной программы по учебному предмету, курсу, дисциплине или авторской программы;
учебно-методического комплекса;
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Количество часов на полугодие по программе: 17. Количество часов в неделю: 1, что соответствует школьному учебному плану. Курс рассчитан на учащихся 9 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Общие цели образования, с учётом специфики учебного предмета, курса
Глубже и полнее рассмотреть физические законы и явления, изучаемые в школьном курсе физики (электрический заряд, токи в газах, искровой разряд; магнитное и электрическое поле заряженного тела)
дать представление о физической природе таких природных процессов как молния, гром, земной магнетизм, полярное сияние;
развивать умение применять полученные теоретические знания для расчета количественных характеристик природных процессов и объяснения их с научной точки зрения;
повысить уровень общеобразовательной подготовки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета, курса:
 Содержание элективного курса «Физика природных явлений» предполагает знакомство учащихся как с распространенными природными явлениями – линейная молния, гром, так и с редко наблюдаемыми и мало знакомыми для учащихся природными явлениями – шаровая молния, полярное сияние, огни святого Эльма. Это позволяет не только расширить и углубить имеющиеся уже представления об окружающей природе у учащихся, объяснить их физическую сущность, понять и даже иногда исправить их обыденные или неверные взгляды на то или иное природное явление, но и познакомить их с новыми явлениями, научить их применять знания школьного курса физики к объяснению сверхъестественных, вызывающих суеверие и страх, явлений природы.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Решение качественных задач
Подготовка проектов
Содержание учебного предмета
Тема I. Строение Земли и атмосферы. (4 ч.)
Строение и состав атмосферы. Озон и его влияние на живые организмы. Парниковые газы и парниковый эффект. Влияние биосферы на атмосферные процессы. Перспективы глобального изменения климата.
Глобальные и местные атмосферные циркуляции. Атмосферный фронт. Циклон и антициклон. Суточные и сезонные ветры в горах и в системе суша-море, их влияние на климат. Торнадо.
Виды облаков их природа. Физические процессы при формировании кучевого облака.. Условия образования. Осадки. Грозовая туча. Восходящие и нисходящие потоки в туче.
Тема II. Электрическое и магнитное поля Земли. (4 ч.)
Электрические заряды в туче. Атмосферное электричество. Электризация тучи. Молния. Виды молний. Оценка зарядов, протекающих между тучей и землей. Влияние гроз на электрическое поле Земли. Гром. Шаровая молния.
Магнитное поля Земли, его форма и размеры. Экспериментальные данные. Факторы, влияющие на магнитное поле Земли. Модели геомагнетизма. Влияние магнитного поля на живые организмы. Роль магнитного поля в защите живых организмов от космического излучения.
Полярные сияния. Движение заряженных частиц в неоднородном магнитном поле. Ударная ионизация и возбуждение молекул. Потенциал ионизации. Люминесценция. Электронные и протонные сияния. Магнитные бури.
Светящиеся объекты и организмы. Примеры. Особенности и причины свечения. Хеми- и биолюминесценция.
Тема III. Оптические явления в атмосфере. ( 4 ч.)
Преломление лучей в атмосфере. Флуктуации плотности. Рефракция. Закон Релея. Голубой цвет неба и красный закат. Зеленый луч. Мираж. Виды миражей и их объяснение.
Радуга. Условия наблюдения. Ход лучей в капле при возникновении радуги. Цвета, угловой размер, двойная радуга. Влияние размеров капель на вид радуги.
Гало. Наименьший угол отклонения луча в призме. Преломление в ледяных кристаллах. Малое и большое гало.
Тема IV. Некоторые катастрофические природные явления. (4 ч.)
Волны. Скорость волн на глубине и мелководье. Влияние ветра. Цунами. Его закономерности. Тропический циклон и ураган.
Вулканы и гейзеры. Тектоника литосферных плит. Вулканы. Виды и характер извержений. Вулканические газы и климат. Физика гейзера. Термальные источники.
Землетрясения. Три типа землетрясений. Сейсмические волны. Физические процессы в очаге землетрясения. Предсказание землетрясений.
Тематическое планирование
(с указанием количества часов на изучение темы и контрольных работ)
Тема Кол-во часов Кол-во лабораторных работ Кол-во контрольных работ
Строение Земли и атмосферы 4 Электрическое и магнитное поля Земли 4 Оптические явления в атмосфере 4 Некоторые катастрофические природные явления 4 Резерв 1 Всего 17 Календарно-тематическое планирование:
9 А
№ п/п Тема урока Тип урока Вид контроля Домашнее задание
Дата проведения (план) Дата проведения (факт)
Строение Земли и атмосферы (4 ч)
1 Строение и состав атмосферы. Озон и его влияние на живые организмы. Комбинированный Решение качественных задач 2 Парниковые газы и парниковый эффект. Перспективы глобального изменения климата. Комбинированный Решение качественных задач 3 Глобальные и местные атмосферные циркуляции. Торнадо. Комбинированный Решение качественных задач 4 Физические процессы при формировании кучевого облака.. Комбинированный Решение качественных задач Электрическое и магнитное поля Земли (4 ч)
5 Молния. Влияние гроз на электрическое поле Земли. Гром. Комбинированный Решение качественных задач 6 Магнитное поля Земли, его форма и размеры. Комбинированный Решение качественных задач 7 Полярные сияния. Магнитные бури. Комбинированный Решение качественных задач 8 Светящиеся объекты и организмы. Комбинированный Решение качественных задач Оптические явлении в атмосфере (4 ч)
9 Голубой цвет неба и красный закат. Зеленый луч. Комбинированный Решение качественных задач 10 Мираж. Комбинированный Решение качественных задач 11 Радуга. Комбинированный Решение качественных задач 12 Гало. Комбинированный Решение качественных задач Некоторые катастрофические природные явления (4 ч)
13 Волны. Скорость волн на глубине и мелководье. Влияние ветра. Цунами. Его закономерности. Тропический циклон и ураган.
Комбинированный Решение качественных задач 14 Вулканы и гейзеры. Комбинированный Решение качественных задач 15 Физика гейзера. Термальные источники. Комбинированный Решение качественных задач 16 Землетрясения. Физические процессы в очаге землетрясения. Комбинированный Решение качественных задач Резерв (1 ч)
17 Резерв Календарно-тематическое планирование:
9 Б
№ п/п Тема урока Тип урока Вид контроля Домашнее задание
Дата проведения (план) Дата проведения (факт)
Строение Земли и атмосферы (4 ч)
1 Строение и состав атмосферы. Озон и его влияние на живые организмы. Комбинированный Решение качественных задач 2 Парниковые газы и парниковый эффект. Перспективы глобального изменения климата. Комбинированный Решение качественных задач 3 Глобальные и местные атмосферные циркуляции. Торнадо. Комбинированный Решение качественных задач 4 Физические процессы при формировании кучевого облака.. Комбинированный Решение качественных задач Электрическое и магнитное поля Земли (4 ч)
5 Молния. Влияние гроз на электрическое поле Земли. Гром. Комбинированный Решение качественных задач 6 Магнитное поля Земли, его форма и размеры. Комбинированный Решение качественных задач 7 Полярные сияния. Магнитные бури. Комбинированный Решение качественных задач 8 Светящиеся объекты и организмы. Комбинированный Решение качественных задач Оптические явлении в атмосфере (4 ч)
9 Голубой цвет неба и красный закат. Зеленый луч. Комбинированный Решение качественных задач 10 Мираж. Комбинированный Решение качественных задач 11 Радуга. Комбинированный Решение качественных задач 12 Гало. Комбинированный Решение качественных задач Некоторые катастрофические природные явления (4 ч)
13 Волны. Скорость волн на глубине и мелководье. Влияние ветра. Цунами. Его закономерности. Тропический циклон и ураган.
Комбинированный Решение качественных задач 14 Вулканы и гейзеры. Комбинированный Решение качественных задач 15 Физика гейзера. Термальные источники. Комбинированный Решение качественных задач 16 Землетрясения. Физические процессы в очаге землетрясения. Комбинированный Решение качественных задач Резерв (1 ч)
17 Резерв Учебно-методическая литература
Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. -М.: Дрофа, 2009.
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2003. (В календарно-тематическом
Журнал «Физика в школе»
Тарасов Л.В. Физика в природе: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2008.