Для проведения занятия по МДК.03.01 «Технология сборки, ремонта, регулировки контрольно-измерительных приборов и систем автоматики» Тема: «Ремонт пружинных манометров»


Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Ютановский агромеханический техникум имени Евграфа Петровича Ковалевского»

Методическая разработка
для проведения занятия
по
МДК.03.01
«Технология сборки, ремонта, регулировки контрольно-измерительных приборов и систем автоматики»
Тема: «Ремонт пружинных манометров»
Профессия: 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике».
Преподаватель специальных дисциплин/____________/ Кравцов А.М.
Ютановка 2016 г.
Тип урока: Комбинированный по технологии концентрированного обучения. Структура урока: 
Лекция
Самостоятельная работа
Практическое занятие
Зачёт
Общие методы: 
Повторение: восприятие, понимание.
Осмысление, запоминание.
Применение, закрепление.
Контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.
Средства наглядности: 1) Плакаты: 
«Виды ремонтов»;
«Пружинные манометры».
2) Таблицы:
«Алгоритм разбора манометров»;
«Блок-схема основных неисправностей».
3) Информационный материал: 
1. «Контрольно-измерительные приборы и инструменты» Зайцев С.А., Грибанов Д.Д., Толстов А.Н., Меркулов Р.В.- М.: ИЦ Академия , 2013.-464 с2. Жарковский Б.И. «Приборы автоматического контроля и регулирования».
4) Пружинные манометры типов МТИ, ОБМ. 5) Набор инструментов. 6) Ручка, маркер, доска, указка, мультимедиа проектор7) Инструкционная карта: «Ремонт электроизмерительных приборов». 8) Контрольные вопросы. Цели:Обучающие:1. Изучить устройство, принцип действия, работу пружинных манометров. 2. Сформировать первоначальные умения по ремонту манометров.Развивающие:
Развить умение анализировать причины неисправностей и способы их устранения.
Развитие визуальных аналитических навыков по нахождению дефектов пружинных манометров.
Воспитательные:
Воспитание самостоятельности и самоконтроля.
Привитие навыков аккуратности в оформлении конспектов.
Строго соблюдать правила техники безопасности.
1-й урок
Проблемная лекция Цель: сформировать и углубить знания о приборах измерения давления.Ход урока
Организационная часть,
Сообщить тему и цель урока.
Предлагаю вашему вниманию вопросы для повторения: по опорному конспекту.
Что называется давлением? В каких единицах измеряется?
Какое бывает давление?
Из каких узлов и деталей состоит пружинный манометр?
Как классифицируются манометры по классу точности?
Как подбирается манометр с учетом его предела?
Как эксплуатируется манометр? Какие требования ТБ необходимо соблюдать?
Чтобы ответить на эти вопросы, воспользуйтесь опорным конспектом, плакатами своими конспектами.- Задание всем понятно - 2-3 минуты готовиться.Раздаю информационный материал.Опрос по желанию с места, у доски.В процессе эксплуатации у манометров возникают отказы-неисправности. Демонстрация видов брака.Обратимся к таблице «Неисправности…» и остановимся поподробнее на причинах:- Почему возникает та или иная неисправность?....Проговариваем таблицу…
Эта таблица вам необходима к подготовке к экзаменам, защите. Поэтому ее сохраните, и вклейте в конспект. Анализ работы:- Выставление оценок за 1 урок.
2-й урок
Самостоятельная работаЦель: Научить студентов пользоваться информационно-справочным материалом для более углублённого усвоения лекционного материала, его осмысления.Ход урока
Организационная часть.
Повторить вопросы лекции 1 урока:
Я предлагаю для более глубокого и осмысленного изучения этих элементов самостоятельно проработать материал учебника «Контрольно-измерительные приборы и инструменты» и выполнить задание:1. Прочитать учебник 1* главу 2.8.2;2. Ответить письменно на вопросы главы:На выполнение задания отводится 30 минут. Время ограничено. Необходимо учиться распределять свое время. Сделать анализ работ - проверка работы и выставление оценок за 2 урок.
3-й урок
Практическое занятиеЦель: Освоение диагностирования неисправностей манометров и методов их ремонта.Ход урока1. Организационная часть – 2 минуты. Рассаживаются по двое. Выдача инструкционных карт.2. Вводный инструктаж: а) ознакомление с темой и целью урока; б) подведение итогов по предыдущим урокам; в) введение в тему. Знакомство с инструкционной картой. Повтор ТБ. – 5-10 минут. 3. Распределение электроизмерительных приборов. 4. Текущий инструктаж. Наблюдение за ходом работы и дисциплиной труда соблюдение ТБ. Целевые обходы. 5-10 минут. 5. Сбор работ. Уборка рабочих мест. 6. Заключительный инструктаж итогов с указанием успехов и недостатков. Демонстрация лучших работ, видов брака выставление оценок по критериям. 
Критерии оценок за практическую работу:
Скорость выполнения.
Аккуратность в работе.
Качество выполнения работы
Правильность (чёткость) в работе.
5. Соблюдение ТБ Результаты К.У. внесены в таблицу.
№п/п Ф. И.О Критерии К.У.
Скорость
выполнения Аккуратность
в работе Качество
выполнения
работы Правильность (чёткость) в работе Соблюдение ТБ 4-й урок
Зачёт Цель: Проверка степени усвоения знаний.Ход урокаЗачёт проводится с применением тестового материала. Тест состоит из 10 заданий.Результаты заданий студенты оценивают по «Шкале оценок», применяя самоконтроль.Шкала оценок:10-9 заданий - «5»8-9 заданий - «4»7-8 заданий – «3»до 7 заданий - «2»Обсуждение К.У. – коэффициента усвоения.Анализ работы педагога на блоке. Вопросы:Анализ работы педагога и студентов на блоке. Вопросы:- Что было наиболее интересным на уроке?- Что запомнилось?- Какие трудности испытывали на уроке?- Что было непонятным?В заключение урока хотелось бы внести термин «Унифицированный сигнал». Это тема последующих занятий.1. Оценки за урок (общие). 2. Домашнее задание на следующий урок.Инструкционная карта Тема. Разборка, ремонт и настройка манометров.Цель: Освоение диагностирования неисправностей манометров и методов их ремонта.Объект работы. Монтажный стол с источником давления и ремонтируемый манометр.
Задание  Указание к выполнению задания Источник информации
Определить тип прибора, его класс точности и предел измерения Внимательно осмотреть шкалу прибора и выполнить задание. Например, манометр типа МК-манометр кислородный, класс точности 1,0, и предел измерения 0-0,6МГ1а/0-6 кгс/см Манометр
Определить материал трубчатой пружины манометра, её подвод к штуцеру Обратить внимание на цвет трубчатой пружины: кроме специального назначения пружины изготовляют из латуни или стали для высокого давления; на способ соединения пружины со штуцером Манометр без корпуса, установленный на монтажном столе
Перечислить и назвать основные элементы пружинного манометра Внимательно рассмотреть работу кинематического узла прибора при воздействии усилия на трубчатую пружину То же
Попытайтесь начертить кинематическую схему прибора(упрощенно). Используйте полученные знания из задания (см. пункт 3) Представьте алгоритм разборки манометра Учащиеся должны указать последовательности операций по разборке корпуса прибора и разборки кинематического узла Опишите порядок ремонта при замене трубчатой пружины Студенты должны определить метод демонтажа старой трубчатой пружины используемый инструмент и приспособления; тип припоя; метод опрессовки после замены и пайки новой пружины Какие операции производятся при регулировании секторного передаточного механизма пружинного манометра? Рассмотреть работу зубчатого сектора и трубки Как устраняется постоянная по величине и знаку погрешность измерений манометра? Тщательно проверить манометр на специальном прессе; определить величину погрешности; проверить свои предположения с источниками информации; устранить погрешность; произвести запись о проделанной работе Стр. 297-298, 24-27 «Контрольно-измерительные приборы и инструменты»
Описать и устранить пропорциональное изменение погрешности измерения манометра Проследить значение погрешности при поверке на специальном прессе определить величину погрешности; проверить свои предполагаемые действия по настройке прибора с источниками информации; устранить погрешность; произвести запись о проделанной работе Стр. 300-301, 24-27 «Контрольно-измерительные приборы и инструменты»
Описать порядок поверки манометров на грузопоршневом манометре типа МП Внимательно осмотреть и усвоить назначение образцового контрольного манометра и маховика пресса. Студенты должны знать назначение калибровочных грузов, место установки проверяемых манометров, определить назначение различных вентилей пресса Стр. 300-301 «Контрольно-измерительные приборы и инструменты»