РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ПД .03 ФИЗИКА Специальность СПО: 15.02.08 Технология машиностроения

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования Московской области «Университет «Дубна» -
Лыткаринский промышленно – гуманитарный колледж


УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала
___________ Гринёв В.С.

«_____»___________20___ г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ ПД .03 ФИЗИКА


Специальность среднего профессионального образования:

15.02.08 Технология машиностроения


Базовой подготовки



Форма обучения

очная














г.о. Лыткарино
2016 г.

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» от 21 июля 2015г. по специальности среднего профессионального образования:
15.02.08 Технология машиностроения



Автор программы: Рубцова О.М., преподаватель физики,
преподаватель высшей категории, почетный работник СПО РФ



Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой методической (предметной) комиссии гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Протокол заседания № 1 от «30» августа 2016 г.

Председатель цикловой методической (предметной) комиссии

Аникеева О.Б.____________________




СОГЛАСОВАНО

Замдиректора по УМР __________ Карпова Т.В.

« » 2016 г.


Представитель работодателя _____________________
И.О. Фамилия
«____» _________ 20___ г.




Руководитель библиотечной системы __________________ Романова М.Н.


Содержание

1.
Паспорт рабочей программы дисциплины



1.1. Область применения программы



1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы



1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины



1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины


2.
Структура и содержание дисциплины



2.1. Объем дисциплины и виды учебных занятий



2.2. Тематический план и содержание дисциплины


3.
Условия реализации рабочей программы дисциплины



3.1. Образовательные технологии



3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению



3.3. Информационное обеспечение обучения


4.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины




1. Паспорт рабочей программы дисциплины

1.1. Область применения программы
Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы государственного университета «Дубна» - Лыткаринский промышленно-гуманитарный колледж по специальности среднего профессионального образования:
15.02.08 Технология машиностроения.

1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Физика» в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО и специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Общеобразовательная дисциплина «Физика» относится к профильным дисциплинам и входит в общеобразовательный цикл.
Изучение дисциплины «Физика» направлено на формирование общеучебных компетенций по четырём блокам: самоорганизации, самообучения, информационному, коммуникативному, а на их основе общих компетенций (ОК 1-9) согласно ФГОС по специальностям:
15.02.08 Технология машиностроения.
Профильная составляющая общеобразовательной дисциплины Физика, которая реализуется за счёт увеличения глубины формирования системы учебных заданий, таких дидактических единиц тем программы как: «Динамика», «Молекулярно-кинетическая теория», «Твердые тела. Деформация», «Основы термодинамики», входящих в профильное содержание. Это обеспечивает эффективное осуществление выбранных целевых установок, обогащение различных форм учебной деятельности за счёт согласования с ведущими деятельностными характеристиками выбранной специальности.
Профильная составляющая отражается в требованиях к подготовке обучающихся в части:
– общей системы знаний: содержательные примеры использования физико-математических идей и методов в профессиональной деятельности;
– умений: различие в уровне требований к сложности применяемых алгоритмов;
– практического использования приобретённых знаний и умений: индивидуального учебного опыта в построении физических моделей, выполнении исследовательских и проектных работ.
Профилизация осуществляется за счёт использования межпредметных связей с дисциплинами «Математика», «Химия», «Информатика», усилением и расширением прикладного характера изучения физики, преимущественной ориентацией на естественнонаучный стиль познавательной деятельности с учётом технического профиля выбранной специальности.
Профильная направленность осуществляется также путём увеличения доли самостоятельной работы обучающихся, различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, проектов), раскрывающих важность и значимость технического профиля специальностей.




1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины

Цели и задачи дисциплины направлены на реализацию деятельного и личностно-ориентированного подходов; освоение студентами интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 8. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Осознавать и принимать ответственность за экологические последствия профессиональной деятельности, соблюдать регламенты по экологической безопасности и принципы рационального природопользования, выбирать способы повышения экологической безопасности профессиональной деятельности организации.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:
основы теории курса физики;
обозначения и единицы физических величин в СИ;
теоретические и экспериментальные методы физического исследования;
физический смысл универсальных физических констант;
о физических явлениях:
а) признаки явления, по которым оно обнаруживается;
б) условия, при которых протекает или фиксируется явление;
в) примеры использования явления на практике;
о физических опытах:
а) цель, схему, ход и результат опыта;
о физических понятиях, физических величинах:
а) определение понятия, величины;
б) формулы, связывающие данную величину с другими;
в) единицы измерения;
г) способы измерения;
о физических законах:
а) формулировку и математическое выражение закона;
б) опыты, подтверждающие его справедливость;
в) примеры применения;
г) условия применимости (если границы применимости рассматриваются в курсе физики);
о физических теориях:
а) опытное обоснование теории;
б) основные формулы, положения;
в) законы, принципы;
г) основные следствия;
д) условия применимости (если границы применимости рассматриваются в курсе физики);
о приборах, механизмах:
а) схему устройства и принцип действия;
б) назначение, примеры применения.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен уметь:
пользоваться необходимой учебной и справочной литературой;
использовать законы физики при объяснении различных явлений в природе и технике;
решать задачи на основе изученных законов и с применением известных формул;
пользоваться Международной системой единиц при решении задач;
переводить единицы физических величин в единицы СИ;
в ходе лабораторных занятий:
а) применять правила техники безопасности при обращении с физическими приборами и оборудованием;
б) планировать проведение опыта;
в) собирать установку по схеме;
г) проводить наблюдения;
д) снимать показания с физических приборов;
е) составлять таблицы зависимости величин и строить графики;
ж) оценивать и вычислять погрешности измерений;
з) составлять отчет и делать выводы по проделанной работе.


1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины

Технический профиль профессионально го образования
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
по специальностям СПО технического профиля - 181 час, из них аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая лабораторные работы, - 121 час; консультации – 14 ч; внеаудиторная самостоятельная работа студентов - 46 часов.















2. Структура и содержание дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебных занятий
Вид учебных занятий
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
181

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
121

в том числе:


лекции
71

лабораторные занятия
15

практические занятия, семинары
35

Консультации для обучающихся
14

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
46

в том числе:


Подготовка и написание сообщений, рефератов на заданные темы
13

Самостоятельное решение задач с использованием условий из задачников, имеющихся в кабинете. Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
10

Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике по темам, связанных с физикой, техникой и астрономией
10

Подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне колледжа
10

Подготовка кроссвордов, тестов, вопросов викторины и рисунков на заданную тему
3

Форма промежуточной аттестации по дисциплине
Экзамен









2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
индивидуальный проект (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Физика фундаментальная наука о природе.
Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира.
3
1


Самостоятельная работа №1:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе.
Доклад на тему:
«Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО».
«Успехи в освоении космического пространства».
1
1

Раздел 1. Механика

24


Тема 1.1. Кинематика
Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности.
5
1,2


Лабораторная работа № 1 «Определение ускорения тела при равноускоренном движении».
1
1,2


Практическое занятие №1: «Графики движения»
1
1,2


Практическая работа № 2: «Исследование движения тела, брошенного под углом к горизонту»
1
1,2


Самостоятельная работа №2:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Выполнение домашнего задания. Подготовка к практической работе.
Мини проект по теме: «Исследование равноускоренного движения на примере явления свободного падения».
3
1

Тема 1.2.
Законы механики Ньютона
Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Силы в механике.
5
1,2


Лабораторная работа № 2 «Исследование движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести».
2
1,2


Практическая работа № 3 «Решение задач на применение законов Ньютона».
1
1,2


Самостоятельная работа № 3:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Подготовка к практической работе.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Материальная точка
Первая космическая скорость
Деформация и силы упругости
3
1

Тема 1.3. Законы сохранения в механике
Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения.
5
1, 2


Лабораторная работа № 3 «Исследование закона сохранения механической энергии тела».
1
1,2


Практическая работа № 4 «Решение задач на применение закона сохранения импульса».
1
1,2


Практическая работа № 5 «Решение задач на применение закона сохранения энергии»
1
1,2


Самостоятельная работа № 4:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Закон сохранения энергии в природе и технике. (Сообщение по теме или презентация)
Закон сохранения импульса в природе и технике. (Сообщение по теме или презентация)
4
1


Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Виды механического движения.
Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.
Сложение сил.
Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Невесомость.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую энергию и обратно.



Раздел 2.
Основы молекулярной
физики и термодинамики

14


Тема 2.4. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ.
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная.
3
1,2


Лабораторная работа № 4 «Исследование зависимости объёма газа от температуры при постоянном давлении».
1
1,2


Практическая работа № 6 «Решение задач на основное уравнение МКТ. Определение абсолютной температуры
1
1,2


Практическая работа № 7 «Решение задач на газовые законы»
1
1,2


Практическая работа № 8 «Решение задач на уравнение состояния идеального газа (Оценка массы воздуха в кабинете физики)»
1
1


Самостоятельная работа №5:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Подготовка к практической работе.
Выполнение презентации по теме: «Газовые законы в повседневной жизни»; «Строение газообразных, жидких и твердых тел».
1
1

Тема 2.5 Основы термодинамики.
Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы.
2
1,2


Практическая работа № 9 «Определение КПД тепловых машин»
1



Самостоятельная работа № 6:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Подготовка к практической работе.
Сообщение по теме:
«Устройство и принцип работы дизельного двигателя».
«Технический прогресс и охрана окружающей среды».
«Тепловые двигатели и охрана окружающей среды».
2
1

Тема 2.6. Свойства паров
Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.
1
1,2


Лабораторная работа № 5 «Измерение влажности воздуха».
1
1,2


Самостоятельная работа № 7:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
1


Тема 2.7. Свойства жидкостей
Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.
1
1,2


Самостоятельная работа №8:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Подготовка к практической работе.
Сообщение по теме: «Изучение свойств жидкости». «Жидкие кристаллы»
1
1

Тема 2.8. Свойства твердых тел.
Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация.
1
1,2


Самостоятельная работа № 9:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, слайдового сопровождения докладов в программе PowerPoint.
Исследовательская работа на тему: «Физические свойства твердых тел и их использование в конструкции ЭВМ».
1
1


Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Диффузия.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении.
Психрометр и гигрометр.
Явления поверхностного натяжения и смачивания.
Кристаллы, аморфные вещества, жидкокристаллические тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
Модели тепловых двигателей.



Раздел 3. Электродинамика


30


Тема 3.9. Электростатика
Электрическое поле. Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.
7
1,2


Практическая работа № 10 «Решение задач на закон Кулона»
1
1,2


Практическая работа № 11 «Определение электроемкости и энергии заряженного конденсатора»
1



Практическая работа № 12 «Соединение конденсаторов».
1
1,2


Самостоятельная работа № 10:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Сообщение на тему: «Электростатическая защита».
4
1

Тема3.10.
Законы постоянного тока
Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока. Сопротивление. Напряжение. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение проводников. Закон Джоуля - Ленца. Работа и мощность электрического тока.
3
1,2


Лабораторная работа № 6 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».
1
1,2


Лабораторная работа № 7 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»
2
1,2


Практическая работа № 13 «Решение задач на закон Ома для участка цепи без ЭДС».
1
1,2


Практическая работа № 14 «Расчет электрических цепей»
1
1,2


Самостоятельная работа № 11:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Подготовка к практической работе. Сообщение на тему: «Тепловое действие электрического тока в природе и повседневной жизни».
3
1

Тема 3.11. Электрический ток в различных средах
Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы.
2
1,2


Самостоятельная работа №12:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Сообщение на тему: «Полупроводниковые приборы и их использование в повседневной жизни».
1
1

Тема 3.12. Магнитное поле
Магнитное поле. Постоянные магниты и магнитное поле тока. Сила Ампера. Принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.
2
1,2


Лабораторная работа № 8 «Наблюдение действия магнитного поля на ток».
1
1, 2


Практическая работа № 15 «Определение силы Ампера и силы Лоренца».
1
1


Итоговая контрольная работа № 1
1
1,2


Самостоятельная работа №13:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Подготовка к практической работе. Презентация на тему: «Магнитное поле Земли».
2
1,2

Тема 3.13. Электромагнитная индукция
Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции и закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность.
2
1,2


Практическая работа № 16 «Решение задач на определение ЭДС индукции».
1
1,2


Практическая работа № 17 «Решение задач на определение индуктивности катушки».
1
1,2


Лабораторная работа № 9 «Изучение явления электромагнитной индукции».
1
1,2


Самостоятельная работа №14:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Подготовка к практической работе.
Сообщение на тему: «Использование явления электромагнитной индукции в приборостроении».
2
1


Демонстрации
Взаимодействие заряженных тел.
Проводники в электрическом поле.
Диэлектрики в электрическом поле.
Конденсаторы.
Тепловое действие электрического тока.
Собственная и примесная проводимость полупроводников.
Полупроводниковый диод.
Транзистор.
Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников с токами.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель.
Электроизмерительные приборы.
Электромагнитная индукция.
Опыты Фарадея.



Раздел 4.
Колебания и волны

18


Тема 4.14.
Механические колебания
Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания.
1
1,2,


Лабораторные работы № 10 «Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза)».
1
1, 2


Практическая работа № 18 «Решение задач на уравнение, описывающее гармонические колебания».
1
1

Тема 4.15. Упругие волны
Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Звуковые волны. Ультразвук и его применение.

1,2


Практическая работа № 19 «Решение задач на определение длины волны и скорости распространения волн».
1
1, 2


Практическая работа № 20 Семинар по теме «Звуки. Инфразвуки. Ультразвуки»
1
1


Самостоятельная работа № 15:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
2


Тема 4.16.
Электромагнитные колебания
Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии.
4
1,2


Практическая работа № 21 «Решение задач на уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре».
1
1, 2


Практическая работа № 22 «Устройство и принцип действия генератора переменного тока».
1
1


Практическая работа № 23 «Устройство и принцип действия трансформатора».
1
1


Самостоятельная работа № 16:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
2


Тема 4.17.
Электромагнитные волны
Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. Изобретение радио А. С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн.

3
1


Практическая работа № 24 «Решение задач на определение длины волны и частоты излучения ЭМВ».
1
1


Практическая работа № 25 «Исследование принципов радиосвязи: модуляция и детектирование (или сборка простейшего детекторного радиоприёмника)».
1
1


Практическая работа № 26 «Исследование принципов радиосвязи: модуляция и детектирование (или сборка простейшего детекторного радиоприёмника)».
1
1,2


Самостоятельная работа №17:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Подготовка к практической работе. Презентация на тему: «Влияние электромагнитных полей, создаваемых электрическими приборами на организм человека».
3
1


Демонстрации
Свободные и вынужденные механические колебания.
Резонанс.
Образование и распространение упругих волн.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Конденсатор в цепи переменного тока.
Катушка индуктивности в цепи переменного тока.
Резонанс в последовательной цепи переменного тока.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Свойства радиоволн.
Радиосвязь.



Раздел 5. Оптика



10


Тема 5.18. Природа света

Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Оптические приборы и их практическое применение

1
1, 2


Практическая работа № 27 «Решение задач на применение законов отражения и преломления света».
1
1


Практическая работа № 28 «Оптические приборы и их практическое применение».
1
1

Тема 5.19.
Волновые свойства света
Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Поляроиды. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения.
4
1, 2


Практическая работа № 29 «Сравнительный анализ ультрафиолетового, инфракрасного, рентгеновского излучения, их природы, свойств и применения».
1
1


Практическая работа № 30 «Сравнительный анализ ультрафиолетового, инфракрасного, рентгеновского излучения, их природы, свойств и применения».
1
1


Лабораторная работа № 11 «Наблюдение интерференции и дифракции света»
1
1


Самостоятельная работа №18:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Подготовка к практической работе.
Доклад на тему: «Влияние излучений от различных источников на организм человека».
4
1


Демонстрации
Отражение и преломление света.
Полное внутреннее отражение.
Оптические приборы.
Дисперсия света.
Интерференция света.
Дифракция света.
Поляризация света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Спектроскоп.




Раздел 6. Элементы
квантовой физики

12


Тема 6.20.
Квантовая оптика
Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов.
2
1,2


Практическая работа № 31 «Определение энергии и импульса фотонов»
1
1


Практическая работа № 32 «Сравнительный анализ фотоэлементов»
1
1


Самостоятельная работа №19:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Сообщение на тему: «Использование лазера в ЭВМ».
1
1

Тема 6.21. Физика атома
Развитие взглядов на строение вещества. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы (лазеры).

1
1,2


Практическая работа № 33 «Моделирование строения атомов»
1
1


Лабораторная работа № 12 «Определение длины световой волны»

1
1

Тема 6.22.
Физика атомного ядра
Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова - Черенкова. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.
2
1,2


Практическая работа № 34 «Исследование биологического действия радиоактивных излучений».
1
1


Лабораторная работа № 13 «Изучение треков заряженных частиц»
1
1


Итоговая контрольная работа № 2.
1
1,2


Самостоятельная работа №20:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Реферат на тему: «Радиоактивное загрязнение почв и его последствия».
2
1


Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры различных веществ.
Излучение лазера (квантового генератора).
Счетчик ионизирующих излучений



Раздел 7. Эволюция Вселенной

10
1,2

Тема 7.23. Строение и
развитие Вселенной
Наша звездная система Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик.
4
1, 2


Практическая работа № 35 «Исследование гипотез о происхождении Вселенной, моделей горячей Вселенной».
1
1

Тема 7.24. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы.
Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы.

5
1


Самостоятельная работа №21:
Выполнение домашнего задания: систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам параграфа).
Подготовка к практической работе.
Исследовательская работа на тему: «Влияние движения Луны на динамику подземных вод».
3
1


Демонстрации
Солнечная система (модель).
Фотографии планет, сделанные с космических зондов.
Карта Луны и планет.
Строение и эволюция Вселенной.




Всего
181



Консультации для обучающихся:
Объяснение методики решения задач по темам
Решение графических задач
Решение олимпиадных задач
Составление опорных конспектов
Подготовка к зачетам по разделам
Индивидуальное обучение
Подготовка к экзамену по физике
14
1


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 3. Условия реализации рабочей программы дисциплины
3.1. Образовательные технологии:
3.1.1. В учебном процессе, помимо лекций, которые составляют 59 % аудиторных занятий, широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий. В сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой это способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.
3.1.2. В соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессиям реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: использование электронных образовательных ресурсов, групповых дискуссий, деловых и ролевых игр, анализа производственных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся.
Семестр
Вид
занятия*
Используемые активные и интерактивные формы проведения занятий
Разработанные учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию формы проведения занятий


Лекция
Активные (проблемные) лекции и семинары;
- поиск и обработка информации в рамках изучаемого материала с использованием Интернет;
– Тематическая дискуссия:
-дифференцированное обучение,
-проблемно-личностный подход.
Лекция-визуализация, лекция-беседа, лекция-дискуссия
Презентации по разделам физики;
Лекции;
Тестовые задания.


ПЗ
-проект
- разноуровневые задания и задачи
- расчетно - графические работы
- творческие задания
- тест
- презентации
- поисковая деятельность учащихся.
Тематика индивидуальных проектов.
Положение о подготовке индивидуальных проектов.



ЛР
- проведение практикумов и лабораторных работ;
- разноуровневые задания и задачи
- самостоятельная поисковая и исследовательская работа учащихся в ходе выполнения учебных проектов
- расчетно- графические работы.
Лабораторные работы;
Практические работы.




3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика».
Оборудование учебной аудитории:
посадочные места по количеству студентов (30 мест);
рабочее место преподавателя;
демонстрационный стол.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Физика», входят:
многофункциональный комплекс преподавателя: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, интерактивная доска, принтер, сканер;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект электроснабжения кабинета физики;
технические средства обучения;
демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
вспомогательное оборудование;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения и
инструкции по их использованию, технике безопасности;
библиотечный фонд.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники для студентов
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Академия, 2015. – 448 с.
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Академия, 2014.
Дополнительные источники для студентов:
Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования /В. Ф. Дмитриева, Л. И. Васильев. М.: Академия, 2014.
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В. Ф. Дмитриева, А. В. Коржуев, О. В. Муртазина. М.: Академия, 2015.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб. -метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Академия, 2014.
Дмитриева В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. М.: Академия, 2014.

1. СД "Открытая физика 10.11 классы".
2. DVD и CD диски по разделам дисциплины.

Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в ПриказМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
Дмитриева В. Ф., Васильев Л. И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: методическое пособие. М., 2010.

Интернет- ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Библиотечная система «Университет «Дубна»).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Академик. Словари и энциклопедии).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Воокs Gid. Электронная библиотека).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Электронная библиотечная система).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (учебно-методический журнал «Физика».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (учебно-методическая газета «Физика»).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Электронный курс «Открытая Физика 2.7» предназначен для учащихся и преподавателей 7-11 классов общеобразовательных учреждений.

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых профессиональных и общих компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

основы теории курса физики;
ОК 1-10
Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

обозначения и единицы физических величин в СИ;
ОК 1-10
Выполнение домашних заданий, практических работ

теоретические и экспериментальные методы физического исследования;
ОК 1-10
Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

физический смысл универсальных физических констант;
ОК 1-10
Выполнение домашних заданий, практических работ

о физических явлениях;
ОК 1-10
Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

о физических опытах;
ОК 1-10
Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

о физических понятиях, физических величинах;
ОК 1-10
Выполнение домашних заданий, практических работ

о физических законах;
ОК 1-10
Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

о физических теориях;
ОК 1-10
Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

о приборах, механизмах.
ОК 1-10
Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

Умения:

пользоваться необходимой учебной и справочной литературой;
ОК 1-10
Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

использовать законы физики при объяснении различных явлений в природе и технике;
ОК 1-10
Подготовка сообщений, докладов, рефератов, компьютерных презентаций

решать задачи на основе изученных законов и с применением известных формул;
ОК 1-10
Выполнение домашнего задания. Выполнение практических работ.

пользоваться Международной системой единиц при решении задач;
ОК 1-10
Выполнение домашних заданий.

переводить единицы физических величин в единицы СИ;
ОК 1-10
Выполнение домашних заданий.

экспериментально устанавливать основные закономерности.
ОК 1-10
Лабораторные работы.


Текущий контроль успеваемости и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий, семинаров и лабораторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Критерии оценки устного ответа
«5» (отлично) – задание выполнено полностью, тема раскрыта: студент выражает свои мысли легко и свободно, показывая владение учебным материалом, хорошо ориентируется в материале темы, применяет знания при выполнении задания. Отвечает на вопросы преподавателя.
«4» (хорошо) – задание выполнено полностью, тема раскрыта: студент выражает свои мысли легко и свободно, показывая владение учебным материалом, но допускает отдельные погрешности в изложении материала; достаточно хорошо ориентируется в материале темы, применяет знания при выполнении задания. Отвечает на вопросы преподавателя, допуская ошибки, не имеющие существенного значения.
«3» (удовлетворительно) – задание выполнено, но не полностью, тема не раскрыта: студент плохо выражает свои мысли с трудом, показывает удовлетворительное владение учебным материалом; плохо ориентируется в материале темы, допускает существенные ошибки при изложении материала. Отвечает не на все вопросы преподавателя.
«2» (неудовлетворительно) – задание не выполнено, тема не раскрыта: студент допускает большое количество ошибок. Не отвечает на вопросы преподавателя.

Критерии оценки письменной работы.
5 (отлично) – 90 – 100 % правильных ответов
4 (хорошо) – 70 – 89 % правильных ответов
3 (удовлетворительно) – 50 – 69% правильных ответов
2 (неудовлетворительно) – 49 % и менее правильных ответов

0 -1 ошибка «5»
2-3 ошибки «4»
4-5 ошибки «3»
6 и более ошибок «2»

Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности
(правильных ответов)
Оценка уровня подготовки


балл (отметка)
вербальный аналог

90 ч 100
5
отлично

71 ч 89
4
хорошо

50 ч 70
3
удовлетворительно

менее 50
2
неудовлетворительно


Критерии оценки презентации:
оценка «отлично» выставляется студенту, если презентация состоит из 10 - 12, слайдов, содержит краткую, но достаточно полную информацию по представляемой теме и дополняется красочными иллюстрациями. Студент хорошо владеет информацией, чётко и быстро отвечает на поставленные вопросы;
оценка «хорошо» выставляется студенту, если презентация состоит из 8-10, слайдов, содержит недостаточно полную информацию, частично отсутствует иллюстративный материал. В ответах допускает незначительные ошибки;
оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если презентация состоит менее 8 слайдов, содержит только текстовую или иллюстрированную информацию. При ответах на вопросы прослеживается неполное владение материалом;
оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, не сдавшему презентационную работу.

Оценка практических работ
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка 1 ставится, если учащийся совсем не выполнил работу. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Перечень ошибок
Грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
Неумение определить показание измерительного прибора.
Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости включают:
1. Контрольные работы
Контрольная работа «Механика»
Вариант № 1
1.Тело массой 3 кг движется со скоростью 2 м/с. Каков импульс тела?
А. 3 кг·м/с Б. 6 кг·м/с В. 9 кг·м/с Г. 18 кг·м/с
2.По какой формуле вычисляется кинетическая энергия тела?
А. Б. В. Г.
3. Человек массой 50 кг поднялся по лестнице длиной 5 м на высоту 4 м от поверхности Земли. На сколько увеличилась его потенциальная энергия? (g = 10м/с2)
А. на 250 Дж Б. на 2000 Дж В. на 200 Дж Г. на 2500 Дж
4. Какие превращения энергии происходят при стрельбе из лука?
5. Сформулируйте закон сохранения энергии.
6.Сформулировать закон всемирного тяготения.


Контрольная работа по теме по теме «Электромагнитные волны»

Вариант 1.
1. Электромагнитные волны впервые были обнаружены в 1887 году
А) Д. Максвеллом                В) Г. Герцем                    С) М. Фарадеем                    Д) А. Эйнштейном
2. Найдите неверную формулу:
А) B) C) Д)

3. Единица измерения индуктивности колебательного контура
А) Вб                      Б) Дж                        С) Гн                        Д) Гц
4. Единственный диапазон электромагнитных волн, воспринимаемый человеческим глазом
А) микроволновое излучение                               В) инфракрасное излучение С) видимое излучение                                             Д) гамма-излучение
5. Самое коротковолновое электромагнитное излучение, занимающее весь диапазон  частот > 3·1020 Гц.
А) ультрафиолетовое                              В) рентгеновское                      С) СВЧ - излучение                                   Д) гамма-излучение
6. Длина электромагнитной волны 50 нм. Чему равна частота колебаний в ней?
Приставка нано 10-9

А) 6·1015 Гц                    В) 1,7·1016 Гц              С) 15·1016 Гц                Д) 6·10-16 Гц

7. На каком расстоянии от антенны радиолокатора находился объект, если отраженный от него радиосигнал возвратился через 100 мкс   Приставка микро 10-6

А) 1,5·104 м                 В) 3·10 4 м                     С) 3,3 · 10 -13 м            Д) 3·1012 м

Часть В
B1. Радиостанция работает на частоте 1,5 кГц. Длина радиоволны (в км) равна ....
В2. При радиолокации Луны импульс вернулся на Землю через 2,56 с. Расстояние от Земли до Луны (в км) равно ......

2. Тест по теме: «Электрический ток в различных средах»
1. Что произойдет при встрече электрона с дыркой?
А. электролитическая диссоциация;
Б. термоэлектронная эмиссия;
В. ионизация
Г. рекомбинация

2. Назовите основные и неосновные носители электрического заряда в полупроводнике (найдите соответствие):
А. при наличии донорной примеси; 1. Основные – электроны; неосновные – дырки.
Б. при наличии акцепторной примеси. 2. Основные – протоны; неосновные – дырки.
3. Основные – дырки; неосновные – электроны.
4. Основные – электроны; неосновные - протоны.

3. Свойство испускать электроны нагретыми телами (твёрдыми, реже жидкостями) в вакуум или в различные среды называется:
А. электролитическая диссоциация;
Б. термоэлектронная эмиссия;
В. ионизация;
Г. рекомбинация.

4.  Свойство многих проводников, состоящее в том, что их электрическое сопротивление скачком падает до нуля при охлаждении ниже определённой критической температуры Тк, характерной для данного материала, называется:
А. сверхпроводимость;
Б. электролиз;
В. гальванопластика;
Г. плавление.
5. Найдите соответствие между полупроводниковым прибором и его назначением:
А
Полупроводниковый диод
1
 Полупроводниковый прибор, создающий оптическое излучение при пропускании через него электрического тока


Б
Транзистор
2
Полупроводниковый резистор, электрическое сопротивление которого существенно зависит от температуры


В
Термистор
3
полупроводниковый прибор, характеризующийся свойством изменять своё электрическое сопротивление под действием света


Г
Светодиод
4
полупроводниковый прибор, используется для преобразования переменного тока в постоянный


Д
Фоторезистор
5
полупроводниковый прибор, предназначенный для усиления электрического тока и управления им



3. Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения тела»

Цель работы: измерить ускорение тела при движении по наклонной плоскости и оценить правдоподобность результата.
Приборы и материалы: штатив, муфта, желоб, линейка, секундомер, шарик.
Краткие теоретические сведения:



S
расчётная формула

Ход работы:
1). Таблица результатов измерений и вычислений:


Ответ:
1) м/с2
2) - относительная погрешность (чем меньше погрешность, тем лучше результат; )
Вывод:
1.Проверить выполнение цели работы.
2.Что узнал нового?
3.Какие практические умения приобрёл?
4.Оценить правдоподобность результатов:
А) обсудить абсолютную погрешность;
Б) обсудить причину большого значения относительной погрешности.
(Вывод можно сделать в творческой форме, например, стихотворной)

4.Практическое занятие № 1
Определение скорости и ускорения движущегося тела
Раздел: «Физика»
Тема: «Механика»
Время выполнения: 25 минут
Цель работы: отработать основные понятия кинематики: уравнение движения, относительность движения, координата, перемещение, скорость, ускорение.
Форма контроля: предоставление письменного отчета
Критерии оценки:
«5» - работа выполнена полностью, без ошибок и недочетов
«4» - работа выполнена полностью, но имеется не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов
«3» - правильно выполнено не менее 2/3 всей работы
«2» - правильно выполнено менее 2/3 всей работы
«1» - не выполнено ни одного задания
Содержание
Дано уравнение движения материальной точки: x = 5 + 4t + 3t2 (м). Используя данное уравнение, определить вид движения, начальную координату, начальную скорость, ускорение, перемещение и скорость через 2 с.
Скорость поезда 72 км/ч. Сколько времени идет мимо него встречный поезд длиной 140 м, если его скорость 54 км/ч?
Самолет летел со скоростью 216 км/ч и затем стал двигаться с ускорением 9 м/с2 в течение 20 секунд. Какое расстояние пролетел самолет за это время, и какой скорости он достиг?

5.Аттестационный материал по физике


Рассмотрено ПЦК
________________

« » май 2015 г.


Экзаменационный билет № 1

По дисциплине: ФИЗИКА
Преподаватель физики: Рубцова О. М.


Утверждено
Замдиректора по учебной работе

____________________
« » май 2015 г.


1. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории.
2. Качественная задача: Железнодорожная платформа, движущаяся с некоторой скоростью, сталкивается с другой платформой и останавливается. Буферная пружина между платформами сжимается. Какие преобразования энергии происходят в этом процессе?
3. Задача: В первичной обмотке трансформатора 100 витков, во вторичной обмотке 20.
Коэффициент трансформации равен:
А. 0,5 Б. 0,2. В. 5 Г. 2000



Рассмотрено ПЦК
________________

« » май 2015 г.


Экзаменационный билет № 2

По дисциплине: ФИЗИКА


Утверждено
Замдиректора по учебной работе

______________________
« » май 2015 г.


1. Механическое движение и его виды. Относительность движения. Система отсчета. Скорость. Ускорение. Прямолинейное равноускоренное движение.

2.Экспериментальное задание: Наблюдение явления электризации тел.
Оборудование: два электростатических маятника на штативах, стеклянная и эбонитовая палочки, кусочек меха, лист бумаги.
Пронаблюдайте взаимодействие наэлектризованных маятников и сделайте вывод.
3. Задача: Найдите амплитуду, угловую частоту, период, фазу и начальную фазу колебаний, уравнения которых приведены в таблице, и запишите значения искомых величин.

Уравнение



Т




А
рад/с
Гц
с
рад
рад












Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации включают:
защита проекта
Полный комплект заданий для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине приводиться в фонде оценочных средств.
Методический комплект обеспечения внеаудиторной работы обучающихся по учебной дисциплине включает:
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Задания для внеаудиторной работы обучающихся (варианты, образцы выполнения).
Сборники задач, упражнения, задания расчетного характера, задания разного уровня трудности, тестов.
Перечень теоретических вопросов для самостоятельного изучения обучающимися.
Опорные конспекты.
Справочник формул, терминов.
Тематика рефератов, творческих работ, сообщений и методические рекомендации по их выполнению.
Список литературы для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Александр Григорьевич Столетов русский физик.
Александр Степанович Попов русский ученый, изобретатель радио.
Альтернативная энергетика.
Акустические свойства полупроводников.
Андре Мари Ампер основоположник электродинамики.
Асинхронный двигатель.
Астероиды.
Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
Бесконтактные методы контроля температуры.
Биполярные транзисторы.
Борис Семенович Якоби физик и изобретатель.
Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.
Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.
Вселенная и темная материя.
Галилео Галилей основатель точного естествознания.
Голография и ее применение.
Дифракция в нашей жизни.
Игорь Васильевич Курчатов физик, организатор атомной науки и техники.
Исаак Ньютон создатель классической физики.
Использование электроэнергии в транспорте.
Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.
Конструкция и виды лазеров.
Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).
Лазерные технологии и их использование.
Леонардо да Винчи ученый и изобретатель.
Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции).
Майкл Фарадей создатель учения об электромагнитном поле.
Макс Планк.
Метод меченых атомов.
Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.
Методы определения плотности.
Михаил Васильевич Ломоносов ученый энциклопедист.
Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.
Молния газовый разряд в природных условиях.
Нанотехнология междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники.
Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.
Николай Коперник создатель гелиоцентрической системы мира.
Нильс Бор один из создателей современной физики.
Нуклеосинтез во Вселенной.
Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.
Оптические явления в природе.
Глаз как оптический прибор. Аккомодация. Дефекты зрения
Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.
Переменный электрический ток и его применение.
Плазма четвертое состояние вещества.
Полупроводниковые датчики температуры.
Применение жидких кристаллов в промышленности.
Применение ядерных реакторов.
Природа ферромагнетизма.
Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
Производство, передача и использование электроэнергии.
Происхождение Солнечной системы.
Пьезоэлектрический эффект его применение.
Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.
Реликтовое излучение.
Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.
Рождение и эволюция звезд.
Роль К.Э.Циолковского в развитии космонавтики.
Сергей Павлович Королев конструктор и организатор производства ракетно-космической техники.
Современная физическая картина мира.
Современные средства связи.
Трансформаторы.
Ультразвук (получение, свойства, применение).
Ускорители заряженных частиц.
Физика и музыка.
Физические свойства атмосферы.
Ханс Кристиан Эрстед основоположник электромагнетизма.
Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.
Эмилий Христианович Ленц русский физик.
Ядра звезд как естественный термоядерный реактор.
История открытия элементарных частиц.
Получение радиоактивных изотопов и их применение.
Теория цвета. Психология восприятия цвета. Физикохимия цвета.
Российские ученые и Нобелевская премия.
Мехатроника.













опыта
Путь тела
Время движения
Ускорение
Абсолютная погрешность


S
t




м
с
м/сІ
м/сІ

1





2





3





Среднее значение









Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 415