Проектно-исследовательская деятельность как условие профессионального выбора старшеклассников


Проектно-исследовательская деятельность как условие профессионального выбора старшеклассников
Смакотина Марина Викторовна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №7 г.Томска
Выбор профессии всегда был важным шагом в жизни любого человека. Особенно актуальным он становится сегодня: в условиях быстроменяющегося мира сложно предположить какая профессия будет востребована и интересна учащемуся для успешной и счастливой жизни. Более того, появляются новые профессиональные направления деятельности. Поэтому организовать и осуществить профессиональный выбор ребенок в одиночку не сможет, ему необходима помощь родителей и учителей.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет попробовать себя в роли специалиста разных профессий. Организовать это можно как в урочной, так и внеурочной деятельности. Например, содержание курса обществознания традиционно изучается по основным разделам социально-гуманитарных дисциплин: философия, социология, психология, политология, экономика, культурология. Поэтому в (пред)профильном гуманитарном классе на первом уроке изучения раздела, например, «Политология», можно предложить ребятам провести избирательную компанию по выборам президента или парламента класса. Обычно такая идея приходится по душе учащимся. Далее оформляем её как учебный проект и все изучаемые темы: «Политическая система», «Политические институты», «Избирательные системы и выборы», «Политический лидер и политические партии» становятся актуальными и значимыми для учащихся – решается проблема мотивации. Распределив роли, после освоения теоретического материала, готовим проведение выборов по всем правилам.
Изучая раздел «Экономика», можно предложить такое задание: вы решили открыть свой бизнес, подготовьте проект бизнес-плана. Или «Каждые 10-12 лет происходит мировой экономический кризис. Почему его нельзя предотвратить?». В рамках «Культурологи» - Почему мусульмане-мигранты, живущие в Европе, не интегрируются в европейское общество?
Таким способом можно изучать любой раздел или любую тему, сформулировав проблему и поставив учебную задачу.
Кроме того, полезно и интересно пригласить специалиста по изучаемому направлению. Так, на уроках по политологии выступил глава Томского Избиркома; при изучении «Психологии» - школьный психолог; при изучении раздела «Правоведение» - выпускники нашего лицея, действующие юристы и т.д.
Внеурочная деятельность также позволяет не только работать на расширение и углубление содержания предмета, но и погрузиться в профессию. Так, ученица, мечтающая стать архитектором, разработала проект «Томск в новом цвете!», который получил гран-при на областном молодежном форуме «Кадровый резерв XXI века». Сегодня она студентка Московского архитектурного университета.
Для проекта «Чудо есть!» - организация праздника в детском доме для детей с ОВЗ, ребятам необходимо было подобрать сценарий, соответствующий возрастным, психологическим и интеллектуальным особенностям детей. Для этого ребята проштудировали литературу, посетили занятия в детском доме, сходили на консультацию к психологу и дефектологу, т.е. прониклись педагогическими специальностями. Следует сказать, многие из организаторов проекта «Чудо есть!» сегодня студенты ТГПУ.
Таким образом, проектная деятельность – эффективное средство для сознательного профессионального выбора старшеклассников.