Обобщение опыта по теме: Интеграция как условие развития креативности детей на уроках музыки.

Интеграция как условие развития креативности детей на уроках музыки

На мой взгляд, интеграция различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, является актуальным принципом в направлении творческого развития личности ребенка. Интеграция решает проблему и дает педагогу широкие возможности для создания благоприятных условий эффективного развития личности школьника с учетом его индивидуальных особенностей.
Интегрированные уроки учат видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нем. Решается проблема целостного восприятия действительности, а главное, на этих уроках дети соприкасаются с вечным, с самым ценным духовным опытом человечества. Данное направление является неотъемлемой частью духовного, творческого развития и воспитания личности.
Известно, что музыка – не столько предмет в школе, сколько универсальный метод обучения другим дисциплинам.
В понимании многих современных учёных интеграция рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, форм, способов деятельности и др.
Л.В. Горюнова определяет форму интегрированного урока как сюиту, состоящую из нескольких крупных частей, в которых варьируется и разрабатывается (через разные виды деятельности и постижение художественных произведений) любая тема. Исходя из того, что музыка – искусство неизобразительное, но образное и достаточно сложное для восприятия (композитор задумал одно, исполнитель добавил краски, а у слушателя может сложиться другой образ), интеграция способствует пониманию музыки и развитию креативности детей.
Проводя интегрированные уроки, считаю целесообразным отметить следующие положительные моменты:
такие уроки позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, усиливают тенденцию к синтезу знаний;
интегративные познавательные задачи помогают в короткий срок выявить интересы учащихся, что является важным моментом при обучении;
учащиеся получают более точное и образное представление об общей картине мира, природного явления и т.д., так как связывают два, или несколько предметов общей темой, общими задачами и рассматривают эту связь в жизни на конкретных примерах.
уникальным является опыт организации на базе гимназии, филармонии, где дети выступают вместе с взрослыми
Интеграцию осуществляю в проектной деятельности по направлениям: художественные, творческие, воспитательные проекты, национально-региональный компонент, различные культурные практики
Находясь в постоянном поиске новых форм работы, успешным для развития креативности детей оказался опыт мультимедийных проектов в виде презентаций с использованием материалов по другим предметам по темам:
-Особенности русской народной музыки.
- Творчество разных композиторов.
- Джаз.
- Развитие рок-музыки.
-Музыка разных стран
Применение мультимедийных технологий возможно как на вводном уроке при знакомстве с новым материалом, так и на уроке обобщения. Применение информационных технологий делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное современным.
Интеграция имеет место при подготовке учащимися домашних заданий. Подготовка реферата, рисунка, подбор литературной или поэтической иллюстрации к произведению – творческие формы работы, выполняемые в основном дома. Домашнее задание – это естественный дополняющий, расширяющий, дифференцированный ракурс общения ребёнка с музыкой. Домашнее задание должно быть ТВОРЧЕСКИМ и стимулировать ребёнка к занятиям музыкой. Вот некоторые формы домашней работы по музыке:
1. Изготовление рисунков, аппликаций и иллюстраций к песням и музыкальным произведениям;
2. Ведение музыкальных тетрадей;
3. Подготовка и изготовление карточек, таблиц;
4. Сочинение и создание музыкальных загадок, ребусов и кроссвордов;
5. Поиск информации по заданной теме;
6. Задания для выполнения в семье: какую колыбельную пела мама, какая песня любима родителями, изготовление элементов национальных костюмов или блюд, сочинение частушек;
7. Изготовление поделок для родителей.
Выполнение домашнего задания – один из методов обучения, при этом такое обучение ведётся самостоятельно, без учителя как руководителя. Однако нужно помнить, что качественно заниматься дома ребёнок будет только в том случае, если учитель добился от него понимания и систематизации непосредственно на уроке.
Работы детей, например такие, как: «Творчество Дениса Мацуева», «Органная музыка в городе Иркутске» и опыт работы по теме «Художественно-эстетическое воспитание личности на уроках музыки на основе национально-регионального компонента» представлены на городском семинаре учителей музыки в марте 2009 года.
На каждом уроке и за пределами кабинета и учебного года учитель как дирижёр, режиссёр создает с учащимися (родителями, коллегами) реальную музыку, искусство, рождённое здесь и сейчас, откровение, рождённое до нас, но открытое для возрождения в каждом из нас, искусство, способное сделать сегодняшний и завтрашний день умнее, добрее, красивее. При этом необходимо отметить следующее. Сегодня актуально использование компьютерных технологий, что позволяют оперативно, качественно, полноценно не просто иллюстрировать, а создавать условия для такого творчества, в определённой степени заменяя учителя как музыканта (в случаях звучания оркестра, хора, неосвоенных инструментов). Но только учитель способен ввести учащихся в саму атмосферу творчества, искусства.
Следует отметить, что программа по музыке не только предусматривает, но рекомендует и обязывает осуществлять разносторонние связи предмета “Музыка” с другими предметами. Такие связи направлены на полихудожественное развитие ребенка посредством выявления общего и различного в художественно-образной природе музыки, изобразительного искусства, литературы, МХК, иностранного языка и других предметов.
С целью развития креативности детей осуществляются различные виды музыкальной деятельности на уроке, их цели и задачи очень разнообразны. Урок музыки – целостное тематическое построение, подчинённое достижению поставленной цели, решению комплексных задач для раскрытия темы урока. Эта целостная картина складывается благодаря умелому сочетанию различных граней музыкального искусства, представленными различными его видами:
- вокально-хоровая работа (пение),
- слушание музыки (восприятие),
- музыкально-ритмические движения (движение под музыку),
- игра на детских музыкальных инструментах,
- музыкальная грамота и сольфеджио, а в старших классах появляются такие виды деятельности, как
- анализ музыкальных форм,
- музыкальная критика,
- различные формы исполнительства и др.
В основе любой музыкальной деятельности лежит активный слухо-двигательный процесс воспитания музыкой, предполагающий целый комплекс реакций на него. Научить любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки.
Несмотря на то, что мы выделяем отдельные виды деятельности на уроке музыки, всё же рассматриваем урок как целостный процесс, а формы работы на уроке, как способы общения с музыкой как видом искусства. Эти формы на уроке используются в комплексе, ведь нужно обратить внимание, что во время хорового пения идёт одновременно и процесс слушания (другие голоса, мелодию партии и т.д.). Все формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры и развития креативности школьников.
Учитывая изложенное, можно сказать, что урок музыки является встречей детей с искусством, а в основе – продукт творческой деятельности человека. Творчество должно играть основополагающую роль. Оно занимает большое место, и чем разнообразнее его формы, тем ярче и заметнее будет проявление в нём конкретного ученика.
Практический опыт интеграции обогащается в процессе проведения различных конкурсов, праздников, открытых уроков по другим предметам.
Результатом таких уроков должна стать не оценка, а творческое отношение к происходящему и само творчество.
Урок музыки – один из немногих, практически единственный урок, на котором дети могут творчески проявить себя, выступить соавтором или творцом чего-то нового, оригинального, неповторимого. Только на благоприятной почве могут вырасти будущие художники и музыканты.

15