Исследовательская деятельность как условие формирования инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста


Консультация "Исследовательская деятельность как условие формирования инициативности и самостоятельности у детей дошкольного возраста".
(Составитель Салдаева Е.Н.)
Формирование исследовательских умений у дошкольников является одним из главных направлений современного дошкольного образования. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства, где особая роль принадлежит развитию инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности.
Разберемся с понятиями:
С философской точки зрения - самостоятельность - это базовая способность человека, которая дает ему возможность действовать вопреки внешним условиям, вопреки противодействующим внешним причинам. А самостоятельный человек - это человек, способный сам генерировать цели собственной жизнедеятельности и на практике осуществлять их.
Психологи рассматривают самостоятельность как волевую черту личности, способность осуществлять какую либо деятельность без посторонней помощи (Самостоятельное принятие решения, достижение цели, самоконтроль, ответственность за свои поступки). А самостоятельная деятельность рассматривается как высший тип учебно-познавательной деятельности, требующий от ребенка достаточно высокого уровня саморазвития, рефлективности, самодисциплины, ответственности и доставляющий ему удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самопознания.
Педагог и психолог Л.В. Жарова выделяются три уровня самостоятельной деятельности: низкий - подражательно- пассивный (копирующий), средний - активно-поисковый (воспроизводящий) и высокий - интенсивно-творческий, в зависимости от того как ребенок умеет пользоваться полученными знаниями.
Раскроем кратко содержание каждого уровня. Низкий уровень. ребенок может выполнять действия по готовому образцу (копирование). По мнению Л.С. Выготского, подражание является свойством развивающейся личности, с другой стороны – способом познания действительности. Л.С. Выготский писал, чтобы подражать, ребенок должен иметь возможность перехода от того, что он умеет к тому, чего не умеет.
Средний уровень характеризуется свободой применения знаний в стандартной ситуации. Цель деятельности выдвигает педагог, но планировать ее решение дошкольник может уже сам.
Высокий уровень - ребенок успешно применяет знания в новой, нестандартной ситуации.
Таким образом, для проектирования процесса личностного развития ребенка педагогу важно понимать, что самостоятельность - это обобщенное свойство личности, проявляющееся:
- в стремлении к самостоятельному принятию решений;
- планировании своей деятельности;
- реализации задуманного и получении результата;
- рефлексии и самоконтроле.
Психолог Евгений Павлович Ильин (в книге "Психология воли") определяет инициативность как умение и желание делать первый шаг, по своей воле вовлекать себя в какое-либо дело и движение.
Это волевое качество личности, благодаря которому человек действует творчески. Инициативность всегда проявляется осознанно и намеренно, а не под влиянием стихийного безотчетного порыва. Человек проявляет инициативность, если осознает ценность этого качества, считает его нужным Главный мотиватор инициативности - личная заинтересованность. (Д.Локк)
Предпосылкой инициативности является активность личности.
С.Л. Рубинштейн выделяет такие признаки инициативности:
- обилие и яркость новых идей и планов;
- богатство воображения, рисующего эмоционально привлекательные картины тех перспектив, которые инициатива может открывать.
Таким образом, инициативность - это не стихийно складывающая способность, а выработанное в процессе специальных упражнений умение ставить перед собой новые задачи и осуществлять их.
Таким образом инициативность является важнейшим условием формирования самостоятельной личности.
Исследовательская деятельность обеспечивает формирование самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в наибольшей степени, так как предполагает целенаправленную и трудоемкую работу ребенка в процессе поиска и решения познавательных задач.
С.Л. Рубинштейн утверждает , что у каждого ребенка имеется высокий познавательный интерес к окружающему миру, поэтому его необходимо ставить в позицию исследователя. Ребенок должен сам анализировать, сопоставлять и делать выводы.
Организация исследовательской деятельности позволяет решать следующие задачи:
• Формировать основы поисковой деятельности, инициативы в интеллектуальной деятельности;
• Формировать умение распознавать возможные способы решения обозначенной проблемы с помощью педагога, а в дальнейшем самостоятельно;
• Формировать умения использовать вариативные способы решения поставленной задачи;
• Формировать готовность применять специальную терминологию, вести конструктивный диалог в процессе совместной исследовательской деятельности;
• Формировать умения самостоятельно выдвигать гипотезы и формулировать выводы.
В процессе организации исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста формируется ряд исследовательских умений:
• обозначать проблему;
• выдвигать гипотезу;
• осуществлять наблюдение за объектом;
• осуществлять эксперимент;
• устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы и оперировать новыми понятиями.
Формирование исследовательских умений на ступени дошкольного детства закладывает основу для развития у ребенка позиции исследователя, «ученого». Сергей Леонидович Рубинштейн указывал, что для детей дошкольного возраста абсолютно естественно развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности. Александр Ильич Савенков замечал, что «для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в “готовом виде”. В данном случае ученые подчеркивают не только важность организации исследовательской деятельности с дошкольниками, но и ее необходимость.
Исследовательская деятельность не только вызывает интерес у детей дошкольного возраста к данной деятельности, но и формирует исследовательское поведение, которое является источником получения представлений о мире. Ребенок сам стремится найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А.И. Савенков писал: «Многим даже в голову не приходит, что исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того времени, когда родители впервые приведут его в детский сад».
При организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста педагогу необходимо:
• развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста к содержанию исследовательской деятельности; мотивировать (тайна, сюрприз, открытие, познавательный мотив, ситуация выбора);
• обеспечивать дошкольников доступным для их возраста способом познания;
•правильно определять степень активности взрослого;
• создавать доброжелательную обстановку, внимательно и уважительно относиться к работе детей.
А.И. Савенков разработал для педагогов правила организации исследовательской деятельности:
• не делать наставлений; помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций;
• на основе наблюдения определять успехи и неудачи детей;
• не подавлять инициативу детей и самостоятельность;
• научить детей устанавливать межпредметные связи; не торопиться в суждениях;
• помогать детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
• подходить творчески к решению проблемы;
Исследовательская деятельность может выступать в следующих формах организации:
• совместная: наблюдение, макетирование, эксперимент, проекты;
• совместно-групповая: познавательно-исследовательская учебная деятельность;
• индивидуальная: исследование.
Эксперименты предполагают проведение практической деятельности с целью проверки и сравнения. Структура проведения экспериментов: 1. Постановка, формулировка проблемы (познавательные задачи). 2. Выдвижение предложений (гипотез), отбор, способы проверки. 3. Проверка выдвинутых гипотез. 4. Подведение итогов эксперимента, формулировка основного вывода. 5. Фиксация результатов. 6. Вопросы детей.
Макетирование направлено на разработку макета, отражающего существенные особенности натуры, значимые стороны и признаки объекта. Может быть напольным, настольным, настенным и др. Представляет собой результат конструктивно-творческой, познавательно-исследовательской деятельности детей.
Проект ориентирован на самостоятельную деятельность ребенка, которую ребенок выполняет в течение определенного отрезка времени. Данная форма организации исследовательской деятельности предполагает решение обозначенной проблемы, предполагающей применение разнообразных методов, приемов, средств обучения; обеспечивает интеграцию знаний детей.
Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?
• Ребёнок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.
• Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.
• Основные составляющие процесса исследования: выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.
• Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников (Герман Константинович Селевко).
Исследовательская деятельность - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими детьми в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
При решении проблемных ситуаций Г.К. Селевко рекомендует использовать следующие методические приёмы:
• подвести детей к противоречию и предложить самим найти способ его разрешения;
• изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос и предложить выбрать и обосновать наиболее правильную;
• предложить рассмотреть явление с позиций людей разных профессий (космонавта, врача, повара и т.д.);
• поставить конкретные вопросы, побуждающие делать сравнения, выводы, сопоставлять факты;
• поставить проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.).
Таким образом, исследовательская деятельность способствует формированию у детей дошкольного возраста самостоятельности и инициативности, так как обеспечивает развитие познавательной потребности, учит самостоятельно осуществлять поиск, делать открытия, использовать метод научного познания в процессе самостоятельной поисковой деятельности.