Проектно-исследовательская деятельность детей на уроках технологии как условие развития способностей

Проектно-исследовательская деятельность детей на уроках технологии как условие развития способностей

Одним из условий развития одаренности детей является организация их деятельности на учебном занятии.
Деятельность должна быть:
1) эмоционально - положительно окрашенная
2) соответствующая интересам и возможностям ребенка.
Это является благоприятным фактором развития способностей детей. Этим критериям соответствует проектно - исследовательская работа. Конечно нельзя забывать и о роли задатков личности (уровня сформированности внимания, воображения, восприятия, объема и типа памяти, эмоций и воли). Способности формируются в способах деятельности и зависят от задатков.
Существуют рекомендации, с помощью которых можно диагностировать одаренность и я работаю совместно с психологами школы по выявлению одаренных детей. Но приглядываясь к ребятам в процессе деятельности, наблюдая у кого выше интерес, мотивация, вижу их на глазок.
Сегодня образовательный стандарт программы «Технология» (автор – Симоненко В.Д.) предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Объекты труда на уроках технологии за последние десятки лет практически не изменились, поэтому изделия часто получаются не нужными. Не хочется шить юбку, если ты юбки вообще не носишь, готовить молочные блюда, которые не ешь, вышивать тряпочку просто так, для тренировки. Избежать этого помогает проектный метод. В течение ряда лет я разрабатываю альтернативные объекты труда для уроков технологии, которые помогают сделать мой предмет более интересным, а учёбу более успешной. В школьном кабинете технологии достаточно материала, который позволяет детям выбрать темы проекта в соответствии со своими желаниями, склонностями и потребностями. И часто ученик, который учится с «2» на «3», делает прекрасные изделия, занимает призовые места на выставках, а иногда может заработать небольшие деньги, то есть чувствует себя успешным.
Расширить творческие возможности детей помогают компьютерные технологии. С появлением в школе цифрового фотоаппарата батиком смогли заниматься дети, совершенно не умеющие рисовать, а это ещё один шаг к их успеху. Компьютер на уроках технологии - это схемы для вышивки крестом и цветного вязания, эскизы для росписи по тканям и аппликации, моделирование одежды, это один из непременных факторов успешного преподавания технологии в современной школе. Проекты, подаваемые на конкурсы, выполняются на компьютере и подкрепляются компьютерными презентациями, которые упрощают защиту, делают её более интересной и красочной. Итог – призовые места на районных, областных, всероссийских конкурсах.



Альтернативные объекты труда для уроков технологии
Изготавливая интересное и нужное изделие, ребята приобретают навыки, обозначенные в образовательной программе как результаты обучения. Предлагается работа по разным темам (материаловедение, машиноведение, ручные и машинные работы, законы цвета и композиции) и предполагает получение детьми дополнительных знаний и умений сверх школьной программы (работа с соломкой в блоке материаловедение, работа с соленым тестом, плетение из бисера, нетканый гобелен как дополнительные блоки для работы с одарёнными детьми).
Изделия изготавливаются самостоятельно, проекты индивидуальны. Проекты по изготовлению панно рассчитаны на работу в бригаде из 3-4 человек. Над проектами по изготовлению нетканого гобелена дети работают в паре.
Вопросы, направляющие процесс обучения
Основополагающий вопрос

·Где предел наших творческих возможностей?
Проблемные вопросы
Какие полезные изделия можно изготовить из пластиковых бутылок, из лоскута, из старой ненужной одежды, из природного материала?
Какие материалы подобрать для своей работы?
Учебные вопросы
1. Каков волокнистый состав и вид переплетения тканей, с которыми вы работаете?
2. Каковы свойства тканей, с которыми вы работаете?
3. Каковы правила кроя?
4. Какие ручные работы необходимо освоить?
6. Как обезопасить свой труд?
7. Каковы законы цветоведения?
8. Каковы законы композиции?
9. Как рассчитать себестоимость изделия?

Процедуры обучения
Работу над проектом целесообразно начать со знакомства родителей с методом проектов (буклет для родителей)
Работа с детьми начинается с представления учительской презентации детям. Презентация вводит детей в суть проектного метода, помогает выбрать темы проекта.
Работа над проектом начинается с постановки цели. Цель обычно звучит как: «Изготовить». После постановки цели определяются задачи проекта. Задачи – шаги к достижению цели.
Исходя из задач, учащиеся должны:
собрать материал по теме,
разработать эскиз,
подобрать инструменты и материалы,
продумать технологию изготовления,
составить технологическую карту,
изготовить изделие,
оценить изделие с экономической и экологической точки зрения,
сделать оценку качества.
Каждая творческая работа содержит пояснительную записку с технологическими картами и рекламным листом и сопровождается презентацией.
Работа над проектом заканчивается его защитой. Огромным подспорьем в защите проектов является компьютерная презентация. Кроме того, по окончании работы над проектами проводится выставка работ в классе. Лучшие работы отправляются на выставки более высокого уровня.
Проектный метод позволят продуктивно работать с детьми разных уровней.

Средства дифференцированного обучения
Возможности для учеников
развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
приобретение опыта применения и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
.

План оценивания

Последовательность оценивания
Перед началом проекта
В ходе работы над проектом
После завершения проекта

Формирующее оценивание (презентация учителя)
Вопросы по выбору материалов и инструментов.
Вопросы по выбору технологии изготовления.
Инструкции по контролю качества технологических операций на каждом этапе.
Система тестов для самооценки знаний и умений учащихся.
Система кроссвордов для групповой взаимооценки знаний и умений учащихся.
Оценочные листы (презентации, буклеты, рефераты)
Экономическая оценка изделий
Эстетическая оценка изделий.
Экологическая оценка изделий.





Вашему вниманию предлагается выставка детских работ за последние несколько лет. Просматривая изделия можно проследить как формируются практические способности в различных способах деятельности.

Работы Соловьевой Натальи.
Вышивка крестом.


«Зайчик», 6 класс «Индия», 7 класс

«Герб Клявлинской СОШ №2» (вышивка крестом) – сертификат Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио». 8 класс.



«Костюм женщины-эрзянки. 20-е – 30-е гг. XX века, с. Клявлино» -
финалист Всероссийского конкурса «Моя малая Родина». 10 класс.


Работы Дмитриевой Татьяны. Лоскутная техника.




«Комплект (скатерть, салфетки) для сервировки стола». 8 класс.




Панно «Подсолнухи» – районный конкурс «Интеллект, творчество, фантазия», диплом 1 степени, 9 класс.

«Герб Клявлинской СОШ №2»– окружной конкурс «Интеллект, творчество, фантазия», диплом 3 степени. 10 класс.

Рисунок 1C:\Documents and Settings\АНДРЕЙ\Мои документы\документы Татьяны Ромуальдовны\изображения\DSCN3357.jpg d