Формирование языковой компетенции студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования


Ольшанская Л.А., преподаватель
русского языка и литературы
ГПОУ «Донецкий государственный
колледж пищевых технологий и торговли»

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СТУДЕНТОВ ОБРАЗАВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из направлений современного профессионального образования является компетентностная стратегия. Специфика ее заключается в том, что человек усваивает не готовые знания, а самостоятельно формирует понятия, необходимые ему для решения поставленных задач. Качество подготовки студентов ОУ СПО в дальнейшей профессиональной деятельности определя-ется не только сформированностью навыков механически выполнять свою работу, но и умением налаживать коммуникации для быстрого достижения профессионального успеха и востребованности на рынке труда. Одним из направлений компетентностной стратегии является формирование языковой (коммуникативной) компетенции. Это неудивительно, поскольку снижение уровня речевой культуры разных слоев общества, в том числе и интеллигенции, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость возрождения непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования. Особенно актуальна проблема повышения уровня коммуникативной культуры для среднего профессионального образования. Низкая речевая культура отрица-тельно влияет на конкурентоспособность выпускников образовательных учреждений СПО. Очевидно, чем выше уровень речевой культуры человека, тем продуктивнее он будет решать задачи в своей профессиональной области. Свободное владение русским литературным языком, нормами общения и речевого поведения, тактикой ведения деловых бесед сегодня является неотъемлемой составляющей любой профессиональной деятельности, а сферы обслуживания – в особенности.
В образовательных учреждениях СПО формирование языковой компетенции происходит на двух уровнях: 1) при изучении русского языка и литературы на первом курсе (на базе 9-ти классов); 2) при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» на втором курсе.
Уже на первом курсе при изучении русского языка и литературы форми-руются коммуникативная и языковая компетентности, которые обеспечивают нормативное и целесообразное использование языка, формируют способности к речевому взаимодействию в социально-бытовой, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, способствуют повышению культуры владения языком, совершенствованию умений и навыков нормативного использования средств языка. Они учат общаться с окружающими, работать в коллективе, команде, учат строить отношения, которые варьируются в зависимости от статуса, от регистра общения и выражаются в использовании приемлемых формул обращения, ряда условностей при ведении диалога.
Изучая русский язык как дисциплину общеобразовательного цикла, студент должен усвоить систему норм современного русского литературного языка (орфографических, пунктуационных, грамматических, стилистических, орфоэпических) и систему функциональных стилей. Это обязательная составляющая формирования культуры устной и письменной речи.
Для формирования языковой и лингвистической компетенций используются сочинения-миниатюры, художественные зарисовки, речевой самоконтроль письменных работ. С целью привлечения внимания, выражения совета, побуждения студенты учатся составлять разные функционально-семантические темы устных и письменных текстов: описание событий, повествование о фактах или их комментирование, рассуждение, объяснение, наставление, аргументация, убеждение. Главным этапом формирования коммуникативной компетентности студентов является создание собственного текста. Этот навык развивается от простого к сложному. Первый уровень: творческая работа (сочинение, рассказ, продолжение рассказа). Второй уровень – отзывы, рецензии, аннотации, т.е. умения составлять вторичные тексты. Такая работа улучшается речь студентов. Ответы становятся развёрнутыми, логичными, доказательными.
Таким образом, уже на уровне общеобразовательных дисциплин организация учебного процесса направлена на реализацию компетентностного подхода.
Задача изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» - привить студентам культуру устной и письменной речи. На занятиях осуществляется поэтапное ознакомление студентов с нормами современного литературного языка и типами речевых и грамматических ошибок, проводится многоаспектная работа над терминологией с учетом орфоэпических требований и норм словоупотребления. Поскольку по морфологии и синтаксису студенты повторяют уже изученный в школе или на первом курсе материал, процесс обобщения и углубления общеязыковых знаний должен иметь выразительную практическую направленность - быть профессионально и коммуникативно ориентированным, а также актуализировать рассмотрение стилистических возможностей морфологических и синтаксических единиц. Обогащение речи студентов лексическими средствами возможно при условиях систематической словарной работы, в частности, усвоение обучающимися неизвестных слов, уточнение значений уже известных лексем, очистка речи от явлений суржика и диалектизмов.
Процесс становления и совершенствования профессиональной речи будущего специалиста сферы обслуживания осуществляется на основе выявления уровня его речевой культуры и выявления педагогических условий, способствующих совершенствованию речевой культуры студента.
Анализ уровня речевой культуры студентов позволил выявить ряд типичных ошибок и составить классификацию наиболее распространенных из них, что позволило определить направления работы по совершенствованию речевой культуры обучающихся. Среди ошибок в речи студентов (и не только студентов) чаще всего встречаются следующие:
- фонетико-орфоэпические ошибки, искажающие нормы произношения и ударения:
дОговор вместо договОр (договОры),
катАлог вместо каталОг,
Экспертный вместо экспЕртный,
красивЕе вместо красИвее,
средствА вместо срЕдства;
- лексические, свидетельствующие о незнании норм словоупотребления: “спросить вопрос”, “играть первостепенное значение”, “пристально слушать”;
 плеоназм: памятный сувенир,  необычный фенОмен , май месяц, период времени, строгое табу, главный лейтмотив, моя автобиография и др.
- словообразовательные: “откомментировать ответ” (правильно «прокомментировать»);
- грамматические, указывающие на незнание норм грамматики:
неправильное определение рода несклоняемых существительных: крепкое кофе, сладкий какао (правильно крепкий кофе, сладкое какао).
- в письменной речи – нарушение синтаксических норм:
Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.
Для приготовления супа использовали овощи, морковь, картофель
У многих студентов не сформированы навыки самоанализа собственной речи. Именно поэтому значительная часть практических заданий направлена на определение и исправление лексических, синтаксических, грамматических ошибок.
Принципиально важной является системность и постепенное усложнение выполнения упражнений, что способствует формированию целостного представления об особенностях профессиональной речи. Среди лингводи-дактических приемов наиболее действенными оказались: грамматический анализ, орфографический и орфоэпический тренинги, редактирование, построение диалогов, создание собственных высказываний.
Кроме того, важной является разработка занятий по самосовер-шенствованию в области речевой культуры. Коллективные формы работы должны сочетаться с самообразованием. При выборе форм и видов заданий для самостоятельной работы предпочтение отдаётся упражнениям по закреплению знаний норм литературного языка и развитию речи, тестовым заданиям, заданиям творческого характера. Важной особенностью самостоятельной работы является дифференцированный подход и профессиональная направленность практических заданий. Входной контроль и текущий мониторинг познавательной деятельности студентов - необходимое условие, определяющее подборку соответствующих упражнений для самостоятельной работы студентов, что позволяет скорректировать деятельность по самосовершенствованию речевой культуры.
Таким образом, конечная цель обучения языку обусловлена той ролью, которую он играет в жизни каждого человека и всего общества, являясь важнейшим средством общения и познания окружающего мира. Обучение русскому языку активизирует формирование коммуникативной компетенции, воспитывает языковую личность, способную к профессионально-деловой межкультурной коммуникации, стремящуюся к саморазвитию и самообразова-нию, умеющую творчески мыслить.
Литература:
Кучумова Г.Н. Компетентностный подход в образовании.// Компетентностный подход в реализации программ дополнительной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования: Материалы республиканской научно-практической конференции. –Казань: РПЦ «Школа», 2009. – С. 68.
Хуторской А.В.Технология проектирования ключевых и предметных компетенций//Интернет-журнал «Эйдос» – 2005.
Тумакова С.Г. Формирование лингвистической компетенции у школьников на уроках русского языка.// Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института, №4, 2014 г. – С. 287.