Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Написание звонких и глухих согласных в конце слова.


Конспект урока по русскому языку (3 класс).

Тема: Написание звонких и глухих согласных в конце слова.
Цели: продолжать знакомить со словами, требующими проверки; закреплять способ проверки парных согласных на конце слова путем изменения формы слова; совершенствовать каллиграфическое письмо – развитие связности, плавности письма
Оборудование: картинки – завод, шкаф, лук, дуб, хлеб, луг, снег, лёд
Ход урока
I. Орг. момент.- Сядет тот, кто назовёт проверочное слово к произнесенному мною слову.
Дуб, мороз, колхоз, шарф, снег, голод, остров, сапог, ёж, клюв, зуб, бинт, сугроб. II. Минутка чистописания.
- Ребята, у нас часто встречается написание буквы з, сейчас мы вспомним как эта буква пишется правильно и исправим все свои ошибки. У кого хорошо получается тот потренируется.
Пальчиковая гимнастика.
«Барабанщики»
Твои пальчики-барабанщики,
Там-там-там!
Тук-тук-тук!
Раздается звонкий стук.
(Подушечки правой и левой руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола, как игра на пианино.)Написание буквы.
- Итак, давайте разберём написание элементов буквы, соединений. Буква з пишется: (учитель пишет букву на доске – образец с комментированием)
- Начинаем ниже верхней линейки рабочей строки, слева направо прописываем плуовальную линию, коснувшись верхней линейки, опускаем ее чуть ниже нижней линейки, отклоняясь влево; справа пишем закругление, коснувшись ее опусканием вниз прямую. Не дойдя до дополнительной линейки, делаем закругление влево, коснувшись ее. Плавную линию продолжаем вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем прямую линию на нижней линейке.
- Ребята, давайте пропишем букву в воздухе.
- Теперь пишем букву з в тетради. (Учитель проходит и смотрит как дети пишут, если допущены неточности отмечает красной ручкой ошибки.) – пол строчки.
-Пропишем соединения буквы з с другими буквами (а, о, и). (Учитель само соединение выделяет мелком). – дописывается строчка.
- Давайте придумаем слова на букву з. (Если в словах есть орфограммы разбираются устно)
- Запишите слова забор, зонт, зима. Обратите внимание на написание буквы з и ее соединение. Сравните буквы с образцом. У кого хорошо получилось? У кого не получилось?
III. Словарно-орфографическая работа.
1. Знакомство с лексическим значением.
- Ребята, посмотрите на картинку. Что изображено на картинке? (завод)
- Вот это наше словарное слово. А что такое завод? (предприятие, на котором что-нибудь изготавливают).
- Какие заводы вы знаете? Есть в нашем городе?
2. Усвоение написания.
На доску прикрепляется карточка с правильным написанием слова. Орфограмма выделена красным, есть ударение.
- Прочитайте слово про себя с правильным ударением.
- Теперь прочитайте вслух. (завод)
- Назовите ударную гласную (о).
- Можно ли ошибиться в написании ударной гласной (нет).
- Назовите гласную, которая выделена. (а)
- Как эта гласная называется? (безударная)
- Вспомните, можно ли ошибиться в написании безударной гласной? (да)
- Почему? (Можно написать о и можно написать а).
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударную гласную? (Подобрать проверочное слово).
- Попробуйте подобрать проверочное слово. (Не получается, значит. Эта гласная не проверяемая и её нужно запомнить).- Ребята, в слове есть ещё одно опасное место, где можно допустить ошибку. Произнесите слово ещё раз, какую букву будем писать в конце слова? (д).
- Почему? (Подбираем проверочное слово – заводы. Значит в слове завод пишем д).
- Ещё раз назовите гласную, которую нужно запомнить. В каком слоге она находится.
- Будем запоминать. Докажите, что это слово словарное.
- Откройте словарики. Запишите слово в словарик, проговаривайте по слогам, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
- Чтобы вы лучше запомнили словарное слово я карточку поставлю в словарную таблицу.
3. Закрепление.
- Будем запоминать и правильно писать словарное слово. Придумайте словосочетание с этим словом (Опорные слова: авиационный, машиностроительный, металлургический, керамический, деревообрабатывающий).
- Составьте предложение со словом завод.
IV. Изучение новой темы.
Наблюдение за языковыми примерами.
- Рассмотрите картинки (шкаф, лук, дуб, хлеб, луг, снег, лёд).
- Назови предметы, изображенные на них.
- Какой согласный слышится на конце слова? Что нужно сделать, чтобы узнать какой согласный пишется в конце слова? (Подобрать проверочное слово, чтобы звук четко слышался)
- Подберите проверочные слова (шкаф – шкафы, лук – лука, дуб – дубы, хлеб – хлеба, луг – луга, снег - снега, лёд – льда).- Итак, ребята, попробуйте составить алгоритм написания согласной в конце слова. (Если мы не знаем какую согласную писать в конце слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук.)
2. Чтения правила по учебнику с.90.
- Откройте учебник на с.90. правильно ли мы с вами составили правило. Найдите правило прочитайте про себя. (Сильный ученик читает вслух. Потом все вместе 1-2 раза).Вывешивается памятка.
Я не знаю, какую согласную надо писать в слове ________. Я изменю слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук. Проверочное слово _____. Звук __ слышится чётко. В слове ______ напишу букву ___.
Памятка прочитывается несколько раз, добиваться чтобы дети давали связный ответ.
V. Первичное закрепление. 1. Выполнение упражнения 15, с.90. (Сильный ученик у доски)
- Давайте выполним упр.15, с 90.
- Прочитайте задание. Повторите, что нужно сделать (закончить загадки, отгадать их).
- Обратите внимание, нам даны подсказки в словах для справок. Прочитаем эти слова.
- Сережа, читай загадки, а мы все вместе будем отгадывать.
- Объясни, с помощью памятки написание отгадок. Будем записывать их с проверочными словами. (Я не знаю, какую согласную надо писать в слове друг. Я изменю слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук. Проверочное слово друга. Звук г слышится чётко. В слове друг напишу букву г.)Запись на доске: друг – друга, ёж – ежа, тетрадь – тетради, жираф – жирафы.- Какие ещё слова в этих загадках имеют парные звонкие и глухие согласные? (Вокруг, враг, похож, трав)
- Объясните устно с помощью памятки написание этих слов.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали.
Вы, наверное, устали? (Ходьба на месте)
Да! (Хлопки в ладоши)
И поэтому все встали. (Руки вверх – потянулись)
Дружно вытянули шеи (Наклоны вперед)
И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш». (повороты туловищем влево- вправо)
Пошипели, помолчали
И, как зайцы поскакали. ( Прыжки на месте)
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали. (Ходьба на месте)
2. Выполнение упражнения 16, с.91.
- Выполняем упр.16, с.91. Прочитайте задание. Повторите, что нужно сделать.
Вызывается один ученик.
- Итак, читаем первое предложение: Выпал пушистый … . Вставляем пропущенное слово. Какое это слово? (Снег)
- Что напишем в конце слова? (Я не знаю, какую согласную надо писать в слове снег, г или к. Я изменю слово так, чтобы после гласного стоял гласный звук. Проверочное слово снега. Звук г слышится чётко. В слове снег напишу букву г.)Вызывается следующий ученик.
- Читаем второе предложение: У забора намело большой … . Вставляем пропущенное слово. Какое это слово? (Сугроб)
- Что напишем в конце слова сугроб? (Ребёнок объясняет с помощью памятки написание буквы).
- Дальше упражнение выполняете самостоятельно. (После выполнения упражнения выполняется фронтальная проверка пропущенных слов, с объяснением по памятке).
VI. Домашнее задание.
- Задание на дом упражнение 17. С.91.
- Прочитайте задание, что нужно сделать в упражнении?
- Найдите в тетради похожее упражнение.
(Для детей 3гр. – выписать слова и написать проверочное слово).
VII. Итог урока.
- Над какой темой работали на уроке?
- Давайте вспомним правило.
- Какое словарное слово изучали?
Дается качественная оценка работы детей.