Методические указания для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы

Филиал «Самарский медико-социальный колледж» ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»


Методические указания для обучающихся по организации аудиторной самостоятельной работы на практических занятиях


ПМ. 02 «Участие в лечебно- диагностических и реабилитационных процессах» МДК 02.01 «Сестринская помощь при нарушениях здоровья» Раздел «Сестринская помощь в офтальмологии»
Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях вспомогательного аппарата глаза»




основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования
специальности 060501 Сестринское дело
(базовый уровень подготовки)







Самара, 2015









ОДОБРЕНО


Цикловой


методической комиссией





Председатель_________Локтева Т.А.


Протокол №


____ ____________20___


Составитель:
Мавричева И.В., преподаватель филиала «СМСК» ГБПОУ «СМК им. Н.Ляпиной»


Методические указания разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060501 Сестринское дело, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2009 года № 589
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 060501 Сестринское дело в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.







Структура




1.Цели и задачи занятия
2.Оснащение
3.Программированная инструкция к самостоятельной работе
4.Задания для самостоятельной работы студентов
5. Алгоритмы деятельности
6.Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета
7.Приложение































Методические указания по организации аудиторной самостоятельной работы студентов на практическом занятии
Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях вспомогательного аппарата глаза»

Цели и задачи занятия

Образовательная: формирование системы знаний по основным вопросам темы: классификация заболеваний вспомогательного аппарата глаза; основных клинических проявлений, принципов диагностики и лечения заболеваний вспомогательного аппарата глаза, объем сестринских вмешательств при данных заболеваниях; выявление и оценка степени овладения системой знаний, навыков и умений, выявление готовности студентов успешно применять полученные знания и умения в будущей профессиональной деятельности.
Развивающая: формирование умения систематизировать, обобщать, выделять главное; развивать творческое воображение, логику, наблюдательность; обогатить словарный запас, развивать познавательную активность студентов с помощью проблемных вопросов; самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию с помощью ситуационных задач; работать с дополнительной литературой. Воспитательная: формирование умений работать в коллективе, чувства ответственности за всех и за каждого; воспитывать умение работать индивидуально и в команде; умение объективно оценивать ответы своих товарищей, конкурировать с партнерами, коллегиально принимать решение, воспитывать трудолюбие и прилежание, любовь к избранной профессии.
Формирующая: освоение общих и соответствующих профессиональных компетенций. Общие компетенции:
Код
Наименование результата обучения

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.





Профессиональные компетенции:

Код
Наименование результата обучения

ПК 2.1.
Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2.
Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3.
Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4.
Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5.
Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса


Здоровьесберегающая: создать благопр
·иятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, физкультминутки, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.
В процессе освоения профессионального модуля с целью овладения соответствующими профессиональными компетенциями по данной теме обучающийся должен:
уметь:
осуществлять сестринский уход за пациентом при заболеваниях вспомогательного аппарата глаза;
консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
осуществлять паллиативную помощь пациентам;

знать:

причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, проблемы пациента, организацию и методы оказания сестринской помощи при заболеваниях вспомогательного аппарата глаза;
пути введения лекарственных препаратов.


Место проведения: учебный кабинет
Оснащение:
1.Учебники:
Рубан Э. Д., Гайнутдинов И.К Сестринское дело в офтальмологии Ростов-на-Дону «Феникс» – 2012.
Рубан Э. Глазные болезни Ростов-на-Дону «Феникс» – 2012;
Южаков А. «Сестринское дело в офтальмологии» Москва «АНМИ»-2005
2.Машковский М.Д. Лекарственные средства Москва «Новая волна»-2007
3.Таблицы
- Таблица Головина - Сивцева;
- Таблицы Рабкина
4. Учебно-методические пособия: «Заболевания век и конъюнктивы», «Сестринский процесс в офтальмологии».
5. Медицинский инструментарий и материалы (пипетки, пробирки с петлей для взятия мазков с конъюнктивы, резиновый балончик, стеклянные палочки, ножницы, шприцы, пинцеты, лотки, шарики, салфетки, бинты, полотенца); фантом головы для отработки практических манипуляций; набор лекарственных препаратов.
6. Медицинская документация: Сестринские мед. карты, бланки рецептурные
7. Технические средства обучения (оборудование): ноутбук, мультимедийный проектор, 8.Учебный видеоролик «Инструментальные методы осмотра ЛОР-органов», мультимедийная презентация «Заболевания вспомогательного аппарата глаза».

Средства контроля: решение логического диктанта, решение профессиональных задач.
Выход: профессиональная деятельность медицинской сестры


























Программированная инструкция к самостоятельной работе

Название этапа


Описание этапа
Цель
Время

1
Работа с учебниками, практикумами.
Уважаемые студенты! Прежде чем приступить к самостоятельной работе, вы должны изучить:
учебник Рубан Э. Д., Гайнутдинов И.К Сестринское дело в офтальмологии
стр. 161-186, лекции по теме и другой раздаточный материал.
Выполняйте предложенные задания в рабочей тетради для практических занятий
Выработать умение работать с методическим материалом.
20 мин

2
Самостоятельная работа студентов
Выполнение заданий для самостоятельной работы студентов

Отработка практических умений.
Отработать умения работы с медицинской документацией, с пациентом.
Выработать умение анализировать ситуацию, сравнивать, противопоставлять, наблюдать, делать выводы. Выработать умения целенаправленно выбирать нужную информацию, систематизировать ее, выделять главное и второстепенное. Формировать общие и профессиональные компетенции.

180
мин

3
Итого


200мин




Задания для самостоятельной работы студентов


Задание №1.
Зарисуйте в рабочей тетради строение слезного аппарата (см. Приложение 1).

Задание №2. Классификация вспомогательного аппарата глаза
Выполните задание 2 в рабочей тетради (см. Приложение 2)

Задание №3 Классифиация конъюнктивитов по этиологическому фактору.
Выполните задание 3 в рабочей тетради (см. Приложение 3)

Задание №4. Выпишите рецепты на рецептурном бланке (см.Приложение 4), используя пособие Машковского М.Д. "Лекарственные средства" следующие препараты:
- левомицетин во флаконе глазные капли (0,25% р-р);
- тетрациклин мазь глазная;
- сульфацил-натрия глазные капли;
- лидокаин во флаконе глазные капли;
- инокаин во флаконе глазные капли;
- флоксал (офлоксацин) во флаконе глазные капли;
- офтальмоферон во флаконе глазные капли

Задание №5
Изучите алгоритмы выполнения следующих манипуляций: закапывание капель в конъюнктивальную полость, закладывание мази в конъюнктивальную полость, взятие мазка с конъюнктивы века, промывание конъюнктивальной полости:
соберите необходимое оснащение для проведения алгоритма;
отработайте на фантомах алгоритмы манипуляций.

Задание №6. Решение обучающего комплексного задания (см. Приложение 5).



























Zђ Заголовок 2 Заголовок 315