Конспект урока по русскому языку на тему Написание звонких и глухих согласных на конце слова. 3 класс (для детей с легкой умственной отсталостью)


Тема урока Написание звонких и глухих согласных на конце слова.
Цель урока:
Закреплять умение писать слова с парными звонкими и глухими
согласными звуками на конце слова.
Задачи:  Совершенствовать умения распознавать слова с парными согласными, которые нужно проверять перед написанием, подбирать проверочные слова, учить дифференцировать согласные звуки по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
- закрепить дифференциальные признаки звонких-глухих согласных,
- учить применять полученные знания о глухих-звонких согласных на письме,
.- развивать мелкую моторику рук на основе выполнения пальчиковой гимнастики;
-коррегировать и развивать фонематический слух через выполнение упражнения «Звуковая цепочка», «4 лишний», заданий на индив.карточках.
- развивать навыки звукового анализа и синтеза при работе задания с загадками,
- коррегировать и развивать письменную речь, орфографическую зоркость; внимание и память; зрительное восприятие на основе письменных упражнений;
3. Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение учащегося к учебе. Воспитывать аккуратность, старательность, доброжелательное отношение в коллективе.
Оборудование:1.Компьютер 2. Проектор, индивидуально –дифференцированные карточки.
Ход урока
Орг.мом. ППН.
Тех, кто готов работу начать
Улыбки свои я прошу показать!
-  Давайте улыбнёмся  друг другу и нашим гостям и с хорошим настроением начнём наш урок русского языка. Чему мы учимся на этом уроке? ( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)
- Продолжите предложение: «Сегодня я пришёл на урок для того, чтобы….»
( выслушиваются ответы 1тип.гр.уч-ся, затем продолжает отвечать 2 и 3 тип.гр.)).
- А я сегодня хотела бы помочь вам открыть для себя новые знания и помочь закрепить ранее полученные знания.
Ребята, когда я пришла в школу , в двери увидела письмо, чтобы узнать от кого оно, надо выполнить задания, записанные на карточках. Для этого нам придется вспомнить, чем мы занимались на прошлом уроке. ( выслушиваются ответы 1тип.гр.уч-ся, затем продолжает отвечать 2 и 3 тип.гр.))
Актуализация знаний
– Посмотрите, ребята, на карточке записаны буквы.
б – ?            т – д            ? – ш             з – с            г – ?            ? – ф
– Что это за буквы? (Парные согласные). Покажите веером пропущенную букву. - Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в конце слова. Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно подбирать проверочные слова.).Молодцы, правильно ответили на вопросы карточки. А теперь пришло время узнать, от кого же пришло письмо.
Давайте дружно прочитаем, что здесь на обратной стороне карточки написано. / ГЕРОИ СКАЗОК/
Учитель.
Прочитаем письмо. Ой! А письмо – то звуковое. Давайте послушаем.
Аleft000х, вы мои сладенькие, мои мягонькие. Как я вас обманула. Узнали меня? Хи-хи-хи. Это я –красавица Баба- еженька. А ваших противных героев я заколдовала. Если вы не выполните мои задания, не видать больше белу свету сказочным героям. Ха-ха-ха. А выполните – награжу спелыми наливными яблочками.
Учитель. Я нашла волшебный клубочек, который поможет нам, но надо разгадать его секреты.
1 секрет. Чистописание.
«Звуковая цепочка», ( определить и назвать парный звук на слух. «4 лишний»,- назвать лишнюю букву п,б,ш,л. )
1 тип.гр. 2 тип.гр. 3тип.гр.
Самостоятельно называют парные согласные. С незначительной помощью учителя, опорой на наглядность называют парные согласные. С помощью учителя, опорой на наглядность и артикуляцию учителя проговаривают парные согласные.
«4 лишний.»1 тип.гр. 2 тип.гр. 3тип.гр.
Самостоятельно называют лишние согласные. С незначительной помощью учителя, опорой на наглядность называют лишний согласный С помощью учителя, опорой на наглядность и артикуляцию учителя проговаривают лишние согласные.
Пальчиковая гимнастика. « Кошкины лапки»
Гимнастика для глаз по слайду №1.
Минутка чистописания – записать в тетради показ буквы л, соединения в слоге –ла (учитель предварительно показывает коментированный образец показа на доске) учащиеся 1-2 тип. гр пишут 2 строчки показа , и число, 3 тип. гр пишут только 1 строчку показа. Итог этапа урока.
2 секрет
Тема урока 
Необходимо отгадать загадки. ( после правильного ответа вывешивается картинка –отгадка)
Мнут и катают, в печи закаляют,
Потом за столом , режут ножом.
Не каток, а разглаживает, не паровоз, а пыхтит, трубы нет, а пар идет.
Мы вчера в лесок зашли,И чего мы там нашли?Он стоял на толстой ножке,В крепкой шляпе у дорожки. (Гри…)
 (Хле…, утю…, гри…) Назовите предметы.- отвечают учащиеся 3 тип.гр.
Посмотрите, под картинкой слово –отгадка и последняя буква пропущена, что ж делать, как нам узнать, какую букву вставить? – Как надо проверять парный согласный? (После согласного должен стоять гласный звук. )- отвечают учащиеся 1 тип.гр. 2-3 многократно повторяют ответ. Запишем эти слова с проверочным словом в тетрадь – Записывайте с комментированием, показывая букву веером.– Доказывайте и выделяйте орфограмму. При выполнении этого задания вам поможет алгоритм. (Работа по алгоритму)
Алгоритм:
Читаю слово…2. Слышу звук…3. Проверяю…4. Пишу букву…. ( учащийся 1 тип.гр записывает первую пару слов на доске, все вместе проверяем ошибки, аналогично далее работают у доски с помощью класса) подводим итог выполненной работы, повторяем правило проверки парного согласного.3 секрет. Музыкальная физминутка. + Гимнастика для глаз
Мы писали, мы писалиНаши глазки так усталиВместе сделаем зарядкуБудет все у нас в порядке.Быстро, быстро поморгаемИ моргая, отдыхаемПоворачиваем шеюОтдохнет она скорееРаз, два, раз, дваПродолжается игра. Дети под музыку выполняют движения.
4 секрет
Работа с индивидуально – дифференцированным заданием.
Предварительно устно выполняем подобную карточке работу- подобрать проверочное слово к проверяемому.
но с/з,     сне г/к,     сугро б/п,     моро з/с,    са д/т,     пру д/т,      моро з/с.
Работа по карточкам
1 тип.гр. 2 тип.гр. 3тип.гр.
Сосе…-
Ду…-
Зу…-
Гла…-
Горо…-
Гри…-
Сне…- Сосе…-
Ду…-
Зу…-
Гла…-
Горо…- но с/з, -    
сне г/к,-    
сугро б/п-
Взаимопроверка. 1-2 тип. гр меняются карточками, 3 тип.гр проверяю совместно с учениками 3 т.гр.
5 секрет работа с учебником
Стр 123, упр 16.
1 тип.гр. 2 тип.гр. 3тип.гр.
Самостоятельно списывают слова с доски с коментированием. Самостоятельно списывают слова с доски с коментированием. С помощью учителя списывают слова с доски с коментированием.
Молодцы, мы с заданиями клубочка то справились, но клубочек дальше нас повел.
К темному лесу привел.
Чтобы в лес тот войти,
Точность быстро прояви.
Работа у доски.
На квадратном листе написаны слова, в которых нужно исправить ошибки, каждый ученик выбегает, исправляет, доказывает свое решение.
Снек, берек, прут, эташ, дуп.
Переворачиваю квадрат, а там … Что же за этим квадратом? (появляется теремок)
Окна в доме открываются,
В окнах звери появляются,
Молвят дружно все они: - Хоть и тесно нам здесь жить,
Но умеем крепко мы дружить.
И вам, всем ребятам,
Каждый желает,
Пусть ссор и обид
Класс ваш не знает. Итог этапа. Анализ пожелания героев сказок.
VII Итог урока
Учитель.
Домой – то мы вернулись. Но наливные яблочки получим, если выполним последнее задание. Вспомнить , чем занимались на уроке, что нового узнали, какие задания вызвали сложность?
Рефлексия.
- Продолжите высказывания:
Сегодня я узнал …
Мне захотелось …
Я выполнял задания…
У меня получилось …
Я понял, что теперь могу …
Я смог …
А вот и наливные яблочки. Сдержала Яга свое слово.(каждый ребенок получил яблоко).
Д.з
1-2 тип.гр. по крточке вставить букву, подобрав проверочное слово.
Жил в лесу ё__. Раз он нёс на спине гри__. Навстречу ему медве__ь.
- Зачем ты, ё__, гри__ несёшь?
- Я сварю из него су__ на обе__.
3 тип.гр- 2 первых предложения, прочитать и вставить букву.
Урок окончен.

Шығыс Қазақстан облысы білім басқармасы «Риддер қаласының дамуында мүмкіндігі шектеулі балаларға арналған арнайы (түзеу) мектеп-интернаты» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии города Риддера» управления образования Восточно-Казахстанской области
Конспект открытого урока
по русскому языку в 3 классе «Б»
Тема:
«Написание звонких и глухих согласных на конце слова.» Подготовила и провела : учитель начальных классов
Курочкина О.П.
г. Риддер, 2016г.