Программа учебной дисциплины ХИМИЯ по профессии: 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области
«Чунский многопрофильный техникум»


Утверждаю:
Директор ГБПОУ ЧМТ
___________Васильева В.М.
« » 2015г.





ПРОГРАММА
подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Учебной дисциплины ХИМИЯ

по профессии: 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)




Срок обучения: 2г 10мес















р.п Чунский
2015г.

Рассмотрено и одобрено на заседании
МК общеобразовательных дисциплин
Протокол №______ от « » _______2015г.
Председатель МК: ____________ Иванова М.Н./





Автор:
преподаватель биологии-химии первой квалификационной категории
Аверина Оксана Геннадьевна



Программа составлена на основании:

Программа разработана на основе Программы общеобразовательной учебной дисциплины Химия для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научно-методическим советом
Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО»
и рекомендованной для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 26. 03. 2015 г.

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа учебной дисциплины Химия разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии, специальности среднего профессионального образования (далее - СПО), одобренной Научно-методическим советом
Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО»
и рекомендованной для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 26. 03. 2015 г.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:
формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, – используя для этого химические знания;
развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни).

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Изучение предмета Химия основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении химических дисциплин в школе, а также приобретенных на уроках биологии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
Обучение химии основано на том, что химическая грамотность становиться социально необходимой, поскольку при изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.
В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
Программа содержит тематику рефератов для организации самостоятельной деятельности обучающихся.
Органическая химия рассматривается на первом курсе и строится с учетом знаний, полученных обучающимися в основной школе. При разработке этой темы преподаватель исходил из требований обязательного минимума содержания образовательных программ, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.
Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений. В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
Ведущая роль в раскрытия содержания «Общей и неорганической химии» принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии. В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах.
Преобладающими видами контроля являются: текущий, который выступает в письменной форме (тестовые и контрольные работы) и устный опрос (собеседование). Преподаватель может обоснованно изменять последовательность изучения вопросов и время на их изучение в пределах годовой суммы часов.











СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ.

6

СТРУКТУРА и содержание программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .ХИМИЯ

11

условия реализации программы учебной дисциплины ХИМИЯ.

25

Контроль и оценка результатов Освоения программы учебной дисциплины ХИМИЯ.

27



паспорт ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ.

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины Химия является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям, специальностям СПО: 15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы».

1.2. Место учебной дисциплины Химия в структуре основной профессиональной образовательной программы: базовая учебная дисциплина общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины Химия – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины Химия, обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:

· чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;

· готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;

· умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

метапредметных:

· использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдение, научный эксперимент) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

· использование различных источников для получения химической информации, умение оценить её достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;



предметных:

· сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

· владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;

· владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать,объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;

· сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;

· владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;

· сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.


В результате освоения учебной дисциплины Химия обучающийся должен уметь:

Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

Важнейшие химические понятия


·
·Давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология




Основные законы химии


·
·Формулировать законы сохранения массы веществ и постоянства состава веществ.

·
·Устанавливать причинно-следственную связь между содержанием этих законов и написанием химических формул и уравнений.

·
·Устанавливать эволюционную сущность менделеевской и современной формулировок периодического закона Д.И. Менделеева.

·
·Объяснять физический смысл символики периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и устанавливать причинно-следственную связь между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах.

·
·Характеризовать элементы малых и больших периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева.


Основные теории химии


·
·Устанавливать зависимость свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов.

·
·Характеризовать важнейшие типы химических связей и относительность этой типологии.

·
·Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.

·
·Формулировать основные положения теории электролитической диссоциации и характеризовать в свете этой теории свойства основных классов неорганических соединений.

·
·Формулировать основные положения теории химического строения органических соединений и характеризовать в свете этой теории свойства основных классов органических соединений.

Важнейшие вещества и материалы


· Характеризовать состав, строение, свойства, получение и применение важнейших металлов ( IА и II А групп, алюминия, железа, а в естественно-научном профиле и некоторых d- элементов) и их соединений.

· Характеризовать состав, строение, свойства, получение и применение важнейших неметаллов (VIII А, VIIА, VIА групп, а также азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений.

· Характеризовать состав, строение, свойства, получение и применение важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых в народнохозяйственном плане представителей.

· В аналогичном ключе характеризовать важнейших представителей других классов органических соединений: метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, альдегиды (формальдегид и ацетальдегид), кетоны (ацетон), карбоновые кислоты (уксусная кислота, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.


Химический язык и символика

· Использовать в учебной и профессиональной деятельности химические термины и символику.

· Называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре и отражать состав этих соединений с помощью химических формул.

· Отражать химические процессы с помощью уравнений химических реакций.


Химические реакции

· Объяснять сущность химических процессов. Классифицировать химические реакции по различным признакам: числу и составу продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе, наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества.

· Устанавливать признаки общего и различного в типологии реакций для неорганической и органической химии.

· Классифицировать вещества и процессы с точки зрения окисления-восстановления. Составлять уравнения реакций с помощью метода электронного баланса.


Химический эксперимент

· Выполнять химический эксперимент в полном соответствии с правилами безопасности.

· Наблюдать, фиксировать и описывать результаты проведенного эксперимента.


Химическая информация

· Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

· использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.


Расчеты по химическим формулам и уравнениям

· Устанавливать зависимость между качественной и количественной сторонами химических объектов и процессов.

· Решать расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям.


Профильное и профессионально значимое содержание

· Объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве.

· Определять возможности протекания химических превращений в различных условиях.

· Соблюдать правила экологически грамотного поведения в окружающей среде.

· Оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

· Соблюдать правила безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.

· Готовить растворы заданной концентрации в быту и на производстве.

· Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины Химия:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 105 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.











СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
105

в том числе:


лабораторные работы
17

практические занятия
24

контрольные работы
5

Самостоятельная работа обучающегося

39

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа


индивидуальные творческие задания


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Химия.

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4


Раздел 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
43(18)


Тема 2.1.
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
7(3)
Содержание учебного материала
6

1


2



2


2


1.Предмет органической химии. Органические вещества. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических с неорганическими веществами.
2.Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
3-4.Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
5.Классификация органических веществ .Основы номенклатуры органических соединений. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.
6.Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.




Лабораторные работы.№1 « Изготовление моделей молекул органических веществ»
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.




Практические занятия.
-



7.Контрольная работа №1
1



Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовить доклад на тему: «Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии».
Составление структурных формул органических веществ, их изомеров и гомологов.
3


Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники
15(5)
Содержание учебного материала
11
2



2


2




2


2



2


1




8.Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. 9.Применение алканов на основе свойств.
10.Алкены. Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов.Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтиленаХимические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. 11.Применение этилена на основе свойств.
12.Диены. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. 13.Натуральный и синтетические каучуки. Резина.
14.Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. 15. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом.
16.Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.
17.Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Попутный нефтяной газ, его переработка.
18.Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Октановое число бензинов.




Лабораторные опыты. №2 «Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.» №3 « Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины» Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена – гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция «Каменный уголь и продукция коксохимического производства».




Практические занятия
3



19.Структурные формулы углеводородов, изомеры и гомологи. Название углеводородов по международной номенклатуре IUPAC.
20.Решение задач на нахождения молекулярной формулы газообразного углеводорода.
21.Решение расчётных задач по уравнениям химических реакций.




22.Контрольная работа№2
1



Самостоятельная работа обучающихся
Изготовление моделей молекул различных углеводородов.
Название веществ по международной номенклатуре IUPAC.
Составление и решение генетических цепочек.
Решение задач на нахождения молекулярной формулы газообразного углеводорода.
Подготовить доклад на тему по выбору: «Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия», «Углеводородное топливо, его виды и назначение», «Экологические аспекты использования углеводородного сырья» и др.
5


Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения
11(5)
Содержание учебного материала
10

2





2



2


2




2







2



2


23. Одноатомные предельные спирты. Строение, свойства, получение и применение. Понятие о предельных одноатомных спиртах Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним.
24. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
25.Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
26.Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Применение формальдегида на основе его свойств.
27.Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснувных кар-боновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химиче-ские свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая).
28.Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
29.Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.
30.Углеводы, их классификация и значение. Моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).
31.Глюкоза. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.
32.Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза (( полисахарид.





Лабораторные опыты. №4 « Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II).» №5 «Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот». №6 «Доказательство непредельного характера жидкого жира.» №7 «Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал».
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди(II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел.
-



Практические занятия
-



33.Контрольная работа №3
1



Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной, справочной литературой и Интернет - ресурсами.
Составление и решение генетических цепочек.
Подготовить доклад на тему по выбору: «Этанол: величайшее благо и страшное зло», «Замена жиров в технике непищевым сырьем», «Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений», «Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки» и др.



5


Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
10 (5)
Содержание учебного материала
6

2


2



2

2



2

2

2


34.Амины. Понятие об аминах. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.
35.Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
36.Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
37. Полимеры. Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Мономер, полимер, получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации, степень полимеризации, структурное звено. Типы полимерных цепей: линейные, разветвленные, сшитые.
38.Пластмассы. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.
39.Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.




Лабораторные опыты. №8 «Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.» Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити.








2



Практические занятия:
40.«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений» 41.«Распознавание пластмасс и волокон».




42-43. Дифференцированный зачёт.
2



Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной, справочной литературой и Интернет - ресурсами.
Подготовить доклад на тему по выбору: «Биологические функции белков», «Белковая основа иммунитета», «Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы».
Подготовка к дифференцированному зачёту
5


Всего:
43( 18)



1
2
3
4


·