Фонд оценочных средств учебной дисциплины «Обществознание» для специальностей СПО

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Я. ГОРИНА»



Факультет среднего профессионального образования


УТВЕРЖДАЮ:
Декан факультета СПО
__________Г.В. Бражник
«__»___________ 2016 г.











Фонд оценочных средств

учебной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


для специальностей среднего профессионального образования















п. Майский, 2016
ФОС учебной дисциплины «Обществознание» предназначен для изучения курса «Обществознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
При получении специальностей СПО технического и социально-экономического профилей обучающиеся изучают дисциплину «Обществознание» как базовый предмет.





Составитель: ст. преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, Сосонная М. К.




Рассмотрен на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин «____» __________ 201__ г., протокол № ___

И. о. зав. кафедрой ______________ Т. Н. Минина


Одобрена методической комиссией факультета СПО __________________ 201__ г., протокол №_____

Председатель методической
комиссии факультета __________________ К. В. Казаков















ПАСПОРТ

Фонд оценочных средств позволяют установить уровень освоения учащимися Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерным учебным планом образовательного учреждения.
В результате освоения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС СПО следующими умениями и знаниями, которые формируют общие и профессиональные компетенции:
должен уметь:
анализировать основные социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
оценивать действия субъектов социальной жизни;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневности.
должен знать:
биосоциальную сущность человека, место и роль человека в обществе;
тенденции развития общества в целом;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.



Форма контроля: дифференцированный зачёт в виде итоговой конференции и защиты рефератов - 35.02.05 «Агрономия», 36.02.01 «Ветеринария», 36.02.02 «Зоотехния», 35.02.09 «Ихтиология и рыбоводство», 35.02.06 «Технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 35.02.08 «Электрификации и автоматизация сельского хозяйства»;
- экзамен - 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» (по отраслям), 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» и 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)».


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских  занятий, тестирования, фронтального и индивидуально опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Форма промежуточной аттестации
1 семестр: контрольная работа


2 семестр: дифференцированный зачет
или экзамен

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
Фронтальный и индивидуальный опрос в ходе аудиторных занятий.

Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия
Внеаудиторная самостоятельная работа

Объяснять причинно-следственные и функциональные связи
Проверка выполнения домашнего задания, фронтальный и индивидуальный опрос в ходе аудиторных занятий.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
Индивидуальная самостоятельная работа

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
Проверка выполнения домашнего задания, фронтальный и индивидуальный опрос в ходе аудиторных занятий.
Выполнение письменных заданий.
Выступление с докладом.

Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
Проверка выполнения домашнего задания.
Выполнение письменных заданий.

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Проверка выполнения домашнего задания, фронтальный и индивидуальный опрос в ходе аудиторных занятий.

Подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике
Доклады, сообщения. Оценка публичного выступления перед аудиторией.

Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Текущий контроль: индивидуальный  и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Индивидуальная самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос в ходе аудиторных занятий.

Знания:


Биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений
Проверка выполнения домашнего задания, фронтальный и индивидуальный опрос в ходе аудиторных занятий.

Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
Индивидуальная самостоятельная работа

Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
Индивидуальная самостоятельная работа.
Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы (по выбору: доклад, сообщение, реферат, презентация).

Особенности социально-гуманитарного познания
Проверка выполнения домашнего задания, фронтальный и индивидуальный опрос в ходе аудиторных занятий.
























КОДИФИКАТОР

№ п/п
Содержание дисциплины
Перечень контролируемых учебных элементов
Студент должен:
Форма задания
Вид контроля


Раздел 1.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Знать: Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, так же важнейших социальных институтов.
Уметь: Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.



1.1
Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Вопрос к зачету №1,2,3,4,5

Зачет

1.2
Общество как сложная система

Вопрос к зачету №6

Зачет


Раздел 2.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Знать: Основные составляющие духовной культуры человека и общества, особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь: Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно- популярных публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.



2.1
Духовная культура личности и общества

Вопрос к зачету №9

Зачет

2.2
Наука и образование в современном мире

Вопрос к зачету № 10
Тест №13,14
Зачет

2.3
Мораль, искусство и религии как элементы духовной культуры

Вопрос к зачету №11,12
Тест №10,11,15
Зачет


Раздел 3.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Знать: Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь: Оценит действия субъектов социальной жизни включая, личность, группы, организации с точки зрения социальных норм.



3.1
Социальная роль и стратификация

Вопрос к зачету №24,25
Тест №1
Зачет

3.2
Социальные нормы и конфликты

Вопрос к зачету №26
Тест №9
Зачет

3.3
Важнейшие социальные общности и группы

Вопрос к зачету №24,25
Тест №2,5,8,12
Зачет


Раздел 4.
ЭКОНОМИКА
Знать: Основы экономической теории роль и место экономики в жизни человека.
Уметь: характеризовать экономические объекты, выделяя их существенные признаки; раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических наук.



4.1
Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Вопрос к зачету № 13

Зачет

4.2
Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Вопрос к зачету № 14,15,16

Зачет

4.3
ВВП его структура и динамика. Рынок труда. Безработица. Деньги

Вопрос к зачету № 19,20

Зачет

4.4
Банки. Инфляция. Основные проблемы экономики

Вопрос к зачету № 21
Тест №7
Зачет

4.5
Элементы международной экономики

Вопрос к зачету №22,23
Зачет


Раздел 5.
ПОЛИТИКА
Знать: Основные направления и аспекты политической жизни государства.
Уметь: Формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.



5.1
Политика и власть

Вопрос к зачету №29
Тест №3,4
Зачет

5.2
Участники политического процесса

Вопрос к зачету №30-37
Тест №6
Зачет


Раздел 6.
ПРАВО
Знать: Необходимость регулирования общественных отношений, сущность правовых норм, механизмы правового регулирования.
Уметь: Применять приобретенные знания в процессе решения познавательных задач.



6.1
Правовое регулирование общественных отношений

Вопрос к зачету № 39,40
Тест №
Зачет

6.2
Основы конституционного права РФ

Вопрос к зачету № 41
Зачет

6.3
Отросли Российского права

Вопрос к зачету №45-49
Зачет

6.4
Международное право

Вопрос к зачету № 50
Зачет





ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
1. Общество как сложная динамическая система.
2. Науки об обществе.
3. Общество и природа.
4. Развитие общества, его источники и движущие силы.
5. Формация.
6. Цивилизация.
7. Типы обществ.
8. НТР и ее социальные последствия.
9. Глобальные проблемы (дополнение к докладу)
10. Человек.
11. Природные и социальные факторы о становлении человека.
12. Личность и социализация личности.
13. Бытие человека.
14. Цель и смысл жизни человека.
15. Личность, ее социализация и воспитание.
16. Самопознание, поведение, свобода и ответственность личности.
17. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное.
18. Познание мира. чувственное и рациональное, истинное и ложное.
19. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание.
20. Науки, изучающие человека
21. Экономическая сфера жизни общества, взаимосвязь ее основных элементов.
2.2. Измерители экономической деятельности.
2.3. Факторы производства.
24. Воздействие НТР на экономику.
25. Экономические системы.
26. Сущность рынка, типы рынков и взаимосвязь между ними.
27. Закон спроса. Закон предложения.
28. Деньги.
29. Инфляция.
30. Конкуренция.
31. Инфраструктура рынка.
32. Предпринимательство.
33. Прибыль.
34. Фирма (предприятие, организация)
35. Прожиточный минимум. Семейный бюджет.
36. Рыночный механизм и государственное регулирование.
37. Государственный бюджет.
38. Налоговая политика.
39. Денежно-кредитная политика.
40. Мировая экономика.
41. Экономические реформы в России. Основные направления экономической политики правительства РФ
42. Власть, ее происхождение и виды.
43. Политика. Политическая система.
44. Государство (признаки, функции, формы).
45. Структура государственного аппарата в соответствии с ветвями государственной власти в демократических странах.
46. Формы государства.
47. Избирательные системы.
48. Политическая идеология и политическая культура
49. Политическая партия и партийная система.
50. Правовое государство и основные черты гражданского общества.
51. Политическая жизнь современной России.
52. Право в системе социальных норм. Право и мораль.
53. Закон, правовые акты и источники права.
54. Система права, основные отрасли, подотрасли, институты, отношения.
55. Правонарушения и юридическая ответственность, понятие и виды.
56. Основы конституционного (государственного) права.
57. Основы административного права.
58. Основы гражданского права.
59. Основы трудового права.
60. Основы уголовного права.
61. Основы семейного права.
62. Основы международного права.
63. Социальные отношения и взаимодействия.
64. Социальная структура и ее основные элементы. Многообразие социальных групп.
65. Социальная мобильность
66. Социальные нормы, отклоняющееся поведение
67. Социальные конфликты
68. Семья, как социальный институт и социальная группа
69. Молодежь как социальная группа
70. Этнические общности. Межнациональные отношения
71. Социальный статус личности и социальной группы.
72. Основные направления социальной политики государства
73. Культура. Формы и разновидности культуры.
74. Духовная жизнь Религия как феномен культуры. Мировые религии.
75. Наука. Ее роль в развитии общества. Основные черты современной науки.
76. Образование. Самообразование.
77. Искусство.
78. Мораль, ее основные нормы и ценности.
79. Тенденции духовной жизни современной России.
80. Основные направления политики государства в области культуры.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
Вариант - №1.

Часть I.
А1. Человек как один из людей:
1) индивид          2) гражданин 3) индивидуальность          4) личность
А2 . Фаза становления личности, во время которой человек усваивает образцы поведения группы:
1) адаптация 2) индивидуализация
3) интеграция 4) дезинтеграция
А3. Верны ли суждения о социализации:
А) Семья составляет формальное окружение человека;
Б) К агентам социализации относят только самое ближнее окружение человека?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А4. Верны ли суждения о глобализации:
А) Глобализация проявляется во всех сферах жизни общества;
Б) Глобализация приводит к изоляции государств Европы от остального мира?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А5. Какое положение из названных, не относится к общественным отношениям:
1) проведение кандидатом в депутаты предвыборной агитации
2) проведение забастовки работниками предприятия
3) прогулка по лесу с собакой
4) оформление документов при приёме на работу
Часть II.
В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «личность».
Темперамент, характер, способности, мотивация, физиология.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ _______________
В2. Установите соответствие между данными примерами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
примеры сферы общественной жизни
А) выборы главы государства 1) духовная
Б) съезд правящей партии 2) политическая
В) церковное богослужение 3) экономическая
Г) предоставление кредита 4) социальная
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
Г






В3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Для определения уровня прогрессивности какого – либо___________(1) социология использует два основных критерия: уровень производительности_____________(2) и степень ___________(3) личности в обществе. Первый отражает, прежде всего, состояние экономической сферы жизни общества, которая, как известно, оказывает прямое воздействие на остальные сферы общественной жизни. При этом учитывается не только физический, но и интеллектуальный труд, труд в сфере социального обеспечения и обслуживания и др. Второй критерий __________(4) - уровень свободы личности – является показателем уровня развития социально – политических средств, помогающих обеспечить__________(5) всех членов общества в свободе и __________(6)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) общество Д) потребность
Б) прогресс Е) природа
В) свобода Ж) ответственность
Г) труд
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1
2
3
4
5
6








Часть III.
С1. Дайте определение понятия «личность». Составьте два предложения, содержащие информацию о личности.
С2. Что такое глобальные проблемы? Приведите три примера глобальных проблем.
С3. Что такое социализация? Назовите агентов первичной социализации.
С4. Что такое реформа? Назовите три отличия реформаторского и революционного развития общества.

Вариант - №2
Часть I.
А1. Характеристика человека в обществе: 1) индивид          2) гражданин 3) индивидуальность      4) личность
А2. Фаза становления  личности, когда человек становится частью общества:
1) адаптация 2) индивидуализация
3) интеграция 4) дезинтеграция
А3. Верны ли суждения о мировоззрении:
А) Разнообразие мировоззрений обогащает общество;
Б) Мировоззрение это одновременно продукт и выражение духовной личности?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А4. Проявление преемственности в развитии общества служит примером:
1) резкого скачка в развитии общества 2) эволюции
3) глобальной проблемы развития общества 4) революции
А5. Изменение какой – либо части системы без затрагивания существующих основ – это:
1) реформа 2) прогресс 3) революция 4) эволюция
Часть II.
В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «глобализация».
Транснациональные корпорации, национализация, информационное пространство, интеграция, унификация.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ _______________
В2. Установите соответствие между этапами развития общества и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
характеристика этапы развития общества
А) главный фактор производства – 1) аграрный
научно – технический прогресс (традиционный)
2) индустриальный
Б) преобладание промышленного 3) постиндустриальный
производства (информационный)
В) господство натурального хозяйства
Г) преобладание сферы услуг в экономике
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
Г






В3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Словарь русского языка СИ. Ожегова определяет человека как «живое существо, обладающее____________(1) и ____________(2), способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного____________(3)». Такое определение объединяет в этом понятии две сущности человека – его биологическое начало и его социальную сущность. Человек с одной стороны. часть _________(4), и его формирование подчиняется всем природным____________(5). Он, как и другие природные существа , должен постоянно удовлетворять свои физиологические _____________(6) (есть, пить спать и т.д.), должен защищать своё тело от холода одеждой. Но человек не только биологическое существо, он еще и социальное (иными словами - общественное)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) сознание Д) природа
Б) речь Е) потребность
В) труд Ж) мышление
Г) закон
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1
2
3
4
5
6








Часть III.
С1. Дайте определение понятия «индивидуальность». Составьте два предложения, содержащие информацию об индивидуальности.
С2. Что такое глобализация? Приведите три последствия глобализации в современном мире.
СЗ. Что такое социальные нормы? В каких формах они существуют, приведите примеры каждой из форм.
С4. Какие ступени в развитии общества выделяют ученые? Приведите три признака одной из этих ступеней.

Вариант - №3
Часть I.
А1. Самой общей характеристикой человека является термин:
1) индивид                2) гражданин 3) индивидуальность    4) личность
А2. Фаза становления  личности, когда человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности:
1) адаптация 2) индивидуализация
3) интеграция 4) дезинтеграция
АЗ. Верны ли суждения о социализации:
А) К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека;
Б) Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А4. Верны ли суждения о реформе:
А) Реформа это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей;
Б) Чаще всего реформы проводят верхи общества?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А5. Процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации – это:
1) идентификация 3) глобализация
2) персонализация 4) монополизация
Часть II.
В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальные нормы».
Дозволение, мораль, семь, запрет, традиции, право.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ _______________
В2. Установите соответствие между глобальными проблемами и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
глобальные проблемы виды глобальных проблем
А) проблема мирового терроризма 1) экологические
Б) проблема стран «третьего мира» 2) политические
В) исчерпание природных ресурсов 3) социальные
Г) демографическая проблема 4) экономические
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А
Б
В
Г






В3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Общество возникло на определённом этапе развития _________(1). Оно – часть природы и вместе с тем качественно отличается от неё. Общество представляет собой сложную _________(2), все элементы которой постоянно взаимодействуют между собой. условно общество можно подразделить на четыре сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную, взаимосвязанные но в то же время обладающие определённой самостоятельностью. Все эти четыре большие сферы общественной жизни взаимодействуют между собой. Они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга. Действительно, хотя _______(3) выполняет важную роль в жизни общества, всё же основой является __________(4). В свою очередь экономическая сфера не смогла бы существовать без людей, носителей классовых, групповых и иных отношений. в то же время те же люди являются носителями форм общественного _________(5) . Таким образом, все указанные __________(6) жизни общества составляют единое целое, то есть конкретное общество с определённым обликом».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) структура Д) сфера
Б) природа Е) сознание
В) политика Ж) свобода
Г) экономика
В данной таблице указаны номера пропусков. запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
1
2
3
4
5
6








Часть III.
С1. Дайте определение понятия «человек». Составьте два предложения, содержащие информацию о человеке.
С2. Перечислите основные фазы становления личности.
СЗ. Что такое прогресс общества. Приведите три примера общественного прогресса.
С4. Что такое революция? Назовите три отличия реформаторского и революционного развития общества.

КЛЮЧ
часть I
1 – вариант
2 - вариант
3 - вариант

А1
1
4
1

А2
1
3
2

А3
4
3
2

А4
1
2
2

А5
3
1
3

часть II




В1
физиология
национализация
семья

В2
2213
3213
2413

В3
АГВДЖ
ЖБВДГЕ или БЖВДГЕ
БАВГДЕ

часть III




С1
Дайте определение понятия «личность». Составьте два предложения, содержащие информацию о личности.
Дайте определение понятия «индивидуальность». Составьте два предложения, содержащие информацию об индивидуальности.
Дайте определение понятия «человек». Составьте два предложения, содержащие информацию о человеке

С2
Что такое глобальные проблемы? Приведите три примера глобальных проблем.
Что такое глобализация? Приведите три последствия глобализации в современном мире.
Перечислите основные фазы становления личности.


С3
Что такое социализация? Назовите агентов первичной социализации
Что такое социальные нормы? В каких формах они существуют, приведите примеры каждой из форм.
Что такое прогресс общества. Приведите три примера общественного прогресса.

С4
Что такое реформа? Назовите три отличия реформаторского и революционного развития общества.
Какие ступени в развитии общества выделяют ученые? Приведите три признака одной из этих ступеней.
Что такое революция? Назовите три отличия реформаторского и революционного развития общества.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТОВ
51%-79% - 6-8 ответов - «3»
80%-98% - 9-11 ответов - «4»
99%-100% - 12 ответов - «5»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА»
Вариант - №1
Часть I.
А1. Общепринятым является деление культуры на:
1) духовную и экономическую                
2) духовную и материальную
3) идеальную и материальную            
4) политическую и экономическую
А2 . Наукой о морали, нравственности является:
1) этика 2) эстетика 3) экзистенция 4) эклектика
А3. Верны ли суждения о совести?
А) Совесть – это потребность человека нести ответственность за свои действия.
Б) Совесть, как правило, осознаётся через чувство внутреннего дискомфорта при нарушении собственных нравственных правил.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А4. Какая из названных форм обучения не предусматривается законодательством Российской Федерации:
1) очная 2) заочная 3) очно – заочная 4) дистанционная
А5. Что отличает религию от других областей духовной культуры:
1) использование художественных образов
2) обращение к сверхъестественным силам
3) опора на представление о добре и зле
4) стремление объяснить окружающую действительность
А6. Верны ли суждения о науке?
А) Наука – это область человеческой деятельности, выражающая объективное знание о мире.
Б) Наука – это наблюдение, классификация описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
Часть II.
В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «образование».
Обучение, воспитание, философия, бакалавриат, знание.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ _______________
В2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано.
(А) Считается что термин, обозначающий совесть», появился в Древней Греции благодаря учению стоиков. (Б) Стоицизм как философская школа возник во времена раннего эллинизма и сохранил своё влияние вплоть до конца античного мира. (В) Стоики утверждали, что человек, совершающий грехи и безнравственны поступки, занимается саморазрушением. (Г) Философию стоицизма исповедовали Сенека, Марк Аврелий, Диоген Лаэртский.

Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите под номером положения цифру, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов:
А
Б
В
Г






В3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Религиозное верование человека означает внутреннюю__________(А) в существовании высшей силы (высшего Начала, Бога или богов). Религия выполняет ряд функций. Она формирует _________(Б), путем принятия определенных утверждений (догматов), с точки зрения которых понимается человек, общество, мир, восполняет ограниченность, зависимость, ущербность бытия человека, обеспечивает ________(В) и тем самым преодолевает ___________ (Г), утешает, облегчает страдания. Являясь составной частью __________(Д), религия способствовала развитию определенных ее сторон грамотности, письменности, книгопечатания, храмостроительства, различных видов искусства и т.д. Но с другой стороны, определенные слои культуры отторгались в период борьбы различных религиозных __________(Е) между собой».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) верование 5) культура
2) мировоззрение 6) убеждённость
3) общение 7) одиночество
4) ценность
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
А
Б
В
Г
Д
Е









САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА»
Вариант - №2
Часть I.
А1. Общие черты или формы, присущие всем культурам, называются:
1) культурными символами                
2) духовными идеалами
3) культурными универсалиями            
4) духовными приоритетами
А2 . Центральными в этике являются понятия:
1) общего и частного 2) добра и зла
3) абсолютного и относительного 4) идеального и материального
А3. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе в этике определяется категорией:
1) долга 2) совести 3) чести 4) достоинства
А4. Верны ли суждения о морали?
А) Мораль – это особые духовные правила, которыми государство регулирует поведение человека.
Б) Мораль – это совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представлений о наиболее возвышенном в человеке.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А5. Особый вид деятельности человека, система исследований, направленных на получение новых знаний:
1) наука 2) образование 3) культура 4) искусство
А6. Выберите верное высказывание?
1) государственной религией России является православие
2) государственными религиями России являются православие и ислам
3) государственными религиями России являются православие, ислам и иудаизм
4) в России нет государственной религии
Часть II.
В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «духовность».
Моральные ценности, традиции, право, нравственность, совесть.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ _______________
В2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано.
(А) На протяжении веков менялось философское понимание свободы. (Б) Так, на ранних этапах развития человеческой мысли (например, в Древней Греции) под свободой чаще рассматривалась возможность устройства жизни человека и государства на основах разума вопреки слепому року. (В) По мнению учёных, действующих в рамках социологического подхода, свобода сводится к возможности изменения человеком своего места в системе социального целого.. (Г) Сторонники этико – психологического подхода рассматривают свободу как свободу волеизъявления и возможность подавлять волю другого человека или управлять ею.

Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите под номером положения цифру, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов:
А
Б
В
Г






В3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Коренные изменения в системе научных знаний в XX в. превратили_________(А) в непосредственную производительную силу общества. Произошло коренное, качественное преобразование ___________(Б) и сельского хозяйства. Определяющими направлениями ___________(В) оказываются знания и информация. Научные разработки становятся главной движущей силой _________(Г). Наиболее ценными качествами являются уровень ___________(Д), профессионализм, обучаемость и способность работника к творчеству в своей деятельности. В мире возрастают требования к уровню образования и квалификации, в геометрической прогрессии возрастает использование компьютерной техники в _________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) наука 5) производство
2) промышленность 6) образование
3) политика 7) прогресс
4) экономика
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
А
Б
В
Г
Д
Е









САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА»
Вариант - №3
Часть I.
А1. Выберите определение, соответствующее понятию «мораль»:
1) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представлений о наиболее возвышенном в человеке
2) осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями
3) совокупность представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, а также нормы поведения, основанные на этом представлениях            
4) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противоречий
А2 . Объективные обязанности, которые человеку необходимо в жизни выполнять называют:
1) общественным долгом 2) правовой культурой
3) ответственностью 4) механизмом правового регулирования
А3. Верны ли суждения об образовании?
А) Одним из принципов российского образования является обязательность высшего профессионального образования.
Б) Одним из принципов российского образования является запрещение дискриминации в сфере образования.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А4. Мировое религией является:
1) индуизм 2) буддизм 3) синтоизм 4) иудаизм
А5. Достойные уважения моральные качества личности, проявляющиеся во всей её деятельности, в этике определяются категорией:
1) долга 2) совести 3) чести 4) достоинства
А6. Верны ли суждения о науке?
А) Наука включает наблюдение, классификацию экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений.
Б) Наука – это система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
Часть II.
В1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «долг».
Ответственность, гносеология, необходимость, деонтология, нравственность.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому понятию.
Ответ _______________
В2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано.
(А) Каждый человек определяет мораль своего поведения в обществе, взаимодействуя с другими людьми, группами, организациями. (Б) Выбор линии поведения определяется не только конкретными обстоятельствами, но ценностными ориентациями человека. (В) Ценностные ориентации каждого человека, вероятно, в наибольшей степени зависят от его воспитания, социального окружения и жизненных целей. (Г) Многие современные психологи придерживаются данной точки зрения.

Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите под номером положения цифру, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов:
А
Б
В
Г






В3. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В противоборстве добра и зла большое значение имеет моральный выбор, который делает_________(А). Под моральным выбором понимается духовно – практическая ситуация самоопределения ___________(Б) в отношении каких либо принципов, решений и действий. Практически моральный выбор выражается в осознании человеком своей позиции и жизненного ___________(В). Свобода выбора заключается в том, что человек не просто выбирает мораль. Выбирая добро, человек определяется в отношении зла. Но трудность морального выбора может быть обусловлена тем, что не всегда нужно выбрать _________(Г) и устоять перед ___________(Д): альтернативой добродетели не всегда является порок. И реально человеку иногда приходится выбирать между различными положительными_________(Е). Но в любом случае последствия морального выбора не всегда однозначны».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) личность 5) потребность
2) человек 6) ценность
3) кредо 7) зло
4) добро
В данной таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
А
Б
В
Г
Д
Е









КЛЮЧ
часть I
1 – вариант
2 - вариант
3 - вариант

А1
2
3
3

А2
1
2
1

А3
3
4
2

А4
4
4
2

А5
2
1
1

А6
3
4
1

часть II




В1
философия
право
гносеология

В2
2121
1222
1121

В3
623751
127465
213476


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТОВ
51%-79% - 5-6 ответов - «3»
80%-98% - 7-8 ответов - «4»
99%-100% - 9 ответов - «5»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА»
Вариант №1
1. Характерной чертой только доиндустриального общества является:
1) большая роль науки в развитии производства;                  
2) деление общества на социальные группы;
3) ведущая роль сельского хозяйства в развитии экономики; 
4) высокая социальная мобильность.
2.  Характеристикой нации в отличие от племени является:
1) общность традиций                                                     
2) устойчивая государственность;
3) собственный язык;                                                             
4) общность территорий.
3. Верны ли следующие суждения о характеристиках денег?
А. Деньги существовали на всех этапах развития общества.
Б. В современном обществе деньги перестали быть средством обращения.
1) верно только А;          
2) верно только Б;         
3) верны оба суждения;          
4) оба суждения неверны.
4. Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют:
1) способы протекания конфликтов;                                     
2) способы разрешения конфликтов;
3) процесс социализации личности;                                    
4) причины возникновения конфликтов.
5. К основным экономическим ресурсам относится:
1) рынок;  2) капитал; 3) обмен;  4) налоги.
6. Командная экономическая система в отличие от рыночной характеризуется:
1) отсутствием товарно-денежных отношений;  
2) существованием свободной конкуренции товаропроизводителей;
3) уравнительным распределением продукции;
4) жестким государственным регулированием производства, обмена и распределения;
7. Верны ли следующие суждения о социальной стратификации?
А. Важным признаком принадлежности к страте является уровень престижа.
Б. В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той или иной страте.
1) верно только А;          
2) верно только Б;         
3) верны оба суждения;          
4) оба суждения неверны.
8. Ситуация на рынке, при которой несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в определенной отрасли, называется:
1) конкуренция;               
2) закон спроса и предложения;           
3) олигополия;                      
4) монополия.
9. Личность в отличие от индивида:
1) является биосоциальным существом;                      
2) характеризуется неповторимыми чертами внешности;
3) обладает определенными желаниями и стремлениями;    
4) способна оказывать влияние на общество.
10. Положение, при котором доходная часть государственного бюджета превышает расходную, называется:
1) профицит бюджета;   2) дефицит бюджета;    3) государственный долг;       
4) сбалансированный бюджет.
11. Жизненный цикл семьи в социальном смысле начинается с:
1)момента знакомства юноши и девушки;     
2) заключения брака;
3)отдельного от родителей проживания в собственном доме (квартире);              
4) появления первого ребенка.
12. Верны ли следующие суждения о типах семьи?
А. В России и европейских странах на современном этапе наиболее распространенной является супружеская семья.
Б. В России и европейских странах на современном этапе все большее развитие получает расширенная (проживание с тётями, дядями) семья.
1) верно только А;          
2) верно только Б;         
3) верны оба суждения;          
4) оба суждения неверны.
13. В современных развитых странах большая часть трудоспособного населения занята в сфере:
1) тяжелой промышленности;                                            
2) легкой промышленности;
3) сельского хозяйства;                                                   
4) обслуживания.
14.  Верны ли следующие суждения о заработной плате?
А. Материальное вознаграждение за труд существует только в форме денег.
Б. Уровень квалификации работника влияет на размер заработной платы.
1) верно только А;          
2) верно только Б;         
3) верны оба суждения;          
4) оба суждения неверны.
15.  Сдельную форму заработной платы получает:
1) врач;   2) учитель;    3) ювелир;    4) инженер.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА»
Вариант №2
1. Верны ли следующие суждения о природе и обществе?
А. Природа в отличие от общества является развивающейся системой.
Б. Природа и общество оказывают друг на друга взаимное влияние.
1) верно только А;          
2) верно только Б;         
3) верны оба суждения          
4) оба суждения неверны.
2. Примером общения не является:
1) зрители аплодируют певцу после выступления;        
2) начальник дает указания подчиненному;
3) двое друзей беседуют о личных проблемах;                 
4) человек ведет мысленный разговор с героем прочитанной книги.
3.Супружеская семья:
1) наиболее распространена в аграрном обществе; 
2) включает не менее трех поколений прямых родственников;
3) является малой социальной группой;                     
4) не предполагает общность быта.
4. Определите, какие из потребностей находятся не на своем месте в ряду иерархии потребностей А. Маслоу.
1)физиологические потребности;                         
2) престижные потребности;
3) потребности в безопасности;               
4) социальные потребности;                       
5) духовные потребности.
5. Понятие «социальный прогресс» не включает в себя:
1) экономический прогресс;      
2) технический прогресс;     
3) культурный прогресс;          
4) религиозный прогресс.
6. Условием принадлежности к этносу является:
1) общность исторической судьбы;                                  
2) отсутствие кровного родства;
3) отношение к средствам производства;                   
4) общий уровень доходов.
7. B ходе экономического кризиса 19001903 гг. в России были закрыты 3 тыс. предприятий, тысячи рабочих оказались безработными. Данный пример относится к:
1) политической и социальной сферам;                            
2) социальной и экономической сферам;
3) экономической и духовной сферам;                            
4) духовной и социальной сферам.
8. Гражданка С. тщательно следит за своим здоровьем. Дважды в год она посещает стоматолога, приходит на профилактические осмотры к терапевту. Такими поступками она выражает:
1) престижную потребность;                                         
2) физиологическую потребность;
3) потребность в безопасности;                                                
4) социальную потребность.
9. Верны ли следующие суждения о труде?
А. Непроизводительным считается труд, не давший никаких результатов.
Б. Целью трудовой деятельности является создание товаров и услуг.
1) верно только А;          
2) верно только Б;         
3) верны оба суждения          
4) оба суждения неверны.
10. Определите социальный статус, существующий в традиционном обществе.
1) токарь;  2) демократ;   3) житель мегаполиса;    4) ребенок.
11. Основной функцией семьи является:
1) организация производства с целью получения прибыли;                 
2) проведение совместного досуга;
3) воспитание детей;                                                                                                
4) контроль за порядком в обществе.
12. Супруги Петровы развелись. После развода Анна Петровна вместе с двумя сыновьями переехала жить в деревню к своей матери. Это пример:
1) супружеской семьи;                
2) патриархальной семьи;          
3) неполной семьи;              
4) многодетной семьи.
13. Верны ли следующие суждения о роли семьи?
А. В семье происходит формирование индивида как личности.
Б. Семья изначально определяет принадлежность человека к определенному социальному слою общества.
1) верно только А;          
2) верно только Б;         
3) верны оба суждения;          
4) оба суждения неверны.
14. Верны ли следующие суждения о безработице?
А. Уровень безработицы является одним из важных показателей уровня экономического развития государства.
Б. Безработица существует только в условиях командной экономической системы.
1) верно только А;          
2) верно только Б;         
3) верны оба суждения:          
4) оба суждения неверны.
15. В начале XX в. многие индустриальные страны находились в состоянии экономического кризиса. Производство сокращалось, слабые и малоэффективные предприятия массово разорялись. В этих условиях:
1) повышалась сдельная зарплата;                                     
2) повышалась повременная зарплата;
3) росла безработица;                                                             
4) верно все вышеперечисленное.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА»
Вариант №3
1.Элементы социальной структуры общества – это
а) политические партии и движения;
б) индивиды, социальные общности и социальные группы;
в) оба ответа верные; г) оба ответа неверные.
2. Школьный класс – это группа
а) формальная
б) неформальная
в) демографическая
г) профессиональная
3. Русские, буряты, латыши – это группы
а) этнические б) поселенческие в) демографические
г) социально - экономические
4. По роду деятельности социальные группы могут быть:
а) легальные и нелегальные
б) формальные и неформальные
в) промышленные, учебные и т.п.
5. Фактором вертикальной восходящей мобильности в современном обществе является
а) национальность
б) образование
в) вероисповедание
г) семья
6. Исполнение норм традиций и обычаев обеспечивается:
а) сознанием и религиозной верой в неизбежность кары;
б) силой привычки людей и общественного авторитета;
в) принудительной силой государства;
7. К массовым социальным общностям можно отнести:
а) политическую партию
б) социальную группу
в) компанию друзей
г) людей одного государства
8. Устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общего происхождения, единой культуры, совместного проживания –
а) род б) племя в) народность г) нация
9. Выберите верный вариант ответа:
а) индивид принадлежит только к одной социальной группе;
б) индивид может принадлежать к нескольким социальным группам;
в) оба ответа верные;
г) оба ответа неверные.
10. По способу возникновения социальные группы могут быть:
а) легальные и нелегальные
б) промышленные, учебные и т.п.
в) формальные и неформальные
11. Выберите верный вариант ответа:
а) социальные слои-страты выделяются в связи с различием в характере труда и образе жизни;
б) социальные слои-страты выделяются по отношению к собственности и характеру присвоения благ;
в) оба ответа верные;
г) оба ответа неверные.
12. Разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение:
а) социальная стратификация
б) социальная дифференциация
в) классообразование
г) социальная мобильность
13. Переход людей из одних общественных групп в другие - это
а) социальная стратификация
б) социальная дифференциация
в) социальная мобильность
г) социальная нестабильность
14. По мнению П. Сорокина, перемещению людей из одной группы в другую способствует:
а) армия б) церковь в) школа г) все перечисленное
15. Деклассированные, опустившиеся люди:
а) люмпены б) маргиналы в) консерваторы г) безработные
КЛЮЧ
Вариант 1.
1. 3
2. 2
3. 4
4. 1
5. 2
6. 4
7. 1
8. 3
9. 4
10. 1
11. 2
12. 1
13. 4
14. 2
15. 3
Вариант 2.
1. 2
2. 4
3. 3
4. 2
5. 4
6. 1
7. 2
8. 3
9. 3
10. 5
11. 3
12. 3
13. 3
14. 1
15. 3
Вариант 3.
б
а
а
в
б
б
г
г
б
в
а
б
в
г
а


Критерии оценивания ответов
51%-79% - 7-10 ответов - «3»
80%-98% - 10-14 ответов - «4»
99%-100% - 15 ответов - «5»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ЭКОНОМИКА»
Вариант №1
1.Слово «экономика» в переводе с греческого языка обозначает:
а) рациональное распределение благ;
б) искусство ведения домашнего хозяйства;
в) занятие сельским хозяйством.
2.Основу экономики любого общества образует:
а) совокупность материальных благ, накопленных обществом;
б) процесс производства, совершающийся при определенных отношениях собственности на средства производства;,
в) материальные и духовные ресурсы.
3.Товаропроизводителя повысить производительность труда побуждает:
а) стремление выпускать как можно более дешевый товар;
б) действие закона стоимости;
в) трудовой энтузиазм.
4.Менеджмент это:
а) поиск рынка сбыта товаров и услуг;
б) реализация товара' в розничной торговле;
в) процесс управления.
5.Экономическая политика государства, ограждающая национальную экономику от иностранной конкуренции называется:
а) протекционизм;
б) бойкот;
в) эмбарго.
6. Величина стоимости товара измеряется:
а) суммой товарных цен;
б) общественно-необходимыми затратами труда;
в) индивидуальным рабочим временем.
7. Главными в производственных отношениях являются:
а) отношения собственности;
б) отношения, возникающие в процессе распределения благ;
в) отношения обмена.
8. Коммерция это:
а) маркетинг;
б) управление;
в) торговля.
9. Процесс обесценивания бумажных денег называется:
а) девальвацией;
б) эмиссией;
в) инфляцией.
10. Право собственности это совокупность правовых норм:
а) закрепляющих и регулирующих отношения в связи с принадлежностью государству, юридическим и физическим лицам материальных благ;
б) оказывающих влияние на развитие экономики;
в) способствующих развитию рыночных отношений.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ЭКОНОМИКА»
Вариант №2
1. Современное понятие «экономика» обозначает:
а) организацию хозяйства по территориальному признаку;
б) прожиточный минимум человека;
в) систему общественного производства.
2. Основа экономических отношений это:
а) отношения собственности на средства производства;
б) пропорциональное распределение продукта между участниками производства;
в) высокий уровень науки и техники.
3. Показатель эффективности производства проявляется в:
а) уровне зарплаты рабочих;
б) условиях труда;
в) производительности труда.
4. Товаром называется:
а) любое изделие или продукт питания;
б) вещь, обладающая высоким качеством;
в) продукт труда, предлагаемый для обмена путем купли-продажи, удовлетворяющий общественные потребности.
5. Цена это:
а) то, что товар действительно стоит;
б) денежное выражение стоимости товара;
в) установление государством или рынком пропорции обмена одного товара на другой.
6. Стоимость это:
а) индивидуальные затраты конкретного производителя;
б) цена товара, складывающаяся на рынке;
в) общественно-необходимый труд, затраченный на производство товара.
7. Экономический уровень развития общества определяет:
а) моральные ценности общества;
б) степень развития культуры;
в) степень развития образования.
8. Маркетинг это:
а) поиск рынка сбыта продукции;
б) рынок ценных бумаг;
в) бартерная сделка.
9. Приведение экономики в постоянное устойчивое состояние называется:
а) реконструкцией;
б) стабилизацией;
в) консервацией.
10. Производство это процесс:
а) включения работника в трудовые отношения с целью создания материальных благ;
б) воздействия человека на природу в целях создания определенного продукта;
в) деятельности людей на предприятиях, создающих материальные блага.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ЭКОНОМИКА»
Вариант №3
1.Способ организации производства, при котором все ресурсы всецело принадлежат государству это ... экономика.
а) рыночная;
6) государственная;
в) смешанная.
2.Государственная собственность это:
а) когда собственность на землю, природные и материальные ресурсы, средства производства и денежные, духовные ценности принадлежит государству;
б) когда движимое и недвижимое имущество принадлежит власти;
в) форма закрепления за человеком прав пользования каким-либо имуществом.
3.Вертикальные связи преобладают в ... типе экономической системы.
а) командном;
б) рыночном;
в) смешанном.
4.Для современной экономики наиболее характерен рынок:
а) ценных бумаг;
б) научно-технических разработок;
в) сбыта.
5.Английский писатель Кинг заметил, что когда урожай плохой, цены на продовольствие растут, а когда обильный, фермеры продают его дешевле. Это наблюдение иллюстрирует:
а) механизм действия закона спроса и предложения;
б) регулируемый характер рыночных отношений; в) зависимость цен на урожай от погоды.
6.«Регулируемая рыночная экономика» этот термин:
а) возник в период перестройки в СССР и не имеет аналогов в мировой экономической мысли;
б) заимствован из опыта западной экономики;
в) употреблялся Марксом для обозначения экономики социалистического общества.
7.Создание монополий:
а) помогает избежать конкуренции и способствует развитию рынка;
б) порождает несоответствие спроса и предложения, рост цен;
в) приводит к усилению конкуренции.
8.Место где брокеры могут покупать и продавать акции своих клиентов это ... биржа.
а) торговая;
б) фондовая;
в) трудовая.
9.Современный рынок это:
а) рынок слепой конкуренции;
б) регулирование на уровне компаний;
в) составление контрактов о количестве, качестве, номенклатуре изделий, т.е. организованный рынок.
10. Бизнес это:
а) торговля;
б) любая экономическая деятельность, дающая прибыль;
в) умение хитрить, «добывать» деньги.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ЭКОНОМИКА»
Вариант №4
1. Самый распространенный тип собственности в XX веке:
а) частная;
б) государственная;
в) смешанная;
г) кооперативная.
2. Владелец акции является собственником ... предприятия.
а) частного;
б) корпоративного;
в) государственного.
3. Бартер это:
а) обмен товара на товар без платежа денег (фактически натуральное хозяйство);
б) безналичный расчет, основанный на зачете взаимных обязательств;
в) импорт товаров, свободных от обложения таможенными пошлинами.
4. Акция это:
а) часть уставного капитала акционерного общества;
б) документ, удостоверяющий членство в акционерном обществе, с которым связаны имущественные права;
в) общая сумма капитала, на которую компания имеет право выпускать ценные бумаги. ,
Доходы человека чаще всего зависят от:
а) наследства;
б) эффективного вложения средств;
в) выгодного предприятия;
г) стечения обстоятельств.
6. В странах Запада ориентация на более полное удовлетворение потребностей человека вызвана:
а) распространением среди предпринимателей гуманистических идей;
б) борьбой рабочих за свои права;
в) экономической необходимостью: успех фирмы зависит от человеческого фактора.
7. Под влиянием НТР положение рабочего меняется:
а) в лучшую сторону: тяжелый физический труд заменяется умными машинами;
б) приводит к массовым увольнениям рабочих, к безработице;
в) в худшую сторону: возникают проблемы экологии, гигантские силы разрушения, отмирание многих профессий;
г) все утверждения верны.
8. Отчуждение состоит в том, что:
а) человек работает на предприятии, которое лично ему не принадлежит;
б) производитель свободен от средств производства;
в) человек работает не на своем, а на чужом месте.
9. Акция это ... имущество.
а) движимое;
б) недвижимое;
в) личное, не передающееся по наследству.
10. Современное общество обеспечивает стабильность за счет:
а) самых богатых людей;
б) среднего класса;
в) рабочих.


КЛЮЧ

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

1
А
Б
Б
В
А
Б
А
В
В
А

2
В
Б
В
В
Б
В
Б
А
Б
В

3
Б
А
А
А
А
А
Б
Б
В
Б

4
А
Б
А
Б
Б
В
Г
Б
А
Б


Критерии оценивания ответов
51%-79% - 5-7 ответов - «3»
80%-98% - 8-9 ответов - «4»
99%-100% - 10 ответов - «5»

САМАСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ПОЛИТИКА»
Вариант №1
Нормативно-правовой акт, являющийся фундаментальным юридическим документом, базой и ориентиром в нормотворческой деятельности центральных государственных органов и судов:
закон
указ Президента РФ
постановление Правительства РФ
нормативный договор
Общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм:
аморальный поступок
отклоняющееся поведение
правонарушение
безнравственное поведение
Правила поведения, установленные и охраняемые государством, называются:
моралью
обычаем
правом
религией
Ныне действующая Конституция РФ была принята:
7 октября 1977 г.
8 декабря 1991 г.
12 декабря 1993 г.
7 ноября 1997 г.
Основополагающей отраслью российской правовой системы является право:
административное
конституционное
гражданское
уголовное
Согласно Конституции РФ обязанностью государства является:
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
предоставление политического убежища иностранным гражданам в соответствии с нормами международного права
международное сотрудничество в борьбе с терроризмом
признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с нормами международного права
Основную ответственность за соблюдение прав человека несет:
государство-нарушитель
Комиссия по правам человека
Европейский суд по правам человека
Генеральная Ассамблея ООН
Общественная власть проявляется:
в освоении человеком природы
в управлении и машинами и механизмами
в руководстве старейшины общиной
в управлении своими желаниями и поступками
Привлечение к административной ответственности последует за:
курение в школьном дворе
отказ уступить место в транспорте
отказ выполнять правила трудового распорядка
нецензурная брань в общественном месте
Все участники правоотношений в обязательном порядке:
находятся в отношении родства
имеют определенные законом права и обязанности
находятся в отношениях подчинения
имеют одинаковый социальный статус

САМАСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ПОЛИТИКА»
Вариант № 2
Правовые нормы могут закрепляться в виде:
идей
оценок
судебных решений
принципов
Право как социальный регулятор всегда:
соответствует общепринятым представлениям о добре и зле
является воплощением идеала справедливости
охраняется силой государства
поддерживается общественным мнением
К частному относится отрасль права:
гражданское
административное
уголовное
конституционное
Судебное решение, связанное с наступлением уголовной ответственности:
приказ
приговор
постановление
распоряжение
Конституция РФ была принята:
Указом Президента РФ
на совместном заседании Федерального Собрания РФ
на всенародном референдуме
на заседании Государственной Думе РФ
В Конституции РФ отсутствует принцип федерального государства:
государственная целостность
равноправие и самоопределение народов
право субъектов на выход из федерации
единство системы государственной власти
Высшей ценностью согласно Конституции РФ является:
верховенство закона
интересы государства
права и свободы человека
нерушимость государственных границ
Отношения между супругами, родителями и детьми, прежде всего, регулируются правом:
административным
трудовым
уголовным
семейным
Каким образом может быть изменен статус субъекта РФ:
по решению Верховного Суда РФ
по распоряжению Правительства РФ
по постановлению Конституционного Суда РФ
по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ
Согласно Конституции РФ Президент имеет право председательствовать на заседаниях:
Государственной Думы
Совета Федерации
Правительства
Конституционного Суда

САМАСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ПОЛИТИКА»
Вариант № 3
Право как социальный регулятор права всегда:
является воплощением идеала справедливости
соответствует общепринятым представлениям о добре и зле
является общеобязательным для всех
обеспечивается сознательностью людей
Отрасль публичного права – это право:
гражданское
семейное
административное
трудовое
Правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон, образующий правовую норму, называется:
нормативным актом
нормативным договором
правовым обычаем
судебным прецедентом
Ответственность работников за ущерб, нанесенный предприятию, учреждению, заключающаяся в необходимости возместить ущерб в порядке, установленном законом, называется ответственностью:
материальной
дисциплинарной
административной
гражданско-правовой
Законодательная власть в РФ осуществляется:
Федеральным собранием РФ
Правительством РФ
Министрами РФ
Президентом РФ
В Конституции РФ 1993 г. по сравнению с Конституцией СССР 1977 г. новым является признание:
руководящей роли партии, поддерживаемой президентом
идеологического многообразия и плюрализма
свободы слова, митингов, собраний
свободы совести
Согласно Конституции РФ единственным источником власти является:
Президент РФ
многонациональный народ РФ
Федеральное Собрание РФ
Конституционный Суд РФ
Согласно Конституции Президент РФ утверждает:
Конституцию РФ
решения Конституционного Суда РФ
кандидатуры председателей палат Федерального Собрания РФ
военную доктрину
Среди перечисленных правонарушений административным является:
производство пиратских видеокассет
дача взятки чиновнику
присвоение чужого изобретения
неоплаченный провоз багажа
Компенсация морального вреда относится к:
уголовной ответственности
дисциплинарной ответственности
гражданско-правовой ответственности
административной ответственности

САМАСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ПОЛИТИКА»
Вариант № 4

Только к правовой норме относиться признак:
обеспечивается силой государственного принуждения
имеет всеобщий характер
обеспечивается силой общественного мнения
утверждается силой традиций
Гражданское право регулирует отношения:
трудовые
имущественные
брачно-семейные
управленческие
Нормативно-правовой акт органов законодательной власти РФ:
Постановление Верховного Суда
Постановление Правительства
Конституционный закон
распоряжение губернатора
Право представляет собой совокупность общеобязательных норм, действие которых обеспечивается силой:
традиций
общественного мнения
убеждения
государства
Какой из перечисленных источников права обладает высшей юридической силой:
закон РФ
постановление Правительства РФ
Конституция РФ
Указ Президента РФ
Нарушение правил дорожного движения влечет за собой ответственность согласно:
Конституции РФ
Гражданскому кодексу
Кодексу об административных правонарушениях
Уголовно-процессуальному кодексу
Государственная Дума РФ представляет собой:
совещательный орган при Президенте РФ
палату российского парламента, избранную на всеобщих выборах
палату российского парламента, состоящую из представителей регионов
высший орган исполнительной власти в РФ
Институтом представительной власти является:
Правительство
Конституционный Суд
Верховный Суд
Парламент
Одним из видом уголовного наказания является:
административный штраф
предупреждение
лишение свободы
объявление выговора
В исключительном ведении федеральных органов власти в РФ находится:
вопросы физической культуры
защита материнства и детства
вопросы землепользования
ядерная энергетика

Критерии оценивания ответов
51%-79% - 5-7 ответов - «3»
80%-98% - 8-9 ответов - «4»
99%-100% - 10 ответов - «5»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ПРАВО»
ВАРИАНТ - №1

1. Какое краткое определение соответствует понятию «государства»?
А) - это все окружающее правителя (государя);
Б) - это форма организации общества, основной институт политической системы;
В) - это единственный собственник всех средств производства.
2. Право возникло:
А) - позже государства;
Б) - раньше государства;
В) - параллельно с государством.
3. Право – система норм:
А) - установленная государством;
Б) - одобренная народом;
В) - предписанная свыше.
4. К какой части правовой нормы справедливо определение: «вид и мера наказания, если субъекты не выполнили предписания нормы, или поощрения за соблюдение рекомендуемых действий»?
А) - гипотеза;
Б) - диспозиция;
В) - санкция.
5. Каково второе название конституционного права?
А) - основное право;
Б) - государственное право;
В) - управленческое право.
6. Какой отрасли права соответствует определение: «Отрасль права, нормы которой регулируют формы и порядок организации и деятельности крестьянских и фермерских хозяйств, их выборных органов, межхозяйственных предприятий, организаций и их объединений»?
А) - хозяйственное право;
Б) - сельскохозяйственное право;
В) - земельное право.
7. Какая самая, по общему мнению, объемная отрасль права?
А) - административное право;
Б) - уголовное право;
В) - гражданское право.
8. Наказание по закону следует за:
А) - намерениями, запрещенными по закону;
Б) - действиями, запрещенными законом;
В) - незнанием закона.
9. Когда принята ныне действующая конституция РФ?
А) - 13 декабря 1992 года;
Б) - 12 декабря 1992 года;
В) - 12 декабря 1993 года.
10. Что такое «апатрид»?
А) - то же самое, что и космополит;
Б) - иностранный гражданин;
В) - лицо без гражданства.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ПРАВО»
ВАРИАНТ – №2

1. Что, по конституции РФ, является высшей ценностью государства?
А) - процветание государства;
Б) - права человека;
В) - сохранение целостности и нерушимости государства и государственных границ.
2. Сколько субъектов федерации в РФ?
А) - 99
Б) - 78
В) – 85
3. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства:
А) - непосредственно;
Б) - через своих представителей;
В) - обоими путями.
4. Все ли субъекты имеют право иметь собственную конституцию?
А) - все;
Б) - только республики;
В) - только республики и области.
5. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и:
А) - косвенное действие;
Б) - прямое действие;
В) - обратное действие.
6. Для чего нужен конституционный суд?
А) - чтобы следить за точным и единообразным исполнением Конституции;
Б) - для толкования норм Конституции РФ и разрешения споров между органами власти РФ и ее субъектов;
В) - для обеспечения верховенства Конституции.
7. Отрицание значения права иначе можно назвать.
А) - правовой нигилизм;
Б) - правовой абсентиизм;
В) - правовой аскетизм.
8. По отношению к какому компоненту права справедливо определение: «основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права»?
А) - принцип права;
Б) - метод права;
В) - технология права.
9. Законы в РФ публикуются в источниках печати:
А) «А и Ф»;
Б) «Комсомольской правде»;
В) « Российской газете».
10. Полная дееспособность в РФ наступает в возрасте:
А) - 16 лет;
Б) - 18 лет;
В) - 21 года.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ПРАВО»
ВАРИАНТ – №3

1.Установленные государством общеобязательные, формально определенные правила поведения называются:
1) нормами морали,
2) нормами права,
3) корпоративными нормами,
4) традиционными нормами.
2.Выраженное в государственных актах, охраняемое государством и обязательное правило поведения называется:
1) нормой морали,
2) партийной нормой,
3) правовой нормой,
4) традиционной нормой.
3.Все социальные нормы:
1) регулируют общественные отношения,
2) обеспечиваются силой государства,
3) являются общеобязательным правилом поведения,
4) выражаются в официальной форме.
4.Юридической нормой является право на:
1) понимание,
2) сочувствие,
3) образование,
4) взаимопомощь.
5. Внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм и институтов, регулирующих различные виды деятельности, называется:
1) отраслью права,
2) системой права,
3) источником права,
4) сводом законов.
6.Основополагающей отраслью российской правовой системы является право:
1) административное, 2) конституционное,
3) гражданское, 4) уголовное.
7.Право как социальный регулятор всегда:
1) соответствует общепринятым представлениям о добре и зле,
2) является воплощением идеала справедливости,
3) охраняется силой государства,
4) поддерживается общественным мнением.
8.Какой из перечисленных источников права обладает высшей юридической силой?
1) закон РФ,
2) постановление правительства РФ,
3) Конституция РФ,
4) Указ Президента РФ.
9.В системе источников современного российского права приоритет имеют:
1) указы Президента РФ,
2) постановления Правительства РФ,
3) правовые прецеденты,
4) законы РФ.
10.Нормативно – правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент относятся к:
1)видам юридической ответственности,
2) видам правоотношений,
3) источникам права,
4) принципам права.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ «ПРАВО»
ВАРИАНТ – №4

1. Укажите, что не является юридическим фактом:
а) приготовление пищи;       
б) убийство человека;
в) увольнение с работы;     
г) стихийное бедствие.
2. Субъектами  правоотношения являются:
а) юридические лица;           
б) физические лица;
в) животные;                      
г) здания, строения, сооружения.
3. Полная дееспособность у физических лиц возникает:
а) с 14 лет;     б) с 15 лет;    в) с 16 лет;       г) с 18 лет.
4. Укажите юридические факты:
а) правомерные действия;      
б) события;
в) преступления;                       
г) отсутствует правильный ответ.
5. Правоспособность физических лиц прекращается:
а) с момента достижения пенсионного возраста;
б) с момента поступления на работу;
в) с момента поступления в институт;
г) с момента смерти человека.
6. К правомерным действиям относятся:
а) преступления;               
б) правонарушения;
в) юридические акты;       
г) проступки;
д) юридические поступки.
7. Субъектами правоотношения могут быть:
а) предприятия, учреждения, организации;
б) иностранные граждане;
в) лица без гражданства, находящиеся на территории РФ;
г) индивидуальные предприниматели;
8. Виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания, называется:
а) проступком; б) юридическим фактом;
в) преступлением; г) юридическим поступком.
9. К юридическим лицам относятся:
а) индивидуальные предприниматели;        б) школы;
в) предприятия г) детские сады.
10. Укажите признаки правоотношения:
а) общественное отношение;
б) субъекты не связаны между собой   взаимными юридическими правами и обязанностями;
в) возникают на основе правовых норм;

Критерии оценивания ответов
51%-79% - 5-7 ответов - «3»
80%-98% - 8-9 ответов - «4»
99%-100% - 10 ответов - «5»

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА 1 СЕМЕСТР
Вариант №1
1. Общество. Основные сферы общества.
2. Социальные статусы и роли.
3. Традиционное, индустриальное и информационное типы общества.
4. Социальная мобильность.
5. Написать эссе на тему: «Человек немыслим вне общества» Л. Толстой
Вариант №2
1. Человек, индивид, личность.
2. Биологическое и социальное в человеке.
3. Сознание и его структура.
4. Глобализация.
5. Написать эссе на тему: «Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку он служит ему» А. Франс
Вариант №3
Соотношение знания и познания.
Истина и ее критерии.
Социальная мобильность.
Мировое сообщество.
Написать эссе на тему: «Только тот постигает истину, кто внимательно изучает природу, людей и самого себя» Н.Н.Пирогов
Вариант №4
Религия и ее роль в жизни общества
Деятельность человека: основные характеристики.
Формы познания.
Социальный конфликт.
Написать эссе на тему: «История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело» П. Сартр
Вариант №5
Глобализация.
Социальное развитие и молодежь.
Тенденции духовной жизни современной России.
Социальные отношения и взаимодействия.
5. Написать эссе на тему: «История – это правда, которая становится ложью. Миф – это ложь, которая становится правдой» Ж. Кокто
Вариант №6
Понятие социальной группы.
Роль образования в современном мире.
Социализация личности.
Семья как социальный институт.
Написать эссе на тему: «Мир, в котором зло одерживало бы верх над добром, не существовал бы или исчез бы» Э. Ренан
Вариант №7
Наука в современном обществе.
Социальный контроль.
Социальный слой и социальный класс.
Девиантное поведение.
5. Написать эссе на тему: «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять – это жить» У. Шекспир
Вариант №8
Социальное неравенство.
Зачем нужна культура.
Социальная мобильность.
Социальные процессы в современной России.
5. Написать эссе на тему: «Наши взгляды, как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим» А. Поп
Вариант №9
Социальное развитие.
Семья как социальный институт.
Национально-этнические общности.
Молодежная субкультура.
5. Написать эссе на тему: «Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать» Б. Рассел
Вариант №10
Что такое культура.
Социальная справедливость.
Функции семьи.
4. Социальные статусы и роли.
Написать эссе на тему: «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить» И. Бердяев.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 2 СЕМЕСТР
Вариант №1
1. Экономика как хозяйство и как наука.
2. Деньги, их сущность и функции.
3. Презумпция невиновности.
4. Основы трудового права.
5. Написать эссе на тему: «Человек немыслим вне общества» Л. Толстой
Вариант №2
1. Разделы экономической науки (макро- и микроэкономика, нормативная и позитивная экономика).
2. Закон денежного обращения.
3. Конституция РФ.
4. Содержание трудового договора.
5. Написать эссе на тему: «Человек имеет значение для общества лишь постольку, поскольку он служит ему» А. Франс
Вариант №3
Типы экономических систем.
Понятие инфляции.
Конституционный строй.
Рабочее время. Время отдыха.
Написать эссе на тему: «Только тот постигает истину, кто внимательно изучает природу, людей и самого себя» Н.Н.Пирогов
Вариант №4
Главные вопросы экономики.
Причины и виды инфляции.
Основы правового статуса человека и гражданина. Право на труд.
Политические партии и партийные системы.
Написать эссе на тему: «История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело» П. Сартр
Вариант №5
Экономика и ее роль в жизни общества.
Семейный бюджет.
Система органов государственной власти в РФ. Органы трудоустройства.
Политическое лидерство и политическая элита.
Написать эссе на тему: «История – это правда, которая становится ложью. Миф – это ложь, которая становится правдой» Ж. Кокто
Вариант №6
Ресурсы и потребности.
Государственный бюджет.
Избирательное право России.
Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.
Написать эссе на тему: «Мир, в котором зло одерживало бы верх над добром, не существовал бы или исчез бы» Э. Ренан
Вариант №7
Факторы производства и факторные доходы.
Налоговая система.
История развития конституционного права в России.
Девиантное поведение. Основы уголовного права.
Написать эссе на тему: «Видеть и чувствовать – это быть, размышлять – это жить» У. Шекспир
Вариант №8
Разделение труда.
Государственный долг.
Сущность и структура политического процесса.
Понятие, признаки и состав преступления.
Написать эссе на тему: «Наши взгляды, как наши часы: все они показывают разное время, но каждый верит только своим» А. Поп
Вариант №9
Выбор и альтернативная стоимость.
Функции государства и методы государственного регулирования.
Правоохранительные органы.
Система наказаний.
Написать эссе на тему: «Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать» Б. Рассел
Вариант №10
Факторы, влияющие на производительность труда.
Цели и объекты государственного регулирования экономики.
Понятие и система гражданского права.
4. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
5. Написать эссе на тему: «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить» И. Бердяев.

Критерии оценивания ответов
Отметка "5" ставится в случае:
1.Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов преподавателя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1.Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка"3":
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.































Сосонная Марина Константиновна

Фонд оценочных средств

учебной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»


для специальностей среднего профессионального образования



Компьютерный набор: М. К. Сосонной













Подписано в печать __________2016 Уч.-изд.л.______
Усл.печ.л. ____ Тираж ____ экз. Заказ №_____
308503, Белгородской обл., Белгородский р-н, п. Майский, ул. Вавилова, 1
ФГБОУ ВО «Белгородский государственный аграрный университет
имени В. Я. Горина»
Типография Белгородский ГАУ им. В. Я. Горина











13PAGE 15


13PAGE 144815