Обществознание 117 часов рабочая программа


Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области
Любимский аграрно-политехнический колледж
РАССМОТРЕНО
На заседании
Протокол № ___ от ____________ г.
Председатель МС
_____________ Т.М. Смирнова
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по ОД
___________ И. В. Самойлова
«___» ____________ 2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины_ОДБ.05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ _
по специальности:
38.02.05 « Товароведение и экспертиза качества
потребительских товаров»
уровень подготовки: базовый
Любим 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации учебной дисциплины
27
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
28

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание (включая экономику и право).
1.1. Область применения программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание» по программе подготовки, специалистов среднего звена: 38.02.05 « Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины
                развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
                воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
                освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;                овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
                формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. 
требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать
                биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
                тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
                необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
                особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
                характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
                анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
                объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
                раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
                осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
                оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
                формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
                подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
                применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным со-циальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
                успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
                совершенствования собственной познавательной деятельности;
                критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
                решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
                ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
                предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
                оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
                реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
                осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
1.4. Количество часов по рабочему учебному плану учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 117 час, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося включая практические занятия - 78 часов; Виды практических занятий, используемых на уроках теоретического обучения: работа с учебником и другими источниками информации, работа с справочниками, составление планов конспектов, проработка статей периодической печати , работа с таблицами, составление схем, работа с использованием ИКТ.
самостоятельная работа обучающегося 39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка, включая практические работы (всего) 78
итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 39
в том числе:
Рефераты, тесты, кроссворды, ответы на контрольные вопросы, составление конспектов, работа со словарями, справочниками, интернетом.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень
освоения
1 2 3 4
Тема 1.1. Человек как творец и творение культуры Содержание учебного материала 20 2
1-2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Мышление и деятельность.
Понятие культуры.
Многообразие культур.
Творчество в деятельности.
Потребности и интересы
Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
Виды человеческих знаний
Мировоззрение. Типы мировоззрения.
Философия.
Проблема познаваемости мира.
Понятие истины и её критерии
Наука.
Основные особенности научного мышления.
Естественные и социально-гуманитарные науки.
Религия.
Искусство.
Мораль.
Право.
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Самостоятельная работа обучающихсяРабота с конспектом, текстом учебника и с дополнительной литературой
Подготовка сообщения на одну из предложенных тем:
«Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции», «Деятельность как способ существования людей», «Мировоззрение, его виды и формы», «Проблема познаваемости мира», «Многообразие и диалог культур», «Мировые религии».
Ответы на контрольные вопросы по тексту учебника.
Составление плана конспекта. 8 Тема 1. 2 Общество как сложная динамическая система Содержание учебного материала 10 2
21
22-23
24
25-26
27
28
29
30 Системное строение общества: элементы и подсистемы.
Социальное взаимодействия и общественные отношения.
Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития.
Эволюция и революция как формы социального изменения.
Понятие общественного прогресса.
Процессы глобализации.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. 1
2
1
2
1
1
1
1 Самостоятельная работа обучающихсяРабота с текстом учебника и с дополнительной литературой.
Подготовка сообщения на одну из предложенных тем:
«Глобальные проблемы», «Современные военные конфликты». 4 Тема 1.3. Социальные отношения Содержание учебного материала 16
2
31
32
33
34
35
36
37-38
39
40
41
42
43
44
45
46 Социальные группы.
Социальная стратификация.
Социальный конфликт.
Виды социальных норм.
Социальный контроль.
Социальная мобильность людей
Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Этнические общности.
Межнациональные отношения.
Этносоциальные конфликты и пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в РФ.
Семья и брак.
Проблема неполных семей.
Современная демографическая ситуация в РФ.
Религиозные объединения и организации в РФ
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1 Самостоятельная работа обучающихсяРабота с текстом учебника и с дополнительной литературой.
Составление тестов.
Ответы на вопросы учебника. 6 Тема 1. 4. Политика как общественное явление Содержание учебного материала 13 2
47
48
49
50
51
52
53
54
55-56
57
58
59
Понятие власти.
Государство, его функции.
Политическая система
Типология политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки.
Гражданское общество и государство.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
Политическая идеология.
Политические партии и движения
Средства массовой информации в политической системе общества.
Политический процесс, его особенности в Российской федерации.
Избирательная кампания в РФ.
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1 Самостоятельная работа обучающихсяПодготовка сообщения на одну из предложенных тем:
«Государство его признаки и функции», «Политические режимы», «Тоталитаризм – феномен XX столетия», «Демократия и ее основные ценности и признаки», «Парламентаризм».
Проработка конспектов. 6 Тема 1.5.Человек в системе общественных отношений Содержание учебного материала 19 2
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
Общественное и индивидуальное сознание.
Социализация индивида.
Социальная роль.
Социальная роль в юношеском возрасте.
Духовная жизнь человека.
Самосознание индивида и социальное поведение.
Мотивы и предпочтения.
Свобода и ответственность.
Ценности и нормы
Отклоняющееся поведение, его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования.
Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни.
Политическая психология личности.
Политическое поведение.
Политическое участие. Политическое лидерство.
Дифференцированный зачёт. 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов.
Составление тестов.
Составление плана конспекта.
Ответы на вопросы учебника.
Подготовка к зачёту. 5 Всего: 117 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
Обществознание
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Социально-экономических дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения:
- компьютер с программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий и дополнительной литературы:
Для студентов
Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.
Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М.,
2014.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-
научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-
научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-
научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый
уровень. — М., 2013.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-
экономического профиля. — М., 2014.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-
экономического профиля. Практикум. — М., 2014.
Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. — М.,
2015.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Ти-
повые тестовые задания. — М., 2015.
Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2010.
Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый
уровень. — М., 2013.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) //
СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006№ 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) //
СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за-коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) //
СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) //
СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —
№ 15. — Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —
2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10. —
Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре
в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //
СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благопо-
лучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —
2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —
1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. —
1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смерт-
ной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. — 1996. —
18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической
политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего обра-
зования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверж-
дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации поорганизации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования сучетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемойпрофессии или специальности среднего профессионального образования».
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание.
— М., 2014.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.
Интернет-ресурсы
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).__
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
Устный, письменный опрос
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; Тестирование
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; Проверка конспектов
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; Тестирование
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития Сообщение. Устный и письменный опрос
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; Коллективный анализ результатов
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); Устный и письменный опрос
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; Устный опрос
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; Тестирование
Сообщение
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; Коллективный анализ результатов
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; Устный и письменный опрос
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; Сообщение, устное выступление
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Коллективный анализ результатов