Программный материал по биологии для обучающихся в системе СПО











Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология


























Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее НПО):

23.01.07 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»;

Организация-разработчик: ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»

Разработчик: Арбузова Е.И., преподаватель ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»


































СОДЕРЖАНИЕ







стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации программы учебной дисциплины

8

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

8



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО:

23.01.07 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»;


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общепрофессиональный цикл



1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Биология

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
применять в жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

Учащиеся должны знать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории.
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
сущность биологических процессов: размножения, формирование приспособленности, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78

в том числе:


лабораторные занятия
10

контрольные работы
7

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39

в том числе:


6

Рефераты:
Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении. Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов). Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.

Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.Устойчивое развитие природы и общества.





Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета









2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ________________________________________
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4


Раздел 1


«Общая биология».





Тема 1.1
1

Введение

1
1


1
Сущность жизни и свойство живого.
Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. . Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей
1

1


Тема 1.2


Основы цитологии

16



1
Клеточная теория. Химический состав клетки.
Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.

1

1


2
Неорганические вещества клетки.
Химический состав клетки. Вода, азот, углерод, водород и другие неорганические вещества клетки.
1







1


3
Органические молекулы: углеводы, жиры, липиды.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

1
1


4
Лабораторная работа № 1 «Доказательство белковой природы фермента расщепляющего перекись водорода»
1
2


5

Органические вещества клетки.
Белки, Биологические полимеры. Функции белков.
1
1




Лабораторная работа №3 «Роль ферментов в ускорении реакции в клетке»





6

Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты.
1
1


7

АТФ и другие органические соединения клетки

1
1


8
Строение клетки.( Цитоплазма, ядро, клеточный цент, рибосомы. Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи. Митохондрии).

1
1



Лабораторная работа №4 «Изучение плазмолиза и деплазмолиза растительной клетки».




9
Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток.
Прокариотические и эукариотические клетки.

1
1


10
Вирусы и бактериофаги.
Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.
1




11

Лабораторная работа №2 «Изучение строения растительной клетки под микроскопом»
1






2


12
Энергетический обмен в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.
1
1




Лабораторная работа №5 «Выявление активности амилазы».




13
Фотосинтез: хемосинтез.
(Световая фаза и темновая фаза фотосинтеза, фотон, фотолиз)

1
1


14
Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке.
(Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка).

1

1


15
Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме
(Оперон, структурные гены, оператор, репрессор)
1
1


16
Контрольно-обобщающий урок №1 «Основы цитологии».

1
3



Самостоятельная работа: Строение клетки. Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме

8



Раздел 2


Размножение и индивидуальное развитие организма.


18



Тема 2.1


Размножение организма.


7



1
Жизненный цикл клетки
(Митотический цикл. Апоптоз. Интерфаза. Пресинтетический период. Синтетический период. Постсинтетический период.)
1
1


2
Митоз. Амитоз.
(Кариокинез. Цитокинез. Веретено деления. Амитоз.)
1
1


3
Мейоз
(Мейоз. Конъюгация. Кроссинговер)
1
1


4
Формы размножения. Бесполое размножение.
(Бесполое размножение. Вегетативное размножение.)
1
1


5
Формы размножения. Половое размножение. Гаметогенез.

(Гаметы. Гермафродиты. Конъюгация.Копуляция.)
1
1


6
Онтогенез.
(Типы онтогенеза. Метаморфоз. плацента).
1
1


7
Контрольно-обобщабщий урок № 2 «Формы размножения и индивидуальное развитие»

1
3




Самостоятельная работа: работа с учебным материалом- Жизненный цикл клетки
(Митотический цикл. Апоптоз. Интерф Формы размножения. аза. Пресинтетический период. Синтетический период. Постсинтетический период.)

3




Тема 2.2


Основы генетики


8



1
Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание .
Гибридологический метод. Чистые линии. Аллельные гены. Гомозиготы. Доминантные и рецессивные гены.
1
1


2
Дигибридное скрещивание
Решетка Пиннета. Закон независимого наследования признаков.
1
1


3
Взаимодействие неаллельных генов
Дополнительное взаимодействие. Эпистаз. Полимерное действие гена.
1
1


4
Хромосомная теория наследственности.
Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Кроссинговер. Генетические карты.
1
1


5
Генетика определения полов
Признаки сцепленные с полом. Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный пол. Гетерогаметный пол.
1
1


6

Виды мутаций.
Генные, хромосомные и геномные мутации. Виды хромосомных мутаций: утрата, делеция, инверсия, дупликация. Полиплоидия.
1
1


7

Решение задач по генетике.
1
2


8

Контрольно- обобщающий урок №3 «Основы генетики»
1
3




Самостоятельная работа: работа с учебным материалом - Гибридологический метод.
Гибридологический метод. Чистые линии. Аллельные гены. Гомозиготы. Доминантные и рецессивные гены.
4





Тема 2.3 Генетика человека

3



1
Методы исследования генетики человека
Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический.
1
1


2

Генетика и здоровье.
Генные заболевания. Аутосомно – доминантное наследование. Аутосомно – рецессивное наследование.
1
1


3

Генетика и здоровье.