Методика проведения уроков по аппликации из ткани.


Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

МДК 01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом

Тема занятия:
Аппликация из ткани.

Цель: освоение методических и технологических вопросов выполнения аппликации из ткани в начальной школе.
Задачи:
закрепить понятие «аппликация», познакомить с особенностями и приемами аппликации из ткани, практически освоить технологию выполнения аппликации из ткани;
воспитывать культуру труда, эстетический вкус, аккуратность;
развивать коммуникативные и профессиональные методические умения, политехнический кругозор, сенсомоторику.

Тип занятия:
комбинированное занятие (усвоение теоретических знаний и освоение практических умений).

Форма проведения: урок-практикум.

Оборудование занятия:

справочная литература,
технологические образцы аппликаций,
компьютерная презентация «Аппликация из ткани»,
инструменты и приспособления для обработки ткани;

у студентов: карточки с деформированным планом, рабочие тетради, выкройки, материалы для выполнения аппликации, булавки, ножницы, портновский мел, коробочки для обрезков.

Межпредметные связи:
Дисциплина: «Технология обработки конструкционных материалов с методикой преподавания» раздел «Материаловедение».



План-конспект занятия


Этапы и содержание занятия
Время

1.
Организация занятия: (приветствие)
1 мин.

2.
Актуализация теоретических знаний, формулировка темы занятия:
Задание: в группах понятий найти лишнее, объяснить.
1. Измерение, разметка, резание, монтаж, отделка, сгибание, аппликация.
2. Аппликация, игла, наперсток, ножницы, игольница, булавки, мел.

Формулировка темы занятия студентами.
- Как вы думаете, почему лишним словом и в первом и втором случае был выбран термин «аппликация»?

Формулировка термина «аппликация» на основе пройденного материала.
- Что же такое аппликация? Сформулируйте определение данного понятия.
Работа с термином по учебной литературе и словарям.
- Теперь давайте посмотрим, какие сведения содержатся в справочной литературе об этом понятии.
Анализ определений.
- Правильно ли мы сформулировали определение?
Вывод.
- Различные формулировки термина «аппликация» опираются на суть техники – создание изображения, путем прикладывания деталей на фон.

7 мин.

3.
Постановка учебных задач урока. Мотивация на значимость занятия для профессиональной подготовки.
- Какова основная цель нашего занятия?
(Практически освоить технологию выполнения аппликации из ткани)
- Как вы думаете, важно ли вам как будущим педагогам уметь выполнять аппликацию из ткани? Обоснуйте.
Работа с деформированным планом (по группам).
Технология выполнения аппликации из бумаги.
- Определите последовательность выполнения аппликации из бумаги.
а) вырезать детали
б) разметить детали
в) приклеить
г) разложить на основе детали аппликации
д) высушить изделие под прессом
е) подобрать материалы
ж) выбрать сюжет

выбрать сюжет
подобрать материалы
разметить детали
вырезать детали
разложить на основе детали аппликации
приклеить
высушить изделие под прессом

- Как вы думаете, технологические операции выполнения аппликации из бумаги соответствуют технологическим операциям выполнения аппликации из ткани?
- Можем ли сразу приступить к выполнению работы?
- Какая из операций вызывает вопросы? (крепление деталей, подбор материалов) Почему?

- Какие задачи необходимо решить для реализации цели занятия? Что нужно знать для этого?
Задачи:
1. познакомиться с особенностями технологии выполнения аппликации из ткани;
2. научиться отбирать материалы, обладающие соответствующими конструкционными свойствами.

10 мин.

4.
«Открытие нового знания».

Решение поставленных учебных задач:
Знакомство с особенностями крепления деталей аппликации через демонстрацию технологических образцов:
- Какие способы крепления деталей аппликации вы видите на технологических образцах? (пришивание и наклеивание)
- Какие ручные швы используются для крепления деталей?
- Какие материалы можно использовать для наклеивания?
(клеевой карандаш и флизоплекс)
Словарная работа:
термин: флизоплекс – термоклей для ткани.
Выявление конструкционных материалов, необходимых для выполнения аппликации (фон, детали, материалы для крепления) в ходе решения проблемных вопросов.
9 мин.

5.
Первичное закрепление.
Проговаривание нового знания, запись алгоритма выполнения аппликации из ткани:
выбрать сюжет
подобрать материалы
раскроить детали
разложить на основе детали аппликации
приклеить (приутюжить); пришить

6 мин.

6.
Повторение правил техники безопасности:
(булавки, утюг, ножницы)
3 мин.

7.
Самостоятельная практическая работа по выполнению тематической аппликации (работа в группах)
Инструктаж по выполнению самостоятельной практической работы
- Расскажите, как будете работать? Какие этапы в ходе выполнения работы могут вызвать затруднения?
Формулировка критериев оценки работы (взаимооценка)
- Чем закончим работу? (оценивание)
соответствие заявленной тематике
соблюдение технологии выполнения аппликации
эстетичность и аккуратность выполнения работы
35 мин.

8.
Контроль качества выполнения практической работы:
Взаимооценка по заданным критериям
3 мин.

9.
Рефлексия деятельности. Итог урока.
- Какие задачи ставили перед собой?
- Удалось ли решить поставленные задачи?
- Достигли ли цели? Какие результаты получили? Что этому способствовало?
- Какие моменты вызвали затруднения?
- Где можно применить полученные знания?
3 мин.

10.
Заключительная часть занятия.
уборка рабочих мест,
домашнее задание.
3 мин.



Литература:

Гукасова А.М. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах / А.М. Гукасова. – М.: Просвещение, 1977. – 175 с.
Лыкова И.А. Я делаю аппликацию / И.А. Лыкова. – М.: ООО ТД Издательство Мир книги, 2008. – 48 с.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2010. – 400 с. – (Стандарты второго поколения).
Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение, 1988. – 240с.
Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки. Внимание: дети! / Е.А. Румянцева. – М.: Айрис- Пресс, 2008. – 144 с.
Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению. – М.: Просвещение, 1983. – 288с.
Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах: Книга для учителя / И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, И.И. Каганова. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.









13PAGE 15


13PAGE 14315




15