Рабочая программа учебной дисциплины Физика для специальностей технического профиля


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КЕРЧЕНСКИЙ МОРСКОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАССМОТРЕНО
и ПРИНЯТО
Педагогическим советом КМТК
От «______»___________20_____г.
Протокол № ____ Утверждаю
Директор ГБП ОУ РК «КМТК»
____________ В.П. Чернопятов
«_____»______________20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.11. ФИЗИКА

Керчь 2016
Организация-разработчик:
ГБП ОУ РК «Керченский морской технический колледж».
Разработчики:
Каханова Татьяна Михайловна преподаватель высшей категории ГБП ОУ РК «Керченский морской технический колледж», председатель МО «Естественно-математического цикла и ОТД».
Рассмотрено на заседании МО «Естественно-математического цикла и ОТД», протокол № ____
Председатель МО __________________ Т.М. Каханова« ____» ____________________ 2016 г.
Согласовано на Методическом совете «КМТК»
Председатель МС ________________ Л.Л.Быстрова
« ____» ____________________2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профильная рабочая программа учебной дисциплины «Физика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта среднего профессионального и начального профессионального образования и на основе примерной программы учебной дисциплины «Физика» (Одобрена Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендована для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования Протокол № 26. 03. 2015 г.),
с учетом технического профиля профессии
26.02.05. Эксплуатация судовых энергетических установок,
26.02.03. Судовождение
согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно - правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29. 05. 2007 №03 - 1180).
При освоении группы профессий технического профиля физика изучается в объеме 181 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 121 час; самостоятельной работы обучающегося 60 часов. Предусмотрен промежуточный контроль в виде экзамена для профессии 26.02.05. Эксплуатация судовых энергетических установок; 26.02.03. Судовождение в конце первого года обучения.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально - этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность
применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Программа, реализуемая при подготовке обучающихся по профессиям технического профиля, и содержит профильную составляющую в разделе «Электродинамика». В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными и практическими работами.
Программа содержит тематический план, отражающие количество часов, выделяемое на изучение физики при овладении обучающимися профессии.
В тематическом плане предусмотрено выполнение лабораторных работ, практических работ, контрольных работ, а также внеаудиторные самостоятельные работы учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
26
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
29
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.11. ФИЗИКА является частью основной профессиональной образовательной программы профессии:
26.02.05. Эксплуатация судовых энергетических установок;
26.02.03. Судовождение.
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессиям и на основе примерной программы ФИЗИКА. (Автор: В.Ф.Дмитриева.) с учетом федерального базисного учебного плана.
1.2. 1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной общеобразовательной программы:
Дисциплина ОДБ.11. ФИЗИКА входит в общеобразовательный цикл и является профильной учебной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможностями применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика», обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с приборами и устройствами;
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития.
метапредметных:
использовать различные виды познавательной деятельности для решения физических задач, применять основные методы познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использовать основные интеллектуальные операции: постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, формулирование выводов для изучения различных сторон физических объектов, физических явлений и физических процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
использовать различные источники для получения физической информации, умение оценить её достоверность;
анализировать и представлять информацию в различных видах;
публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации.
предметных:
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
владениеосновными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи;
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, в профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни;
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины ФИЗИКА:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 181 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 121час;
самостоятельной работы обучающегося - 60 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 26.02.05. Эксплуатация судовых энергетических установок; 26.02.03. Судовождение
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 181
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 121
в том числе: контрольные работы 8
лабораторные работы 14
Практические занятия (решение задач) 47
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 60
в том числе:
- решение задач;
- подготовка рефератов;
-подготовка докладов;
--ответы на контрольные вопросы;
-составление конспектов;
-составление таблиц. 12
12
20
10
4
2
При изучении дисциплины ФИЗИКА проводятся следующие формы контроля знаний и умений студентов:
-текущий;
-промежуточный.
Текущий контроль проводится методами: устный, письменный, тестовый с выставлением поурочного балла (оценка деятельности студента на всех этапах занятия с выведением общей оценки).
Для организации промежуточного контроля проводится
- дифференцированный зачет (1 семестр)
-экзамен(2семестр)
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ФИЗИКА . 26.02.05. Эксплуатация судовых энергетических установок; 26.02.03. Судовождение
1 курс
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов. Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение. Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений. Представление границы погрешностей измерений при построении графиков. Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Умение предлагать модели явлений. Указание границ применимости физических законов. Изложение основных положений современной научной картины мира. Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства Использование Интернета для поиска информации. 2 2
Содержание учебного материала 1 Физика- фундаментальная наука о природе. Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. 2 Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин .Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО. Самостоятельная работа обучающихся 2 Реферат: «Развитие представлений о физической картине мира» Раздел 1 Механика 25 Глава 1.1
Кинематика Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Представление механического движения тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени. Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени
Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений. Указание использования поступательного и вращательного движений в технике. Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных ролей. Разработка возможной системы действий и конструкции для экспериментального определения кинематических величин. Представление информации о видах движения в виде таблицы 3
2
Содержание учебного материала 1 Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. 2 Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение Движение тела, брошенного под углом к горизонту. 3 Равномерное движение по окружности. Практические занятия 5 Практическое занятие № 1 Решение задач по теме «Прямолинейное равномерное движение» Практическое занятие № 2 Решение задач по теме «Прямолинейное равноускоренное движение» Практическое занятие № 3 Решение задач по теме « Прямолинейное равноускоренное движение» Практическое занятие № 4 «Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту» Практическое занятие № 5 Решение задач по теме «Криволинейное движение» Лабораторные работы 1
Лабораторная работа №1 «Определение ускорения тела при равноускоренном движении». Контрольная работа №1. Кинематика. 1 Самостоятельная работа обучающихся 4 Доклад «Галилео Галилей — основатель точного естествознания»
Решение задач
Глава 1.2
Динамика Содержание учебного материала 3
2

1 Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. 2 Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. 3 Силы в механике Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. Практические занятия 5 Практическое занятие № 6 Решение задач по теме «Законы Ньютона» Практическое занятие № 7 Решение задач по теме « Силы в природе» Практическое занятие № 8 Решение задач по теме «Вес. Невесомость». Практическое занятие № 9 Решение задач по теме «Движение тела под действием нескольких сил». Практическое занятие № 10 Решение задач по теме «Движение тела под действием нескольких сил». Лабораторные работы 1 Лабораторная работа №2 «Исследование движение тела под действием постоянной силы» Контрольная работа №2 Законы динамики. Силы в природе. 1 Самостоятельная работа обучающихся 4
Доклад «Развитие космонавтики
Решение задач по динамике Глава 1.4
Законы сохранения в механике Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях. Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела.
Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела. Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле. Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости. Указание границ применимости законов механики. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения. 2
2
Содержание учебного материала 1 Закон сохранения импульса. Реактивное движение 2 Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения Практические занятия 2
Практическое занятие № 11 Решение задач по теме «Закон сохранения импульса» Практическое занятие № 12 Решение задач по теме «Работа и мощность» «Закон сохранения энергии» Лабораторные работы 1 Лабораторная работа №3 « Изучение закона сохранения импульса» Самостоятельная работа обучающихся 2 Реферат «Реактивное движение в технике» Раздел 2 Молекулярная физика и термодинамика 14 Глава 2.1
Основа МКТ. Идеальный газ Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Выполнение экспериментов, служащих для обоснования кинетической теории. молекулярно-кинетической теории (МКТ). Идеальный газ Решение задач с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов. Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т), V (Т), р (V). Экспериментальное исследование зависимости
р (Т), V (Т), р (V). Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов. Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества. Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений. Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ. 2
2
Содержание учебного материала 1 Основные положения МКТ. Масса и размеры молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение МКТ газов. 2 Температура и ее измерение. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния газа. Молярная газовая постоянная. Газовые законы Практические занятия 3
Практическое занятие № 13 Решение задач по теме ««Масса и размеры молекул». «Основное уравнение МКТ газов». Практическое занятие № 14 Решение задач по теме «Температура». «Уравнение состояния идеального газа». Практическое занятие №15 Решение задач по теме «Изопроцессы. Газовые законы». Самостоятельная работа обучающихся 2
Ответы на контрольные вопросы Глава 2.2
Свойства пара, жидкостей и твердых тел Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Измерение влажности воздуха. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике. Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессио-нального характера. Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов 2
2

Содержание учебного материала 1 Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. 2 Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости и твердого тела. Капиллярные явления. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. Лабораторные работы 2 Лабораторная работа №4 «Измерение влажности воздуха». Лабораторная работа №5 «Определение модуля упругости резины». Самостоятельная работа обучающихся 2 Ответы на контрольные вопросы Глава 2.3
Термодинамика Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики. Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р (V). Вычисление работы газа, совершенной при изменении состоя-ния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей. Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости законов термодинамики. Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения. Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамики» 2
2
Содержание учебного материала 1 Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. 2 Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы. Практические занятия 2 Практическое занятие № 16 Решение задач по теме «Внутренняя энергия идеального газа» «Работа газа». «Количество теплоты». «Уравнение теплового баланса». Практическое занятие № 17 Решение задач по теме «Первый закон термодинамики». «КПД тепловых двигателей». Контрольная работа №3 Основы МКТ. Молекулярная физика. 1 Самостоятельная работа обучающихся 6 Реферат «Тепловые двигатели»
Решение задач
Ответы на контрольные вопросы Раздел 3 Электродинамика 30 Глава 3.1
Электрическое поле Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов.
Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов.
Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора. Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора. Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества. Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического полей 2
2


Содержание учебного материала 1 Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей . Работа сил электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля 2 Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле.
Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. Практические занятия 4 Практическое занятие № 18 Решение задач по теме «Закон Кулона» Практическое занятие № 19 Решение задач по теме «Напряженность электрического поля.» «Принцип суперпозиции полей» Практическое занятие № 20 Решение задач по теме «Потенциал, разность потенциалов» Практическое занятие № 21 Решение задач по теме «Электроемкость. Энергия конденсатора». Самостоятельная работа 2
Ответы на контрольные вопросы. Глава 3.2
Законы постоянного тока Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком — в режиме потребителя. Определение температуры нити накаливания. Измерение элек- трического заряда электрона. Снятие вольтамперной характеристики диода.
Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов. Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники.
Установка причинно-следственных связей. 2
2
Содержание учебного материала 1 Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. Соединение проводников. 2 Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. Практические занятия 3 Практическое занятие № 22 Решение задач на применение закона Ома для участка цепи.
Практическое занятие № 23 Решение задач на последовательное и параллельное соединение
проводников. Дифференцированный зачет Практические занятия Практическое занятие № 24 Решение задач на применение закона Ома для полной цепи, вычисление работы, мощности и количества теплоты, выделяемого при прохождении электрического тока Практическое занятие № 25 Решение задач на вычисление работы, мощности и количества теплоты, выделяемого при прохождении электрического тока Лабораторные работы 4
Лабораторная работа № 6 «Изучение закона Ома для участка цепи» Лабораторная работа № 7 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» Лабораторная работа № 8 «Изучение последовательного соединения проводников» Лабораторная работа № 9 «Изучение параллельного соединения проводников» Контрольная работа №4«Законы постоянного тока» 1 Самостоятельная работа 6 Доклад «Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.»
Решение задач по теме
Конспект Правила обращения с электроприборами Глава 3.3
Электрический ток в полупроводниках Содержание учебного материала 1 2
1 Собственная и примесная проводимость полупроводников.
Полупроводниковые приборы. Глава 3.4
Магнитное поле Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле. Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. Исследование явлений электромагнитной индукции, самоиндукции. Вычисление энергии магнитного поля. Объяснение принципа действия электродвигателя.
Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц. Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека. Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств. Проведение сравнительного анализа свойств электростатическо го, магнитного и вихревого электрических полей. Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику
можно рассматривать как метадисциплину. 1
2
Содержание учебного материала 1
Вектор индукции магнитного поля. Взаимодействие токов. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле.
Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. Практические занятия 4 Практическое занятие № 26 Решение задач по теме «Вектор магнитной индукции». Практическое занятие № 27 Решение задач по теме «Нахождение модуля силы Ампера». Практическое занятие № 28 Решение задач по теме «Нахождение модуля силы Лоренца». Практическое занятие № 29 Решение задач по теме «Нахождение направления силы Ампера и силы Лоренца». Самостоятельная работа обучающихся 4 Конспект «Электроизмерительные приборы».
Ответы на контрольные вопросы. Глава 1.3
Электромагнитная индукция 2
2
Содержание учебного материала 1 Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца 2 Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. Принцип действия электрогенератора. Практические занятия 3 Практическое занятие № 30 Решение задач по теме «Закон электромагнитной индукции». «Правило Ленца». Практическое занятие № 31 Решение задач по теме «Правило Ленца». Практическое занятие № 32 Решение задач по теме «Самоиндукция. Индуктивность» «Энергия магнитного поля». Лабораторные работы 1 Лабораторная работа № 10 «Изучение явления электромагнитной индукции» Контрольная работа № 5 Магнитное поле. Электромагнитная индукция. 1 Самостоятельная работа обучающихся 4
Реферат «Электроиндукционная муфта»
Решение задач Раздел 4 Колебания и волны 18 Глава 4.1
Механические колебания
Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по
известным значениям его массы и жесткости пружины. Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленны-
ми задачами. Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний 2
2

Содержание учебного материала 1 Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. 2 Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. Практические занятия 3 Практическое занятие № 33 Решение задач по теме «Определение основных параметров колебательного движения». Практическое занятие № 34 Решение задач по теме « Математический маятник» «Пружинный маятник» Практическая занятие № Решение задач по теме: «Превращение энергии при колебательном движении» Лабораторные работы 1 Лабораторная работа № 11«Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити». Самостоятельная работа обучающихся 2 Решение задач на формулы периода математического маятника, груза на пружине, на определение скорости и длины волны Глава 4.2
Упругие волны
Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений интерференции звуковых волн. Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн.
Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека. 1 2
Содержание учебного материала 1 Поперечные и продольные волны. Характеристика волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение. Практические занятия 1 Практическое занятие №36 Решение задач по теме: «Звуковые волны» Самостоятельная работа обучающихся Доклад «Эхолокация». 2 Глава 4.3
Электромагнитные колебания
Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи. Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивность катушки. Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи. Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы. Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи
переменного тока. Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока. Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии. 2
2
Содержание учебного материала 1 Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. 2
Вынужденные электрические колебания. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока.
Генераторы тока. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. Практические занятия 5
Практическое занятие № 37 Решение задач по теме: «Свободные электромагнитные колебания». Практическое занятие № 38 Решение задач по теме: «Действующие значения силы тока и напряжения». «Мгновенное значение силы тока и напряжения». Практическое занятие № 39 Решение задач по теме: «Мгновенное значение силы тока и напряжения». Практическое занятие № 40 Решение задач по теме: «Конденсатор и катушка в цепи переменного тока». Практическое занятие № 41 Решение задач по теме: «Трансформатор». Контрольная работа 6. Механические колебания и волны. Электромагнитные колебания. 1 Самостоятельная работа обучающихся 4 Доклад «Переменный электрический ток и его применение»
Реферат «Трансформатор» Глава 4.4
Электромагнитные волны
Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона. Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами. Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной. 2 222
Содержание учебного материала 1 Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур 2 Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн Самостоятельная работа обучающихся 2 Доклад «Развитие средств связи и радио» Раздел 3 Оптика 10 Глава 3.1
Природа света
Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач.
Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза. Умение строить изображения предметов, даваемые линзами. Расчет расстояния от линзы до изображения предмета. Расчет оптической силы линзы. Измерение фокусного расстояния линзы.
Испытание моделей микроскопа и телескопа. 2 2
Содержание учебного материала 1 Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. 2 Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Практические занятия 2 Практическое занятие № 42 Решение задач по теме «Законы отражения света». «Законы преломления света». Практическое занятие № 43 Решение задач по теме «Построение в линзах». Лабораторные работы 1 Лабораторная работа № 12 «Изучение изображения предметов в тонкой линзе» Глава 3.2
Волновые свойства света
Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн. Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн. Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн. Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами. Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые ис-
пользованы при изучении указанных явлений. 3 2
1 Дисперсия света. 2 Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. 3 Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглоще- ния. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Лабораторные работы 2 Лабораторная работа № 13«Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки Лабораторная работа № 14 «Изучение интерференции и дифракции света» Самостоятельная работа обучающихся 4 Заполнит таблицу: «Шкала электромагнитных излучений»;
Доклад «Применение интерференции и дифракции в науке и технике» Раздел 4 Элементы квантовой физики 12 Глава 4.1
Квантовая оптика
Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений. Расчет максимальной кинетической энергии электронов при
фотоэлектрическом эффекте. Определение работы выхода электрона по графику зависимости
максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от часто ты света. Измерение работы выхода электрона. Перечисление приборов установки, в которых применяется без- инерционность фотоэффекта. Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов. Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики. 2
2
Содержание учебного материала 1 Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. 2 Внешний фотоэлектри-ческий эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. Практические занятия 1
Практическое занятие № 44 Решение задач по теме «Фотоэффект». «Фотоны» Самостоятельная работа обучающихся 2
Доклад «Применение фотоэлемента». Глава 4.2
Физика атома. Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Наблюдение линейчатых спектров. Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое. Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов. Исследование линейчатого спектра. Исследование принципа работы люминесцентной лампы. Наблюдение и объяснение принципа действия лазера. Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике. Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера. 2
2
Содержание учебного материала 1 Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. 2 Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые генераторы. Самостоятельная работа обучающихся Доклад «Лазерные технологии и их использование» 2 Глава 4.3
Физика атомного ядра Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона. Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера. Расчет энергии связи атомных ядер. Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада.
Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде. Определение продуктов ядерной реакции. Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях.
Понимание преимуществ и недостатков использования атомной энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине. Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений. Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.). Понимание ценностей научного познания мира не вообще для
человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности. 3 1 Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. 2 Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. 3
Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция.
Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. Практические занятия 2
Практическое занятие № 45 Решение задач по теме «Строение атома». «Радиоактивные превращения атома». Практическое занятие № 46 Решение задач по теме «Ядерные реакции». Практическое занятие № 47 Решение задач по теме. «Энергия связи атома». Контрольная работа № 7 1 Самостоятельная работа обучающихся 2
Доклад «Лазерные технологии и их использование» Раздел 5 Эволюция Вселенной 10
Глава 5.1
Строение и развитие Вселенной Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп. Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана. Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о
развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т.д4
2
1 Наша звездная система — Галактика. Другие галактики. 2 Бесконечность Вселенной. Понятие о космологии. 3 Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. 4 Строение и происхождение Галактик. Глава 5.2
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы .Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях. Формулировка проблем термоядерной энергетики. Объяснение влияния солнечной активности на Землю.
Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения. Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы, 4
2
Содержание учебного материала 1 Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. 2 Энергия Солнца и звезд. 3 Эволюция звезд. 4 Происхождение Солнечной системы. Контрольная работа №8. Эволюция Вселенной 1 Обобщающий урок 1 Самостоятельная работа обучающихся 2 Подготовка индивидуального реферата по теме Итого: аудиторная 121 самостоятельная 60 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решениепроблемных задач
условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечениюРеализация учебной дисциплины ФИЗИКА требует наличия учебного кабинета физики.
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству студентов.
Рабочее место преподавателя.
Учебно-методические комплексы по разделам и темам дисциплины ФИЗИКА.
Контрольно-измерительные материалы:
тестовые задания по темам курса;
обязательные контрольные работы, предусмотренные учебным планом.
Письменные проверочные работы по темам дисциплины.
Стенды.
Плакаты.
Технические средства обучения
Видеофильмы по тематике дисциплины.
Мультимедийные средства обучения (CD-диски).
Приборы и оборудование – согласно табелю оснащения кабинета физики.
3.2. Информационное обеспечение обученияДля студентов
Обязательные источники
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, А.В. Коржуев, О.В. Муртазина. — М., 2015.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Сборник задач. — М., 2013.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Решения задач. — М., 2015.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2010.
Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / под ред. Т.И.Трофимовой. — М., 2014.
Дополнительные источники
1. Учебник Физика 10 класс Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.
2. Учебник Физика 11 класс Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государ-ственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверж-дении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получе-ния среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2010.
Интернет- ресурсы
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов). wwww.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека). www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов). www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам). www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).
www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффек-тивность).
www.ru/book (Электронная библиотечная система). www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике). www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете). www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь науку»).
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект Устный контроль (индивидуальный и фронтальный).
Выполнение тестовых заданий.
Подготовка сообщений.
отличать гипотезы от научных теорий Взаимоконтроль.
делать выводы на основе экспериментальных данных Отчет по лабораторным работам.
Наблюдение и оценка выполнения практических действий.
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления Устный контроль (индивидуальный и фронтальный).
Подготовка сообщений.
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров Подготовка докладов, рефератов.
Поиск информации в Интернете.
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях Подготовка сообщений.
Поиск информации в Интернете.
применять полученные знания для решения физических задач Письменный контроль. Выполнение разноуровневых заданий.
определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле Отчет по лабораторным работам.
Тестирование.
измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей Отчет по лабораторным работам.
Наблюдение и оценка выполнения практических действий.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, транспортных средств, средств радио- и телекоммуникационной связи Практикоориентированные задания.
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды Подготовка сообщений.
Поиск информации в Интернете.
рационального природопользования и защиты окружающей среды знания:
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная Устный контроль (индивидуальный и фронтальный).
Письменный контроль. Тестирование.
Выполнение разноуровневых заданий.
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд Устный контроль (индивидуальный и фронтальный).
Письменный контроль. Тестирование.
Выполнение разноуровневых заданий.
Защита лабораторных работ.
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта Подготовка докладов, рефератов.
Поиск информации в Интернете.
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики