Методические указания к лабораторным работам по ОУД Химия технический профиль


13806320855МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ПО ХИМИИ
методические рекомендации для студентов 1 курса
специальность: 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств; 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования.
составитель: Митьковская Е.В., преподаватель ГБПОУ «ТХТТ».
Г. Тольятти
2016 г
Содержание
стр.
Правила техники безопасности при работе в лаборатории химии.
3
Рекомендации к оформлению отчета по лабораторным работам.
5
Лабораторная работа №1.
Реакции ионного обмена.
6
Лабораторная работа №2.
Испытание растворов солей индикаторами. Гидролиз солей.
7
Лабораторная работа №3.
Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, фосфат- и карбонат-ионы.
9
Лабораторная работа №4.
Общие свойства металлов. Свойства оксидов и гидроксидов железа, хрома и меди.
10
Лабораторная работа №5.
Окислительные свойства хроматов. Качественные реакции на ионы железа (Fe2+ , Fe3+).
12
Лабораторная работа №6.
Получение и свойства предельных и непредельных углеводородов.
13
Лабораторная работа №7.
Химические свойства спиртов и фенолов.
15
Лабораторная работа №8.
Химические свойства карбоновых кислот.
16
Лабораторная работа №9.
Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала.
17
Лабораторная работа №10.
Изучение свойств белков.
18
Литература
19
Приложения
20

Правила техники безопасности при работе в лаборатории химии.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех студентов.
Студенты могут находиться в лаборатории только в присутствии преподавателя.
В лаборатории химии запрещается принимать пищу и напитки.
Во время работы в лаборатории химии студенты должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам техники безопасности.
II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
Перед проведением экспериментальной работы каждый студент должен надеть халат.
При проведении эксперимента, связанного с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, студенты должны пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию преподавателя).
Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, студенты должны изучить и уяснить порядок выполнения предстоящей работы.
Приступать к проведению эксперимента студенты могут только с разрешения преподавателя.
III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
Во время работы в лаборатории химии студенты должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям преподавателя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
При выполнении лабораторных и практических работ студенты должны неукоснительно соблюдать правила техники безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус! Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
По первому требованию преподавателя студенты обязаны немедленно прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобновление работы возможно только с разрешения преподавателя.
Студентам запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.
Студентам запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.
Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах студенты должны немедленно сообщить преподавателю или лаборанту. Студентам запрещается самостоятельно убирать любые вещества.
Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.п. студенты обязаны сообщить преподавателю или лаборанту. Студентам запрещается самостоятельно устранять неисправности.
При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии студенты должны немедленно сообщить об этом преподавателю или лаборанту.
Запрещается оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности.
IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями преподавателя.
По окончании лабораторной и практической работ студенты обязаны вымыть руки с мылом.
Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.
V. АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ
При возникновении аварийных ситуаций во время занятий в лаборатории химии (пожар, появление посторонних запахов), не допускать паники и подчиняться только указаниям преподавателя.

Рекомендации к оформлению отчета по лабораторным работам.
Каждая лабораторная работа должна быть оформлена в виде отчета.
Отчет оформляется на листе формата А4 черной ручкой, четким аккуратным разборчивым почерком по образцу:
Лабораторная работа №1
Название лабораторной работы.
Цель работы: коротко основное (например, получить уксусную кислоту и изучить ее свойства.)
Опыт 1. Название опыта
Ход работы: коротко основное (например, собрали установку для получения уксусной кислоты (рис.1), в пробирку поместили ацетат натрия, добавили 5-6 капель Н2SO4 конц., содержимое пробирки нагрели)
Наблюдения: При нагревании в пробирке приемнике конденсируется белая прозрачная жидкость с резким запахом уксуса.
Уравнения реакций:
2 CH3COONa + Н2SO4 = 2 CH3COOH + Na2SO4

Рис.1. Установка для получения уксусной кислоты.
Вывод: Получили уксусную кислоту.
Опыт 2. Название опыта
Ход работы:
Наблюдения:
Уравнения реакций:
Вывод:
и т.д.
Отчеты по лабораторным работам хранятся в техникуме в папке-скоросшивателе.
Папка с отчетами сдается преподавателю после каждой лабораторной работы.
Папка с отчетами должна содержать: титульный лист (Приложение 1), содержание (Приложение 2), непосредственно отчеты по лабораторным работам (Приложение 3).
Каждый лист отчета, кроме титульного листа, должен содержать рамку для чертежей согласно требованиям ГОСТ 2.104—68. (Приложение 4).
Лабораторная работа №1. Реакции ионного обмена.
Оборудование: Штатив с пробирками.
Реактивы: р-р фенолфталеина (капельница),
Растворы кислот и щелочей 5%-ные: Растворы солей 5%-ные:
кислота серная H2SO4 ,
кислота соляная HCl ,
натрия гидроксид NaOH ,
алюминия сульфат Al2(SO4)3 ,
бария нитрат Ba(NO3)2 ,
натрия карбонат Na2CO3 ,
натрия сульфит Na2SO3 ,
натрия ортофосфат Na3PO4 ,
кальция хлорид CaCl2 ,
меди (II) сульфат CuSO4 .
Опыт 1. Реакции, идущие с образованием осадка.
В одну пробирку налейте 3-4 мл раствора сульфата меди (II), во вторую — столько же раствора хлорида кальция, а в третью — сульфата алюминия. В первую пробирку добавьте немного раствора гидроксида натрия, во вторую — раствор ортофосфата натрия, а в третью — раствор нитрата бария. Во всех пробирках образуются осадки.
Задание. Составьте уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Объясните, почему образовались осадки. Растворы каких еще веществ можно прилить в пробирки, чтобы выпали осадки? Составьте уравнения этих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Опыт 2. Реакции, идущие с выделением газа.
В одну пробирку налейте 3-4 мл раствора сульфита натрия, во вторую — такой же объем раствора карбоната натрия. В каждую из них добавьте столько же серной кислоты. В первой пробирке выделяется газ с острым запахом, во второй — газ без запаха.
Задание. Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Подумайте, какими еще кислотами можно было подействовать на данные растворы, чтобы получить аналогичные результаты. Составьте уравнения этих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Опыт 3. Реакции, идущие с образованием малодиссоциирующего вещества.
В одну пробирку налейте 3-4 мл раствора гидроксида натрия и добавьте две-три капли фенолфталеина. Раствор приобретает малиновый цвет. Затем прилейте раствор соляной или серной кислоты до обесцвечивания.
В другую пробирку налейте примерно 10 мл сульфата меди (II) и добавьте немного раствора гидроксида натрия. Образуется голубой осадок гидроксида меди (II). Прилейте в пробирку серную кислоту до растворения осадка.
Задание. Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде. Поясните, почему в первой пробирке произошло обесцвечивание, а во второй — растворение осадка. Каким общим свойством обладают растворимые и нерастворимые основания?
Лабораторная работа №2. Испытание растворов солей индикаторами.
Гидролиз солей.
Оборудование: Штатив с пробирками, СПИРТОВКИ, пробиркодержатели, пипетки, микрошпатель.
Реактивы: фенолфталеиновая и универсальная индикаторная бумага, фиолетовый раствор лакмуса, р-р фенолфталеина (капельница),
Сухие или концентрированные вещества: Растворы кислот и щелочей 5%-ные: Растворы солей 5%-ные:
натрия ацетат CH3COONa (кр.),
цинк Zn (гр.), кислота соляная HCl ,
натрия гидроксид NaOH ,
алюминия сульфат Al2(SO4)3 ,
натрия нитрат NaNO3 ,
натрия карбонат Na2CO3 ,
натрия хлорид NaCl ,
железа(III) сульфат Fe2(SO4)3 ,
железа(III) хлорид FeCl3 ,
меди (II) сульфат CuSO4 ,
цинка хлорид ZnCl2 .
Опыт 1. Испытание растворов солей индикаторами.
Для проведения опыта необходимы растворы хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата меди (II), гидроксида натрия, соляной кислоты, сульфата железа (III), хлорида железа (III); фенолфталеиновая и универсальная индикаторная бумага, лакмус.
В пробирки с растворами соляной кислоты, гидроксида натрия и водой опустите универсальную индикаторную бумагу. Наблюдайте, в каких пробирках изменился цвет бумаги. Сделайте вывод о значении рН данных растворов.
В растворы хлорида натрия, карбоната натрия, сульфата меди (II) опустите индикаторную бумагу. Наблюдайте изменения окраски индикаторов.
Задание. Сделайте вывод о реакции среды данных растворов. Подтвердите вывод уравнениями реакции гидролиза данных солей в молекулярной, ионной и сокращенной ионной форме.
Исследуйте растворы сульфата железа (III), хлорида железа (III) на индикатор (универсальный или лакмус).
Задание. Дайте объяснение наблюдаемому явлению и составьте ионные уравнения первой стадии реакций гидролиза этих солей.
Опыт 2. Гидролиз солей.
В четыре пробирки налейте по 1мл воды и по 1-2 капли фиолетового раствора лакмуса. В три пробирки введите 1-2 капли карбоната натрия, хлорида цинка и нитрата натрия. Четвертая пробирка служит для сравнения полученных окрасок.
Задание. Какие из испытуемых солей подвергаются гидролизу? Составьте уравнения гидролиза.

Опыт 3. Влияние температуры на гидролиз.
Приготовьте в пробирке раствор ацетата натрия, растворив один микрошпатель сухой соли в небольшом объеме воды. Добавьте к полученному раствору 1-2 капли индикатора фенолфталеина. Изменился ли цвет раствора? При каких значениях рН среды фенолфталеин бесцветен?
Полученный раствор нагрейте до кипения. Наблюдайте появление розовой окраски. Пробирку с горячим раствором охладите водопроводной водой под краном. Что наблюдается? Объясните наблюдаемые явления.
Задание. Напишите уравнения реакции гидролиза раствора ацетата натрия в молекулярной и ионно-молекулярной формах. Сделайте вывод о влиянии температуры на гидролиз.
Опыт 4. Взаимное усиление гидролиза.
В пробирку налейте 3-5 капель раствора сульфата алюминия. Какую реакцию среды имеет водный раствор этого вещества?
Добавьте к имеющемуся раствору такой же объем раствора карбоната натрия. Какую реакцию среды имеет водный раствор карбоната натрия?
После смешивания растворов наблюдайте образование белого осадка гидроксида алюминия и выделение пузырьков углекислого газа.
Задание. Напишите уравнение реакции обмена, приводящей к образованию карбоната алюминия. Какую информацию можно получить об этой соли из таблицы растворимости? Напишите уравнение протекающей практически полностью реакции гидролиза карбоната алюминия.
Опыт 5. Растворение активного металла в продуктах гидролиза.
В пробирку налейте 3-5 капель раствора сульфата меди (II). Какую реакцию среды имеет водный раствор этого вещества? Добавьте в раствор гранулу металлического цинка. Через 2-3 минуты можно заметить на поверхности цинка выделение меди и пузырьков водорода.
Задание. Напишите уравнения реакций:
•взаимодействия сульфата меди (II) с цинком,
•гидролиза сульфата меди (II),
•взаимодействие цинка с одним из продуктов гидролиза.

Лабораторная работа №3. Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, фосфат- и карбонат-ионы.
Оборудование: Штатив с пробирками, пипетки, шпатели.
Реактивы:
Сухие или концентрированные
вещества: Растворы кислот и щелочей: Растворы солей 5%-ные:
натрия гидрокарбонат NaHCO3 (кр.),
натрия карбонат Na2CO3 (кр.),
кальция карбонат CaCO3 (кр.),
магния карбонат MgCO3 (кр.),
кислота азотная HNO3 (конц), кислота соляная HCl (1Н), бария хлорид BaCl2 ,
натрия хлорид NaCl ,
натрия фосфат Na3PO4 ,
кальция хлорид CaCl2 ,
серебра (I) нитрат AgNO3 (капельница) или
свинца (II) нитрат Pb(NO3)2 .
Опыт1. Качественная реакция на хлорид-ион.
В одну пробирку налейте 1-2 мл разбавленной соляной кислоты, во вторую — столько же раствора хлорида натрия, а в третью — раствор хлорида кальция. Во все пробирки добавьте по нескольку капель раствора нитрата серебра (I) AgNO3 (или нитрата свинца (II) Pb(NO3)2 . Проверьте, растворяется ли выпавший осадок в концентрированной азотной кислоте (вытяжной шкаф).Задание. Напишите уравнения соответствующих химических реакций в молекулярном, ионном и в сокращенном ионном виде. Подумайте, как можно отличить: а) соляную кислоту от других кислот; б) хлориды от других солей; в) растворы хлоридов от соляной кислоты. Почему вместо раствора нитрата серебра (I) можно также использовать раствор нитрата свинца (II)?
Опыт 2. Качественная реакция на карбонат-ион.
В одну из четырех пробирок поместите MgCO3 , во вторую — CaCO3 , в третью — NaHCO3 , в четвертую — Na2CO3 . В каждую из пробирок прибавьте по 5-6 капель 1Н раствора соляной кислоты. Выделение CO2 сопровождается характерным шипением.
Задание. Составьте уравнение реакции в молекулярном, ионном и в сокращенном ионном виде.
Опыт 3. Качественная реакция на фосфат-ион.
В две пробирки налейте 6-7 капель раствора фосфата натрия. В первую пробирку добавьте несколько капель хлорида бария. Отметьте цвет выпавшего осадка. Во вторую прилейте раствор нитрата серебра. В присутствии фосфат-иона должен выпасть желтый осадок фосфата серебра, растворимый в азотной кислоте.
Задание. Составьте уравнение реакции в молекулярном, ионном и в сокращенном ионном виде.

Лабораторная работа №4. Общие свойства металлов. Свойства оксидов и гидроксидов железа, хрома и меди.
Оборудование: Штатив с пробирками, пипетки, СПИРТОВКИ, пробиркодержатели.
Реактивы:
Сухие или концентрированные
вещества: Растворы кислот и щелочей
5%-ные: Растворы солей 5%-ные:
алюминий Al (гр.),
железо Fe (гр.)
медь Cu (гр.),
цинк Zn (гр.),
кислота азотная HNO3 (конц),
кислота серная H2SO4 (конц.), кислота азотная HNO3 ,
кислота серная H2SO4 ,
кислота соляная HCl,
натрия гидроксид NaOH , меди (II) сульфат CuSO4 ,
свинца (II) нитрат Pb(NO3)2 ,
хрома сульфат Cr2(SO4)3 ,
хрома хлорид CrCl3 .
Опыт1. Взаимодействие металлов с разбавленной и концентрированной серной кислотой.
а)В три пробирки по кусочку положите металлического алюминия, цинка, меди, добавьте несколько капель разбавленной серной кислоты. Исходя из положения этих металлов в ряду напряжений, сделайте предположительный вывод о возможности протекания реакции между этими металлами и разбавленной серной кислотой. После доказательства взаимодействия металлов с кислотой опытным путем, отметьте различие в скорости протекания реакций.
б)Поместите в пробирку кусочек меди и добавьте 5-6 капель концентрированной серной кислоты (вытяжной шкаф). Какой газ образуется в результате реакции? Отметьте цвет раствора и сделайте вывод, какие ионы присутствуют в растворе. Составьте молекулярные уравнения и электронный баланс.
в)Поместите в пробирку кусочек цинка и добавьте 5-6 капель концентрированной серной кислоты (вытяжной шкаф). Пробирку немного подогрейте. Какой газ выделяется? Продолжайте нагревание. Наблюдается ли помутнение раствора? Объясните причину. Продолжайте нагревание. Почувствовали ли запах выделяющегося сероводорода?
Задание. Напишите уравнения происходящих реакций между цинком и концентрированной серной кислотой, отличающиеся друг от друга продуктами восстановления серной кислоты. Объясните разницу в действии концентрированной серной кислоты на цинк и медь, используя данные таблицы нормальных электродных потенциалов. В чем принципиальное отличие этих реакций от реакции взаимодействия их с разбавленной серной кислотой.

Опыт 2. Взаимодействие металлов с разбавленной и концентрированной азотными кислотами:
а)в две пробирки поместите по кусочку меди и цинка и добавьте 5-6 капель концентрированной азотной кислоты (вытяжной шкаф). Какой газ выделяется? Напишите молекулярное уравнение и составьте электронный баланс. Исходя из значений электродных потенциалов, ответьте на вопрос, какие металлы взаимодействуют с концентрированной азотной кислотой;
б)в две пробирки положите по кусочку металлических цинка и меди. Добавьте в обе пробирки по 5-6 капель разбавленной азотной кислоты. Составьте молекулярные уравнения и электронно-ионные уравнения для процессов окисления-восстановления.
Задание. Как меняется восстановительная активность металлов в зависимости от положения в ряду напряжений? Как взаимодействуют металлы с разбавленными кислотами?
Опыт 3. Взаимодействие алюминия с кислотами:
в три пробирки опустите по одному кусочку алюминия и прилейте немного раствора кислот: в первую — H2SO4 , во вторую — HCl , в третью — HNO3 . В какой пробирке энергичнее идет реакция, а в какой нет изменений? (Вспомните, что защитная пленка оксида алюминия быстрее растворяется в присутствии анионов хлора, а в азотной кислоте алюминий пассивируется).
Задание. Напишите уравнения реакций оксида алюминия с серной и соляной кислотами, а затем алюминия с теми же кислотами.
Опыт 4. Взаимодействие металла с солью другого металла:
в две пробирки внести по 12-15 капель раствора сульфата меди и нитрата свинца. В первую положить немного металлического железа, во вторую — цинка. Наблюдать происходящие реакции, составить уравнения. Сделать вывод, в каких случаях происходит постепенное вытеснение металлов из их солей.
Опыт 5. Свойства гидроксида хрома (III):
налейте в пробирку 5-7 капель раствора хрома (III) и прибавьте туда по каплям раствор гидроксида натрия до образования серо-зеленого осадка. Распределите осадок на две пробирки. В одну из них прибавьте раствор гидроксида натрия, в другую — разбавленный раствор соляной кислоты. В обоих случаях добейтесь полного растворения осадка.
Задание. Составьте уравнения реакций.

Лабораторная работа №5. Окислительные свойства хроматов. Качественные реакции на ионы железа (Fe2+ , Fe3+).
Оборудование: Штатив с пробирками, пипетки.
Реактивы:
Растворы кислот и щелочей
5%-ные: Растворы солей 5%-ные:
кислота серная H2SO4 ,
калия гидроксид КOH ,
натрия гидроксид NaOH , калия гексациано-(III) феррат К3[Fe(СN)6] ,
калия гексациано-(II) феррат К4[Fe(СN)6] ,
калия дихромат K2Cr2O7 ,
калия иодид KI ,
калия роданид KSCN или
аммония роданид NH4SCN,
железа (II) сульфат FeSO4 ,
железа (II) хлорид FeCl2 ,
железа (III) сульфат Fe2(SO4)3 ,
железа (III) хлорид FeCl3 .
Опыт 1. Окислительные свойства соединений хрома (VI):
в пробирку внесите 6-7 капель раствора дихромата калия, 2-3 капли раствора серной кислоты и 3-4 капли раствора иодида калия. Как изменилась окраска раствора? Напишите уравнение реакции.
Опыт 2. Качественные реакции иона железа Fe2+.
Образование турнбулевой сини. К 2-3 каплям раствора железа (II) добавьте каплю кислоты, несколько капель воды и каплю раствора гексациано-(III) феррата калия (красной кровяной соли). Наблюдайте появление осадка турнбулевой сини.
Опыт 3. Качественные реакции иона железа Fe3+.
а)Получение берлинской лазури. К 2-3 каплям раствора железа (III) добавьте каплю кислоты, несколько капель воды и каплю раствора гексациано-(II) феррата калия (желтой кровяной соли). Наблюдайте появление осадка берлинской лазури.
Задание. Составьте уравнение реакции. Если К4[Fe(СN)6] взят а избытке, то вместо берлинской лазури может образоваться ее коллоидная форма. Исследуйте отношение берлинской лазури к действию щелочи. Что наблюдается?
б) Получение роданида железа (III). К нескольким каплям раствора соли железа добавьте каплю раствора роданида калия или аммония NH4SCN.
Наблюдайте изменение цвета раствора.
Задание. Составьте уравнение реакции. Исследуйте отношение роданида Fe(SCN)3 к щелочам и объясните наблюдаемое явление.

Лабораторная работа №6. Получение и свойства предельных и непредельных углеводородов.
Оборудование: Штатив с пробирками, штативы с лапками, песок, пробки с газоотводными трубками, СПИРТОВКИ, кристаллизаторы.
Реактивы: смесь этилового спирта C2H5OH и концентрированной серной кислоты H2SO4 (соотношение 1:3), бромная вода Br2aq,
Сухие или концентрированные
вещества: Растворы солей 5%-ные:
натрия ацетат CH3COONa (кр.),
натронная известь (смесь NaOH+Ca(OH)2) ,
кальция карбида СаС2 ,
калия перманганат KMnO4 .
Опыт 1. Получение и свойства метана.
В лабораториях метан получаю нагреванием смеси ацетата натрия с натронной известью (NaOH+Ca(OH)2)
В сухую пробирку, снабженную пробкой с газоотводной трубкой, поместите смесь из обезвоженного ацетата натрия и натронной извести (высота слоя 4-6 мм, вещества необходимо хорошо перемешать). Соберите прибор, как показано на рисунке (Рис. 1.). Укрепите пробирку в зажиме штатива горизонтально и нагрейте смесь в пламени спиртовки.

Рис. 1. Установка для получения метана. Подожгите выделяющийся газообразный метан у конца газоотводной трубки. Метан горит голубоватым пламенем.
Нагревая реакционную смесь, пропустите выделяющийся метан поочередно в пробирки с раствором перманганата калия и бромной воды.
Задание. Напишите уравнение реакции, происходящей между ацетатом натрия и гидроксидом натрия. Напишите уравнение реакции горения метана. Почему метан не обесцвечивает раствор перманганата калия и бромную воду?

Опыт 2. Получение и свойства этилена.
Соберите прибор, как показано на рисунке (Рис. 2).
В пробирку, укрепленную в штативе, налейте 5 мл выданной вам смеси этилового спирта с серной кислотой (1:3), добавьте в смесь немного песка (для равномерного кипения жидкости). Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Смесь нагревайте осторожно на пламени спиртовки.
Когда начнется выделение этилена, пропускайте газ в пробирку с 2-3 мл бромной воды. Как только бромная вода обесцветится, смените пробирку и пропускайте этилен через подкисленный раствор перманганата калия.
После обесцвечивания раствора перманганата калия газоотводную трубку необходимо вынуть из пробирки и повернуть ее отверстием вверх. Подожгите выделяющийся этилен. Обратите внимание на характер пламени (светящееся или бесцветное). Затем погасите пламя спиртовки.
Задание. Объясните наблюдаемые явления. Составьте уравнения реакций.

Рис. 2. Установка для получения этилена.
Рис. 3. Установка для получения ацетилена.
Опыт 3. Получение ацетилена и его свойства.
Соберите прибор как показано на рисунке (Рис. 3).
Поместите в пробирку кусочек карбида кальция СаС2 , затем налейте ¼ пробирки воды. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, имеющей оттянутый конец. Наблюдайте происходящую реакцию.
Подожгите выделяющийся газ.
Пропустите полученный ацетилен через бромную воду и раствор KMnO4 до их обесцвечивания.
Задание. Напишите уравнения реакции получения и горения ацетилена. Напишите уравнения реакций взаимодействия ацетилена с бромом, обесцвечивания раствора KMnO4. Объясните наблюдаемые явления.

Лабораторная работа №7. Химические свойства спиртов и фенолов.
Оборудование: Штатив с пробирками, СПИРТОВКИ, пробиркодержатели.
Реактивы: бромная вода Br2aq,
Сухие или концентрированные
вещества: Растворы кислот и щелочей
5%-ные: Растворы солей 5%-ные:
бензол C6H6 ,
глицерин C3H5(OH)3 ,
спирт этиловый C2H5OH ,
фенол C6H5OH, кислота серная H2SO4 ,
калия гидроксид КОН,
натрия гидроксид NaOH ,
калия дихромат K2Cr2O7 ,
меди (II) сульфат CuSO4 .
Опыт 1. Окисление спиртов.
Налить в пробирку 1-3 мл раствора K2Cr2O7 , 2 мл разбавленной серной кислоты и прибавить примерно 1 мл этилового спирта. Осторожно нагреть пробирку. Заметить слабый запах уксусного альдегида и изменение окраски раствора. Дихромат калия выполняет роль окислителя.
Задание. Составьте уравнение реакции.
Свойства глицерина.
Опыт 2. Растворимость глицерина в воде.
В пробирку с 0,5 мл воды добавьте порциями по 0,5 мл, тщательно взбалтывая содержимое, 2 мл глицерина. Какие выводы можно сделать о растворимости глицерина в воде?
Опвт 3. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).
К 1 мл раствора щелочи в пробирке добавьте равное количество раствора медного купороса. К образовавшемуся раствору гидроксида меди (II) прилейте 0,5 мл глицерина.
Задание. Объясните, какие изменения произошли. Составьте уравнения реакций. Будут ли наблюдаться такие же изменения, если вместо глицерина добавить этиловый спирт?
Свойства фенолов.
Опыт 4. Взаимодействие фенола с бромной водой.
К 1 мл водной эмульсии фенола добавьте равное количество бромной воды Взболтайте смесь. Объясните, какие изменения произошли. Составьте уравнение реакции. Будут ли наблюдаться такие же изменения, если вместо фенола взять бензол?
Опыт 5. Взаимодействие фенола с раствором щелочи.
К 1 мл водной эмульсии фенола добавьте несколько капель раствора щелочи.
Задание. Объясните, какие изменения произошли. Составьте уравнение реакции.

Лабораторная работа №8. Химические свойства карбоновых кислот.
Оборудование: Штатив с пробирками, пробки резиновые для пробирок, СПИРТОВКИ, пробиркодержатели, пипетки.
Реактивы: раствор мыла, р-р фенолфталеина (капельница), бромная вода Br2aq,
Сухие или концентрированные
вещества: Растворы кислот и щелочей
5%-ные: Растворы солей 5%-ные:
Олеиновая кислота C17H33СОOH,
кислота уксусная CH3СОOH ,
калия карбонат К2CO3 ,
калия перманганат KMnO4 ,
кальция хлорид CaCl2 ,
натрия карбонат Na2CO3 ,
натрия ацетат CH3COONa,
железа(III) хлорид FeCl3 .
Опыт 1.Образование солей.
а) К 0,5 мл раствора карбоната натрия прилейте равное количество разбавленной уксусной кислоты. Раствор начинает пениться. Объясните это явление. Составьте уравнение реакции,
б) В пробирку с раствором мыла добавьте несколько капель раствора хлорида кальция. Выпадет белый осадок нерастворимой соли.
Задание. Составьте уравнение реакции.
Опыт 2. Гидролиз солей.
а) В пробирку поместите 0,5 мл уксуснокислого натрия и добавьте равное количество хлорида железа (III). Появляется желтовато-красное окрашивание. После нагревания раствора выпадают хлопья красно-бурого цвета. Что происходит?
Задание. Составьте уравнение реакции.
б) В пробирку с раствором мыла добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. Объясните появление розовой окраски.
Задание. Составьте уравнение реакции гидролиза мыла — натриевой соли стеариновой кислоты.
Опыт 3. Непредельный характер олеиновой кислоты.
а) Окисление олеиновой кислоты.
В пробирку поместите 2 капли олеиновой кислоты, 2 капли перманганата калия, 1 каплю раствора карбоната калия. Встряхните пробирку. Розовая окраска раствора исчезает, что указывает на окисление олеиновой кислоты по месту двойной связи. Составьте уравнение реакции,
б) Присоединение брома к олеиновой кислоте. В пробирку налейте 0,5 мл бромной воды, добавьте 3-4 капли олеиновой кислоты и энергично взбалтывайте до обесцвечивания раствора.
Задание. Составьте уравнение реакции.

Лабораторная работа №9. Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала.
Оборудование: Штатив с пробирками, пипетки, ложка для крахмала, стакан на 50 мл, стакан на 250 мл, плитки электрические, СПИРТОВКИ, пробиркодержатели.
Реактивы:
Сухие вещества и растворы: Растворы кислот и щелочей
5%-ные: Растворы солей 5%-ные:
крахмал (C6H10O5)n ,
р-р глюкозы C6H12О6 ,
р-р сахарозы C12H22О11 ,
р-р йода I2 , калия гидроксид КОН,
натрия гидроксид NaOH , кальция хлорид CaCl2 ,
меди (II) сульфат CuSO4 .
Опыт 1.Окисление глюкозы гидроксидом меди (II).
К 1 мл раствора щелочи в пробирке добавьте несколько капель раствора медного купороса. К образовавшемуся осадку гидроксида меди (II) прилейте равный объем раствора глюкозы. Объясните, какие изменения произошли.
Задание. Составьте уравнение реакции.
Опыт 2. Взаимодействие сахарозы с гидроксидами металлов.
а)Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II).
Получите гидроксид меди (II) способом, описанным в предыдущем опыте, и к 1 мл осадка гидроксида меди (II) прибавьте 1 мл раствора сахарозы. Объясните, какие произошли изменения. Составьте уравнение реакции.
б)Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция.
К 1 мл раствора хлорида кальция добавьте несколько капель раствора щелочи (до образования мутного раствора). Затем прилейте 2 мл раствора сахарозы.
Объясните, какие произошли изменения. Составьте уравнения реакций.
Опыт 3. Свойства крахмала
Приготовьте крахмальный клейстер: четверть чайной ложки крахмала взболтайте в стакане с 20 мл воды. Вылейте эту смесь при перемешивании в стакан с горячей водой (50 мл), прокипятите. Налейте в пробирку 2-3 мл крахмального клейстера и добавьте каплю йода.
Задание. Составьте уравнение реакции. Какие наблюдаются изменения? Обладает ли крахмал восстановительными свойствами? Ранее описанным способом получите гидроксид меди (II). К 1 мл осадка гидроксида меди добавьте 1 мл крахмального клейстера. Наблюдаются ли какие-нибудь изменения? Восстанавливает ли крахмал гидроксид меди (II)?
Опыт 4. Гидролиз крахмала.
Маленький кусочек черного хлеба тщательно разжуйте и поместите в пробирку со свежеприготовленным осадком гидроксида меди. На грейте смесь.
Задание. Объясните, какие произошли изменения. Составьте уравнения реакций.

Лабораторная работа №10. Изучение свойств белков.
Оборудование: Штатив с пробирками, СПИРТОВКИ, пробиркодержатели.
Реактивы: раствор белка, молоко, бульон, мука и др.
Сухие или концентрированные
вещества: Растворы кислот и щелочей
5%-ные: Растворы солей 5%-ные:
аммиак 25% NН3 ,
кислота азотная HNO3 (конц),
калия гидроксид КОН,
натрия гидроксид NaOH , меди (II) сульфат CuSO4 ,
Опыт 1. Свертывание белков при нагревании.
Налейте в пробирку 1 мл раствора яичного белка и нагрейте в пламени спиртовки до кипения. Обратите внимание на образование хлопьев в пробирке. Попробуйте растворить выпавший белок, добавляя воду в пробирку. Растворяется ли он? Обратима или необратима данная реакция?
Опыт 2. Ксантопротеиновая реакция.
К 1 мл раствора белка в пробирке добавьте 2-3 капли (осторожно!) концентрированной азотной кислоты. Нагрейте содержимое пробирки. Осадок белка окрашивается в желтый цвет.
Эта реакция основана на нитровании ароматических колец, входящих в состав аминокислот, образующих белок (тирозин, триптофан). Охладите смесь и добавьте к ней по каплям избыток концентрированного раствора аммиака или разбавленной щелочи. Окраска становится оранжевой.
Опыт 3. Биуретовая реакция.
К 1 мл раствора белка в пробирке добавьте 1 мл раствора щелочи, а затем по каплям добавляйте раствор медного купороса. Вначале появляется красноватая окраска, которая переходит затем в красно-фиолетовую и далее – в сине-фиолетовую.
Опыт 4. Обнаружение белков в продуктах питания.
Белки входят в состав многих продуктов питания: молока, пшеничной муки, мяса и т.д. Выберите из этого списка любой продукт и, пользуясь описанием опытов (см. выше), докажите, что в них действительно есть белки. Запишите ход эксперимента, свои наблюдения и вывод.

Литература
1. Саенко О. Е. Химия для колледжей: учебник. – Ростов н/Д : Феникс, 2009.
2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н. М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
4. www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
5. www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
6. www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
7. www. xumuk. ru (сайт о химии).
8. www. hemi. nsu. ru (А. В. Мануйлов, В. И. Родионов. Основы химии. Интернет-учебник).
9. www. chemistry. ssu. samara. ru (Г.И. Дерябина, Г.В. Кантария. Интерактивный мультимедиа учебник. Органическая химия).
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Специальность ___________
ОТЧЕТ
по лабораторным работам
ОД.06. Химия
Студента группы_____________
_____________________________________
ф.и.о.
Дата___________Подпись_______________
Проверил преподаватель
______________________________________
ф.и.о.
Оценка_________
Дата____________Подпись _____________

Приложение 2
Содержание
1 Реакции ионного обмена.
2 Испытание растворов солей индикаторами. Гидролиз солей.
3 Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, фосфат- и карбонат-ионы.
4 Общие свойства металлов. Свойства оксидов и гидроксидов железа, хрома и меди.
5 Окислительные свойства хроматов. Качественные реакции на ионы железа (Fe2+ , Fe3+).
6 Получение и свойства предельных и непредельных углеводородов.
7 Химические свойства спиртов и фенолов.
8 . Химические свойства карбоновых кислот.
9 Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала.
10 Изучение свойств белков.
15.02.07 АТП-115 01
Подп. Дата Разраб. Иванов Отчет по лабораторным работам Лит. Лист Листов
Пров. Петров у 2 12
ТХТТ
Приложение 3
Лабораторная работа №1
Получение уксусной кислоты и изучение ее свойств.
Цель работы: получить уксусную кислоту и изучить ее свойства.
Опыт 1. Получение уксусной кислоты
Ход работы: собрали установку для получения уксусной кислоты (рис.1), в пробирку поместили ацетат натрия, добавили 5-6 капель Н2SO4 конц., содержимое пробирки нагрели.

Рис.1. Установка для получения уксусной кислоты.
Наблюдения: При нагревании в пробирке приемнике конденсируется белая прозрачная жидкость с резким запахом уксуса.
Уравнения реакции:
2 CH3COONa + Н2SO4 = 2 CH3COOH + Na2SO4
Вывод: С помощью данного способа уксусную кислоту можно получить в лабораторных условиях.
Опыт 2. Взаимодействие уксусной кислоты с солями.
Ход работы: Полученную в опыте 1 кислоту разбавили в 2 раза. В пробирку добавили раствор Na2CO3 .
Наблюдения:
выделяется газ
Уравнения реакции:
2 CH3COOH + Na2CO3 = 2 CH3COONa + CO2 + Н2O
Вывод: Уксусная кислота взаимодействует с карбонатом натрия, так же как неорганические кислоты. Реакция идет до конца, так как выделяется газ.

15.02.07 АТП-115 01 Лист
3
\s