Статья по теме: Методы и формы современного урока


Статья по теме: Методы и формы современного урока
МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция.
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
г) Метод проектов
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
ФОРМЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
Урок-лекция
Лекционная форма проведения уроков целесообразна при изучении нового материала, мало связанного с ранее изученным; подаче информации крупными блоками
Урок-семинар
Случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров: при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки учащимися; после проведения вводных, установочных и текущих лекций;
Урок-зачет
Основная цель его состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями,
Урок-практикум
Основной формой их проведения являются практические и лабораторные работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и уменийОсновным способом организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы.
Урок – путешествие.
Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Экскурсоводом (инструктором) может быть учитель или заранее подготовленный ученик.
Нетрадиционные формы урока:
урок-игра; смотр знаний;
урок-спектакль; круглый стол или конференция;
урок-зачет; пресс-конференция;
урок-КВН; ролевые игры;
урок фантазирования; деловая игра;
урок взаимообучения; исполнение сказочного сюжета;
урок-диспут; игра «Волшебный конверт»;
урок-турнир; игра «Следствие ведут знатоки»;
урок-эврика; мозговая атака;
урок-конкурс; аукцион знаний;
урок-викторина; актуальное интервью;
урок творчества; имитационно-ролевое моделирование;
урок-путешествие; моделирование мышления учащихся;
урок открытых мыслей; лекция-провокация;
урок-восхождение; межпредметный интегрированный урок;
урок-соревнование; лекция вдвоем;
урок-диалог; математический хоккей;
урок-брифинг; лекция-диалог
урок-лекция: лекция-конференция;
урок-практикум урок-состязание;