Внеклассное мероприятие, посвященное освобождению Воронежа от немецко-фашистских захватчиков.


Сценарий мероприятия, посвящённого годовщине освобождения г Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. Оборудование: Плакаты: «Никто не забыт, ничто на забыто», «25 января 1943 – 25 января 2017 г. Рисунки учащихся, посвященные военной тематике. Портрет А.Жигулина. Книга Жигулина «Черные камни», стихи поэта о войне.
Цели: • Познакомить учащихся с прозой и поэзией А.Жигулина, посвященной истории родного города во время ВОВ.• Подвести к пониманию того, что Воронежская область внесла заметный вклад в победу над врагом. • Показать героизм советских людей, солдат, проявленный в сражении за Воронеж. • Воспитывать у учащихся интерес к истории своего края, любовь к Отечеству, формировать активную гражданскую позицию.
Ход мероприятия
1 ведущий:
-С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы ВОВ. Эта война была тяжелым испытанием, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не померкнет подвиг солдата, стоявшего на смерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу. И наш долг- передать память о немеркнущем подвиге и уважение к стойкости, мужеству и беззаветной любви к своему Отечеству следующим поколениям.В историю войны вошли города, ставшие примером массового героизма их защитников. Среди них и наш родной город. В 2017году исполняется 74 года со дня освобождения города от немецко-фашистких захватчиков.
1 слайд (современный город), музыкальная пауза.
Стихотворение Жигулина «Воронеж, родина, любовь» читает 1 ведущий:
Воронеж!.. Родина. Любовь.
Все это здесь соединилось.
В мой краткий век,
Что так суров,
Я принимаю, словно милость,
Твоей листвы звенящий кров.
Согрей меня скупою лаской,
Загладь печальные следы.
И приведи на мост Чернавский,
К раскатам солнечной воды.
И как навязчивая морочь,
Как синих чаек дальний плач,
Растает вдруг пустая горечь
Московских бед и неудач.
И что ты там, судьба, городишь?!
Тебе вовек не сдамся я,
Пока на свете есть Воронеж —
Любовь и родина моя!
2 ведущий:
-Можете ли вы представить, что на месте этих красивых домов и скверов были развалины? Все было стерто с лица земли, кругом только смерть, горе и страдания людей.
2 слайд (разрушенный Воронеж)
2 ведущий:
-Это не картинка из фильма ужасов. Это было наяву, в нашем родном городе, когда туда пришла война. Великая Отечественная война.
Сегодня мы увидим лицо этой войны, причем не абстрактное, а конкретное. А помогать нам в этом будет воронежский поэт и прозаик Анатолий Жигулин и его произведения.
В своей автобиографической книге «Черные камни» в первой главе писатель рассказывает, как он, 12-летний мальчишка, увидел и пережил войну, пришедшую неожиданно в родной город.
1 ученик, читающий отрывок из 1 главы «Истоки судьбы» книги А.Жигулина «Черные камни» :-2 июля 1942 года тихим-тихим, ранним, молочным летним утром проводила мама меня и брата моего Славу в детский санаторий в селе Чертовицком. Это километрах в 20-25 севернее Воронежа – но Задонскому шоссе и направо. Нас отправили рекой на барже, которую тянул катер-буксир. Много было детей. Плыли долго, часа четыре. Дня через два-три поползли слухи: немцы прорвали фронт.
Руководство санатория приняло решение отвезти детей в город к родителям. Маленький санаторский автобус был набит до отказа. Я успел втиснуться, но для Славки уже не было места, а оставить его я не мог и не хотел. Пришлось ждать второго рейса. Не дождавшись, узнали позже: вблизи города в автобус попала бомба, прямое попадание.
4 слайд (воздушная бомбардировка города)
2 ученик:
-Город зверски бомбили. Жара. Ясное безоблачное небо. Тишина. Только слышно, как трещат горящие дома. Спокойно, строем – один за другим – «юнкерсы» подходят к цели и, даже не пикируя, сбрасывают бомбы на левый берег – на авиационные наши заводы, на завод синтетического каучука, знаменитый СК-2… Двадцать, тридцать, пятьдесят, сто, сто двадцать самолетов! Стирают город с лица земли. И что обидно, удивительно и странно – ни одна зениточка не выстрелила, ни одна винтовка!
Танковые части, не помню какого генерала, в считанные часы прошли 200 километров и ворвались в Воронеж. Они вошли в город со стороны Семилук по железнодорожному мосту через Дон. Наши саперы не успели его взорвать. А с Чернавским мостом получилось еще хуже. Его заминировали, были начеку. Услышали грохот машин на Петровском спуске и взорвали мост… перед нашими отступающими частями, Им пришлось повернуть назад и, неся тяжелые потери, пробиваться к Задонскому шоссе.
1 ученик:
-А мы со Славкой пытались пройти в горящий Воронеж. Но навстречу катилась беспорядочная масса отступающих машин, повозок, бойцов. Мы шли обочиной. Низко летали самолеты. Ясно были видны черные кресты на крыльях. Листовки: «Граждане Воронежа! Доблестная германская армия пришла к вам, чтобы освободить вас от тирании жидов и коммунистов!..»
Раздался необычный, какой-то железный, страшный, густой свист, нарастающий и дикий. Кто-то крикнул:
– Бомба!..
В ужасе бросились мы на землю, на траву под деревьями. Прогрохотал взрыв, ударило волной в уши, сознание померкло, заходила, заколыхалась земля. Мы лежали, обняв друг друга за плечи, держась за корявые корни дуба. Смрадный запах тротила. И тишина. Когда встали, увидели: все вокруг изуродовано. Черные ямы воронок. И всюду – на траве, на деревьях – кровь, земля, куски человеческих тел.
Стоны раненых. Четверых красноармейцев мы положили на телегу – с нами были еще другие дети, была девушка-пионервожатая и еще кто-то из взрослых, видимо, санаторский кучер. Вернулись в санаторий, он был уже пустым. Раненые к утру умерли. Могилу им вырыли (и я тоже копал) в санаторском саду. А ночью мы почти не спали. На юге в полнеба полыхало зарево – горел Воронеж.
3 ученик:
-На следующий день начались наши скитания. Небольшой группой мы ушли в лес: несколько детей, пионервожатая и чья-то мама (за кем-то она приехала, но вернуться в Воронеж уже не смогла). Шли лесными дорогами, но даже они прочесывались «мессершмиттами». Несколько раз попадали под пулеметный огонь. К вечеру пришли в село Старое Животинное, там ночевали. Рано утром нас переправили на большом черном смоляном баркасе на левый берег реки Воронеж. Когда шли к лесу открытым лугом, нас снова обстрелял немецкий самолет.
Около месяца мы жили на кордоне Песчаном. Было относительно спокойно. Иногда приходили партизаны. Там наблюдали мы неравный воздушный бой. Несколько «мессеров» атаковали наш истребитель, видимо, И-15. Летчик сбил одну вражескую машину, но и его самолет загорелся. Летчик выпрыгнул, но слишком рано раскрыл парашют. Немцы на наших глазах буквально иссекли летчика из пулеметов.
Стихотворение «Кордон песчаный» читает 4 ученик.
Спустился летчик, весь иссеченный,
На мягкий мох березняка,
Над ним в слезах склонились женщины -
Жена и дочка лесника...

И мы с братишкой в яму черную
Смотрели, стоя под сосной.
Мы были просто беспризорными
Той неуютною весной.

Потом у маленького озера,
Где самолет упал вдали,
Двух карасей мелочно-розовых
В прибрежной тине мы нашли.

Под ивой, перебитой крыльями,
Без соли - не достать нигде -
В консервной банке их сварили мы,
В бензином пахнущей воде...

Кордон Песчаный!..
Пойма топкая,
Худой осинник на пути!
Хочу опять сырыми тропками
В твои урочища пройти.

Хочу опушками сорочьими
Пройти к дымящейся реке...
Хочу найти могилу летчика
В сухом и чистом сосняке.
Слайды «Освобожденный Воронеж»
5 ученик:
-25 января 1943 года наши войска вступили в Воронеж. Отход противника прикрывали некоторые немецкие части, а южнее Воронежа – итальянский альпийский корпус. Город был совершенно пуст и как бы прозрачен – от кирпично-розовых развалин, от белого снега.
Ни одной живой души… Кого не расстреляли – угнали. Неизвестно, что сталось с матерью, с сестрой… И город – как чужой, и нет родного дома. А любовь к родному городу занимала много места в моем детском, потом юношеском сердце. Позже иные боли и потрясения потеснили ее. Но в детстве и ранней юности я любил Воронеж любовью особенной – одухотворенной, щемящей, заинтересованной. Мы гордились своим городом, его историей, каждым малым его достоинством. Вот почему при встрече с разрушенным, сгоревшим Воронежем боль была такой долгой и неутешной.
Стихотворение «Больше многих других потрясений» читает 6 ученик:
Больше многих других потрясений,Что отпущены щедрой судьбой,Помню солнечный день предвесенний,Помню город разрушенный мой.Бело-розовый, зыбкий - от снега.От кирпичных разрубленных стен, -Он теснился до самого неба,Словно в белом тумане летел.Незнакомый, притихший, суровый -Словно призрачный дымный погост...А вдали золотился сосновый,Наведенный саперами мост.На ступенях знакомого спуска,Ах, как сердце забилось тогда!Вот и домик на улице узкой...Но была за углом пустота...Только виделись дальние дали -Необычно, просторно, светло.Только черные птицы леталиИ поземкой с обрыва мело.Тополей обгорелые руки.Обнаженный пролет этажа...В первый разСодрогнулась от мукиЗащищенная детством душа.
Ученик 7:
-Сейчас разыскивают без вести пропавших героев войны. Находят иногда чудом сохранившиеся документы убитых, записки в гильзах и тому подобное. А во время войны (да и несколько лет после нее) десятки тысяч трупов в полях и в лесах вокруг Воронежа лежали незахороненными. Путешествуя по тем местам пешком или на велосипедах, мы, мальчишки, видели это своими глазами.
Поле боя между Воронежем и Подгорным мне особенно хорошо известно: каждое лето мы с ребятами ездили через него на велосипедах на Дон – купаться, ловить рыбу. На наших глазах это поле меняло облик. В сорок девятом году останки убитых наконец собрали и захоронили у Задонского шоссе около города в большой братской могиле. Сейчас над могилой памятник погибшим в боях за Воронеж.
Стихотворение «Поле боя» читает 8 ученик:
О, поле боя, поле боя!..Воронеж. Мне двенадцать лет. И солнце светится рябоеНа змейках пулеметных лент.
Нам повезло невероятно.Растаял снег, ушла зима.Винтовочных и автоматныхПатронов всюду Просто тьма.
Наверно, в тех кустах полынныхПо комьям плачущей землиМеж черных проволочек длинныхНас Божьи ангелы вели...
Там был один окоп оплывший. И в нем, откинувшись назад,Стоял, как памятник, -Застывший,Погибший осенью солдат.
Худой, остриженный, белесый...И прямо в середину лбаОсколком черного железаЕго отметила судьба.
 Песок по брустверу ссыпался.Былинки ежились, шурша. Сжимали скрюченные пальцы Чуть поржавевший ППШ.
 Немая горечь той картиныИз детской памяти ушла,Но, словно взрывом старой мины, Сегодня сердце обожгла.
 
Музыкальная пауза Песня «Баллада о солдате» М..Матусовского, В.Соловьева-Седого.
Слайды памятников и памятных мест Воронежа и области.
9 ученик:
-Много памятников и обелисков на Воронежской земле. Это память народная о тех, кто отдал свои жизни за нас. Во многих городах и селах области и самом Воронеже, благодарные земляки воздвигли 10-ки обелисков, бюстов, мемориальных досок, хранящих их память о подвигах воронежцев и защитников города. В Воронеже находится 17 памятников воинской доблести, в области 22 памятника солдатской славы, 18 памятников воронежцам – Героям Советского Союза.
Об одном из этих памятников пишет Жигулин в своей книге.
Слайд «Песчаный лог»
Много жителей расстреляли немцы в Песчаном Логу на южной окраине Воронежа. Это наш воронежский Бабий Яр. О Песчаном Логе меньше пишут, меньше известно. Может быть, потому что там зарыто меньше людей?… Но никто не должен быть забыт!…
Стихотворение «Песчаный лог» читает 10 ученик.
1 ведущий:
-Воронеж выдержал труднейшее испытание, он выстоял и победил. Но эта победа была достигнута дорогой ценой. Когда пришел понедельник 25 января 1943 года и в правобережной части Воронежа прогремел последний выстрел, всюду громоздились руины. Не было ни кварталов, ни улиц, ни площадей, ни дворов. Семимесячные уличные бои превратили в развалины двадцать тысяч зданий. Вырублены сады и парки, уничтожены культурные ценности и памятники архитектуры, похищены и увезены в Германию бронзовые статуи Ленина и Петра 1. Ущерб, причиненный городу гитлеровцами, выразился в огромной сумме – в пять миллиардов рублей. По степени разрушений, нанесенных городу, Воронеж уступал только Сталинграду и Севастополю и вошел в число 15 наиболее разрушенных городов страны.
2 ведущий:
-Израненная пожаром войны воронежская земля уже успела залечить свои раны, но память людская бережно хранит и никогда не забудет имена тех, кто спас наш город от гитлеровцев, принес Воронежу мир, свободу и счастье! Слайд (Современный город, площадь Победы)Объявляется минута молчания. Слайд метроном.
 Все выступающие вместе:- Люди, покуда сердца стучатся Помните! Какою ценой завоевано счастье!
Заклинаю! Помните!