Роль песни на уроке английского языка


Роль песни в обучении английскому языку на старшем этапе обучения.
Сасина Татьяна Михайловна
преподаватель Щигровского филиала «Советского социально-аграрного техникума имени В. М. Клыкова»
Исследования последних лет доказывают, что особое значение для повышения эффективности и усиления мотивации изучения иностранного языка имеет целенаправленное влияние на эмоциональную сферу тех, которых учат, и, в первую очередь, на эмоциональную память. Немаловажную роль влияния на эмоции тех, которых учат, играют музыкальный и ритмопластический компонент занятий. Будучи одним из наиболее ярких средств эстетического воспитания, музыка оказывает непосредственное влияние на чувство ребенка, формирует его моральный вид, закладывает основы общей культуры будущего человека. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, требуют произвольного слухового внимания, наблюдательности как способности вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие музыкальные явления. Как и другие виды искусства, музыка, в частности песня, имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, которые обогащают детей новыми представлениями.
Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты. Слушая песни, дети по-своему воображают художественные образы, в результате чего развивается их творческое воображение, переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окраску.Коллективное пение, игры, танцы во многом оказывают содействие решению воспитательных задач. Пение, в частности, требует от участников единых усилий, общение во время пения вызывает у людей особое чувство радости. Это отметил еще К.Д.Ушинский, который писал: «В песне, а особенно в хоровой, есть вообще не только что-то оживляющее и освежающее человека, но и что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце, а это очень важно для детей, где общими усилиями должно побеждать трудности обучения».Песня — яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
Использование песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Все сказанное о песне, и о хоровой песне, в частности, свидетельствуют в пользу широкого использования музыки и песни в учебном процессе. Практика показывает, что разучивание песни на уроке английского языка прививает детям интерес к изучаемому предмету, к стране изучаемого языка, ее культуре. О связи искусства и иностранного языка пишут Г. Блелль и К.Хельвиг: «Музыка и искусство свободно интерпретируются, оставляют след в культурном сознании, возбуждают креативность и вызывают индивидуальные языковые реакции».
Эти же авторы описывают основополагающие функции, объединяющие музыку и иностранные языки:
1)   физиологическая (способствующая запоминания);
2)   психогигиеническая (способствующая расслаблению, разгрузке);
3)   эмоциональная (вызывающая чувства);
4)   социально-психологическая (усиливающая динамику в группе);
5)   когнитивная (способствующая мыслительным процессам);
6)   функция бессознательного учения (сложные языковые структуры заучиваются на бессознательном уровне);
7)   коммуникативная (способствующая общению);
По мнению ученых и исследователей, такая объединяющая концепция даёт основание использовать перечисленные функции в процессе обучения иностранному языку на основе использования средств музыкальной наглядности.
Методические преимущества песен в обучении иностранному языку, на мой взгляд, можно сформулировать следующем образом:
- песни являются средством прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают в себя новые слова и выражения. В песнях знакомая лексика встречается в новом контексте, что способствует развитию так называемого языкового чутья и увеличению ассоциативных связей в памяти. В песнях часто встречаются реалии страны изучаемого языка, средства выразительности, что способствует развитию у школьников знания стилистических особенностей языка и глубокого понимания специфики чужой культуры;
- в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические явления языка. Существуют учебные песни для обучения наиболее распространенным конструкциям. Они ритмичны, сопровождаются пояснениями, комментариями, а также заданиями и упражнениями (цель которых — проверка понимания и обсуждение содержания);
- песни способствуют овладению навыками иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Учеными доказано, что слуховое внимание, музыкальный слух и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и частое повторение несложных по мелодическому рисунку, коротких песен помогают закрепить правильное произношение, артикуляцию, а также правила ударения, особенности ритма, мелодики и т. д.;
- песни способствуют осуществлению задач эстетического воспитания учащихся, содействуют сплочению коллектива, помогают раскрыть творческие способности каждого. При использовании музыки на уроке создается благоприятный психологический климат в группе, снимается психологическая нагрузка, активизируется речемыслительная деятельность, развивается как монологическая, так и диалогическая речь, поддерживается интерес к изучению иностранного языка, повышается эмоциональный тонус.
Сегодня мне бы хотелось поделиться опытом использования песен для прочного усвоения лексического и грамматического материала на уроках английского языка в старшей школе.
Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексико-грамматического материала используемых песен.
Примерная последовательность работы с песней:
Итак, пройдемся по этапам работы с песней на конкретных примерах.
Первый, немаловажный этап заключается в том, чтобы найти подходящую песню. Требования к песне я предъявляю следующие: песня должна быть ритмичной, рифмованной, иметь достойный перевод
(в самом деле, это очень важно, так как существует множество песен с двояким значением и смысловой нагрузкой).
Далее, песня должна содержать какие-либо грамматические структуры, пригодные к введению новой темы, так и повторения изученного материала.
Также нужно найти музыкальное исполнение песни, минусовку к песне или клип (по возможности)
А теперь с хорошим настроением в группу на урок. Там уже ждут новой песни.
Примеры:
1.
Sunny

SUNNY
(оригинал Boney-M)
Sunny,_____- my life was filled with rain.
Sunny, you _____ at me and really eased the pain.
The dark days are _____, and the bright days are here,
My Sunny one shines so sincere.
Sunny one so true, I love you.
Sunny, thank you for the ______ bouquet.
Sunny, thank you for the love you ______ my way.
You _____ to me your all and all.
Now I feel ten feet tall.
Sunny one so ____, I love you.
Sunny, thank you for the truth you let me ____.
Sunny, thank you for the _____ from A to Z.
life was torn like a windblown sand,
And the rock was formed when you held my ____.
Sunny one so true, I love you.
Sunny
Sunny, thank you for the smile upon your _____.
Sunny, thank you for the gleam that shows its grace.
You're my spark of ________,
You're my sweet complete desire.
Sunny one so true, I love you.
Sunny, yesterday my life was filled with rain.
Sunny, you smiled at me and really eased the pain.
The dark days are gone, and the _____ days are here,
My Sunny one shines so sincere.
Sunny, one so true, I love you.
1.Перед прослушиванием песни я знакомлю студентов с группой Bonye –M. ( Презентация о истории создания группы и их репертуаре)
2. Предлагаю обучающимся подумать и ответить на следующие вопросы
Picture 1. The title of this song is "Sunny". What does it mean to your mind?
Picture 2. This song is connected with the …….. Why?
3. Провожу ввод незнакомой лексики из состава песни
eased the pain- боль утихла,
shines so sincere- солнечные дни настали,
I feel ten feet tall- чувствую себя на 10 футов высотой,
windblown sand-как зыбучий песок,
the rock was formed- почувствовала землю под ногами,
spark of nature's fire - искра природного огня,
sweet complete desire- сладкое осуществлённое желание.
5.Предлагаю обучающимся найти в песне предложения с глаголом to be и прочитать их, прошу вспомнить и объяснить роль глагола to be в предложениях ( глагол- связка, вспомогательный глагол, смысловой глагол) и его спряжение в настоящем, прошедшем и будущем времени. Примеры:
life was filled , days are gone, bright days are here, rock was formed, you are my spark of nature's fire, you are my sweet complete desire.
6.Проверка понимания содержания песни (перевод текста общими усилиями обучающихся под руководством преподавателя). На продвинутых этапах целесообразно обращать внимание обучающихся на интересные формулировки, стилистические особенности текста песни.
6. Далее происходит отработка навыков произношения - чтение текста песни: звуков, слов, фраз и интонации. На данном этапе необходимо добиться от студентов ясного, четкого и правильного произношения, и не надо жалеть на эту работу времени
7.Разучивание песни в процессе ее совместного исполнения.
Источник: http://www.naitimp3.ru/mp3/Boney/M/Sunny/2.
The boy does nothing by Alesha Dixon

The Boy does nothing by Alesha Dixon
I got a man with two left feetAnd when he dances down to the beatI really think that he should knowThat his rhythms go go goI got a man with two left feetAnd when he dances down to the beatI really think that he should knowThat his rhythms go go goCHORUS
Does he wash up? Never wash upDoes he clean up? No, he never cleans upDoes he brush up? Never brushed upHe does nothing the boy does nothing
Hey boy how you been?I got a thousand linesWhere do I begin?And I've been here, been thereTravelingI saw you at the cornerMy vibe kicked in
And Two fieldsI clock youWearing tight jeansA real nice suitHe was smiling like youWas just seventeenI asked him for a danceHe said 'yes please'
Take a sip of dancing juiceEverybody's onto youThrough the left and to the rightEverybody hit the rhythmIt's on tonightI'm gonna feel the heat within my soulI need a man to take controlLet the melody blow you all way
1. Listen to the first part of the song and fill in the gaps with the words in the box:
Beat, Brush up, Brushed up, Clean up, Cleans up, Dances, Does (2), got (2), Know (2), Think (2) Wash up(2)
I __________a man with two left feetAnd when he ________ down to the I really that he should __________That his rhythms go go goI __________a man with two left feetAnd when he __________down to the beatI really __________that he should __________That his rhythms go go go
CHORUSDoes he _______? Never _______ Does he _______? No, he never _______ Does he _______? Never _______ He _______ nothing the boy _______ nothing
2. Listen to the 2nd part of the song and fill in the gaps with the words in the box: 
Been (3), begin, got, kicked, saw, Traveling
Hey boy how you __________?I __________ a thousand linesWhere do I __________?And I've __________ here, __________there__________I __________ you at the cornerMy vibe __________ in
3. Listen to the third part of the song and classify the words in bold according to their pronunciation.
AndTwo fieldsI clock youWearing tight jeansA real nice suitHe was smiling like youWas just seventeenI asked him for a danceHe said 'yes please'
/i://u://a:/ 
 
     
4. Listen to the 4th part of the song and fill in the gaps with these prepositions: of, on, onto, to (2), within. 
5. Listen to the following part and underline the verbs. Which of them express movement? Use the dictionary if you need it to check the meaning.
Work it out nowwork it, work it out nowdo the mumboshake it all around noweverybody on the floorlet me see you clap your handsI wanna see you workI wanna see you move your body in turnI wanna see you shake your hips and learnI wanna see you work it, work it, work it now
6. Put the following lines of the song in Standard British English.
a. I got a man with two left feet____________________________________b. Never wash up
_________________________________c. Hey boy how you been?____________________________________d. I'm gonna feel the heat within my soul____________________________________e. I wanna see you work
Источник: http://www.amalgama-lab.com/songs/a/alesha_dixon/the_boy_does_nothing.html3.
If You Were a Sailboat
 (оригинал Katie Melua)

If you're a __________I would trail you,
If you're a piece of wood I'd nail you to the floor.
If you're a ___________I would sail you to the shore.
If you're a river I would swim you,
If you're a house I would live in you_______________.
If you’re a ___________ I’d begin to change my ways
Sometimes I believe in _________,
But the ___________ we create,
Always seem_________________.
You took a chance on loving me,
I took a chance on loving you.
If I was in jail I know you'd _______ me
If I was a telephone you'd ring me______ long
If I was in pain I know you'd sing me _________.
Sometimes I believe in fate,
But the chances we create,
Always seem to ring more true.
You took a chance on loving me,
I took a chance on loving you.
If I was hungry you would _____ me
If I was in _________ you would lead me to the light
If I was a book I know you'd read me every night
1.Введение нового материала
Conditional Sentence Type 2
→ It is possible but very unlikely, that the condition will be fulfilled.
Form: if + Simple Past, Conditional I (= would + Infinitive)
Example: If I found her address, I would send her an invitation.
2.Введение новой лексики
- trail- следить, выслеживать,
- preacher- проповедник,
- fate –судьба,
- sailboat – Парусник,
- to ring more true-обернуться правдой,
- If I was in jail I know you'd spring me-
если бы я сидела в тюрьме, ты бы устроил мне побег,
-soothing songs- успокаивающая песня, to lead me to the light-вести к свету
3.Задание. Послушать песню и заполнить пропуски словами
4. Задание. Переведите песню
5.Найдите условные предложения второго типа
6.Отработка произношения
7.Разучивание песни
8. Домашнее задание: составьте 10 предложений со структурой Conditional sentences 2
Источник: http://www.amalgama-lab.com/songs/k/katie_melua/if_you_were_a_sailboat
4.
Ottawan - Help, Get Me Some Help
left635
Help, get me some help,
Tonight I need someone to stay by my side.
Help, get me some help,
I'm all alone and worry, so please, please hurry.
Help, get me some help,
you gotta find a way to keep me alive.
Help, get me some help,
can't keep myself from crying, I feel like dyeing.
I found a love, but it didn't last,
Now those wonderful days belong to the past.
I don't know were I stand,
What I've to, try to forget him,
Find someone new.
So I prayed on my knees to heaven above,
Send me somebody please, someone to love.
Let him hear to my story, give me your hand.
Don't let me down with a heart to demand.
I'm screaming like help, but nobody hears me,
nobody hears me
REFRAIN:
Help, get me some help,
tonight I need someone to stay by my side.
Help, get me some help,
I'm all alone and worry, so please please hurry.
La la la la la ....
VERSE:
Friends used to call when life was all right,
Now I needing so badly deride outside.
I sit here and wonder where they could be,
But no one, no love seeks to care about me.
Try to join every one night no know for,
who still light up my world
when sunshine has gone.
So I ring every bell and knock at each door.
Seems there's nobody but me anymore.
I'm screaming like help, but nobody hears me,
nobody hears me
Help, get me some help,
tonight I need someone to stay by my side.
Help, get me some help,
I'm all alone and worry, so please please hurry.
La la la la la ....
Великолепная возможность вспомнить и повторить местоимения английского языка
1.Перед прослушиванием песни я знакомлю студентов с группой «Ottawan»
( Презентация о истории создания группы и их репертуаре)
2. Предлагаю обучающимся подумать и ответить на следующие вопросы
The title of this song is "Help". What does it mean to your mind?
This song is connected with the …….. Why?
3. Провожу ввод незнакомой лексики из состава песни
- to pray on knees-молиться на коленях.
- keep myself from crying- сдерживать слезы,
- to scream- кричать, вскрикивать,
- deride-высмеивать,
4.Предлагаю обучающимся найти в песне и выписать в тетрадь (сводная таблица местоимений на парте)
1.Личные местоимения2.Притяжательные местоимения3.Возвратные местоимения4.Неопределенные местоимения5.Отрицательные местоимения6.Местоимения something, anything,nothing,anybody,somebody, nobodyhttp://www.lesson1.ru/grammar/pronoun.html5.Проверка понимания содержания песни (перевод текста общими усилиями обучающихся под руководством преподавателя).
6. Далее - отработка навыков произношения - чтение текста песни: звуков, слов, фраз и интонации.
7.Разучивание песни в процессе ее совместного исполнения.
8. Домашнее задание: написать мини сказку с использованием местоимений
Источник: http://www.naitimp3.ru/mp3/Ottawan/-/Help,/Get/Me/Some/Help/