Конспект занятия по краеведению « Символика России, Оренбургской области, города Гая»

Тема занятия: « Символика России, Оренбургской области, города Гая»
Тип занятия: урок открытий новых знаний.
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Развивающая цель: Формирование у детей образа родной страны, края, как Родины. Формирование понятий «символ», « герб», «флаг», «гимн», умение объяснять эти понятия. Развивать исследовательские навыки.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к Родине, уважение к ее символам.
Формирование УУД:
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « родина», «семья». Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «родина», « символ», «герб», «флаг», «гимн».
Оборудование: раздаточный материал для работы в группах (ватман, изображения символов России, области, города).
Этап занятия
Действия учителя
Деятельность учащихся
УУД

1. Мотивацион
ный этап (1-2 минуты)
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей Родине.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)




















































Сегодняшнее занятие мы начнем с красивой песни и красивых картинок на экране. Внимательно послушайте, посмотрите и попробуйте ответить на вопрос « О чем мы сегодня будем говорить на занятии?»
( показ слайдов с изображением природы, символов России и т.д. под песню «Россия»)
- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

- Я просила вас узнать, как произошло слово «Родина?» Что вы узнали?








-Ребята, а что вы зовете Родиной?
- Как красиво вы рассказали, о том, что вы зовете Родиной: это наша страна, наш край (т.е. область, район, город). Как называется страна, в которой мы живем?
-Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса. Это страна, которая тянется к востоку от Европы до самого Тихого океана, она такая большая, что расположена в двух частях света: в Европе и Азии. Если сесть на поезд, то понадобиться почти неделя, что бы проехать от её западных до восточных границ.
 


У каждой страны есть символы. Я просила узнать из дополнительного источника, что такое символ?


Как вы думает, есть ли такие символы у нашей страны?
Как они называются?
О них мы вели речь на прошлом занятии.
Посмотрите на слайд и давайте вместе прочтем, что означают эти слова (герб, флаг, гимн).

Гербы создаются по чётким правилам.
Прежде всего это форма. Обычно гербы имеют форму щита.
-А вы видели герб? Где?
Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах

Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут. 
Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем

В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной святыне своей Родины
есть ли символы у области, у города?
Кто попробует мне их описать?
- Оказывается, вы не все знаете о символике страны.


Попробуйте определить тему и поставить цель перед собой.


Физкультпауза

Учащиеся слушают песню о России и смотрят презентацию.









Ответы детей: о России, о Родине.

Ответы детей.
В толковом словаре говорится, что слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.
А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян РОДА. Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близкими по смыслу.

Ответы детей. Стихи о Родине

- Россия







Просмотр слайда






















Символ – изображения, которые отражают историю страны.
(на доске)

Есть.
Герб, флаг, гимн.
Герб – это отличительный знак, эмблема государств







Флаг –символ государственной власти






Гимн –торжественная песня. Она исполняется при официальных церемониях




Дети пытаются ответить на вопрос.





Цель- узнать о гербе, флаге, гимне области, села.


Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности «родина», «семья», «символ». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
















Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности.



Познавательные УУД

определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.















Этап открытий новых знаний.
( 20 мин)

































·




























































Постановка проблемы

Выдвижение гипотезы

Работа в группах
Сообщения о гербе и флаге Оренбургской области

Герб Оренбургской области представляет собой щит французской геральдической формы, разделенный на две части. В верхней части расположена куница синего цвета, расположенная на белом фоне. В нижней части на красном фоне изображены имперские флаги, православный крест, а также желтый полумесяц. Над щитом изображена корона. Щит располагается в окружении дубовых листьев, переплетенных синей Андреевской лентой.

Символизм
Красный цвет символизирует отвагу, мужество.
Желтый цвет олицетворяет богатство.
Синий цвет обозначает верность традициям.
Куница в геральдике олицетворяет богатство, достаток.
Ребята, а какие символы есть у нашего города?
Из истории Гая
Основан 9 мая 1959 года как посёлок строителей горно-обогатительного комбината при месторождении медно-колчедановых руд. Посёлок городского типа с 1965. Город с 1979 года.
История города Гая и Гайского горно-обогатительного комбината началась в 1932 году с изыскательских работ, которые были начаты по инициативе старейшего в Оренбургской области геолога Иосифа Леонтьевича Рудницкого. Война прервала эти работы, они возобновились лишь после её окончания, и в 1950 году в одной из скважин была обнаружена медная руда.
В марте 1959 года Постановлением Совета Министров РСФСР и Оренбургского совнархоза была утверждена дирекция строящегося комбината, генеральным подрядчиком назначен трест . Центральный Комитет ВЛКСМ объявил строительство комбината и горняцкого поселка
9 мая 1959 года в Гае состоялся митинг, посвященный поднятию флага новой стройки, это день и стал днем рождения города. В первый год строительства уже были выданы 5 тысяч тонн гайской руды и построены многие важные объекты, в том числе и социальные школа, баня, жилые дома.

В 1979 году Гай получил статус города областного подчинения, в он зарегистрирован под № 1000.

Почему город получил такое название?
Название города происходит от народного наименования березовой рощи, обрамляющей целебный источник в 6 км от города (гай по-украински лес, роща), где с 1934 г. существует санаторий (курорт) «Гай», использующий минеральную воду и природную грязь небольшого озера.

В червленом поле положены серебряные молот и поверх него обушок, сопровождаемые внизу серебряной медеплавильной печью (в виде здания, соединенного слева с дымоходом), стоящей на зеленой оконечности, тонко окаймленной серебром и обремененной выходящим сверху краем лазоревого шара (диска), также тонко окаймленного серебром. Девиз: «Помни прошлое, верь в будущее!» начертан серебряными литерами на червленой ленте.

Обоснуйте символику герба города Гай?

Молот и обушок (горный молоток) олицетворяют трудовые достижения жителей города.
Медеплавильная печь символизирует медедобывающую отрасль экономики, месторождения медных руд, открытые в 1940-х гг. и явившиеся ключевым фактором в основании и развитии города, а также Гайский горнообогатительный комбинат (ГОК), давший новый толчок к строительству и расширению города.
Зеленая оконечность герба символизирует природу края, плодородие земли и сельское хозяйство.
Край лазоревого шара символизирует медную руду, которой богата гайская земля.
Червленая лента с девизом повторяет цвет флага Оренбургской области.
Герб утвержден городским Советом депутатов 13 апреля 1999 года.

Прежде чем приступить к работе в группе, не забудьте о распределении обязанностей и правилах поведения в группе.
Перед вами лежит лист бумаги, который вы должны правильно и красиво оформить. Я раздаю вам файлы, в которых лежит материал для оформления. Достаньте его, разложите на парте, посмотрите, всё ли вам пригодится для работы. В конце работы должен получиться результат – герб города Гай.
















Просмотр слайдов













Рассуждения детей.


































Ответы детей
















Рассуждения детей


















Дети выбирают и правильно распределяют материалы. Затем наклеивают.







































Личностные УУД:
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «родина», «терпение». Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.





















Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.
Познавательные УУД:
перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,


Рефлексия
(10 мин)
- Покажите всем Ваш продукт деятельности –герб города Гая

На следующем занятии мы займёмся проектом « Герб семьи». Ведь семья – это наша маленькая родина.

Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?
Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки.

Дети представляют работу. (каждая группа)
Проводят самоанализ









Личностные УУД: Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.
Познавательные УУД:
выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.
Регулятивные УУД:
способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,
самоконтроль, самооценка.