Открытый урок по математике на тему: Число и цифра 8


Цели.
Сформировать представление о числе 8,его составе, способность к его записи, учить решать примеры на сложение и вычитание в пределах 8.
Тренировать способность к составлению выражений по рисункам, сравнению выражений.
Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.
Ход урока
I. Орг. момент.
Ты готов начать урок?Ну-ка, проверить, дружок,Все ль на месте, все ль в порядке,Ручка, книжка и тетрадка?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?
II. Актуализация опорных знаний.
1. Порядковый счет от 1 до 20 (прямой и обратный).
На наборном полотне карточки с цифрами:
3 4 1 6 2 7 5
- Что можете сказать?
- Расставьте числа в порядке возрастания.
2. Игра " Цифра потерялась"
- Из какого числа надо отнять 3,(5), чтобы получить 4, (3)?
- 3 = 4 - 5 = 3 - 3 = 3 - 5 = 4
3. Стихотворные задачи.
а) Шесть веселых медвежат За малиной в лес спешатНо один малыш устал, От товарищей отстал.А теперь ответ найди:Сколько мишек впереди? (5)
б) Семь антенн на этой крыше.Наш электрик дядя МишаЛишь четыре укрепил,Остальные – брат Кирилл.-Сколько антенн установил брат Кирилл? (3)
в) К серой цапле на урок Прилетело семь сорок.А из них лишь три сорокиПриготовили уроки.Сколько лодырей сорок прилетело на урок? (4)
4. Игра "День и ночь"
8 - 2 - 3 + 4 = 75 + 2 - 1 - 2 = 4
2 + 3 + 4 - 3 = 610 - 5 + 3 - 3 = 5
III. Работа по теме урока.
1. Постановка проблемы.
- Отгадайте загадки.
Ты со мною не знаком?Я живу на дне морском.Голова и восемь ног.Кто, скажи, я - … (осьминог)
Восемь ног, как восемь рук,Вышивают шелком круг.Мастер в шелке знает толк,Покупайте, мухи, шелк. (Паук)
- Что объединяет обе загадки?
- Определите тему урока?
- Чему будете сегодня учиться на уроке?
- Сегодня будем учиться получать число 8 разными способами, писать цифру 8, решать примеры.
2. Работа в тетради. Цифра 8.
- На что похожа цифра 8?
У восьмерки два кольцаБез начала и конца. (С. Маршак)
Цифру восемь, цифру восемьНа носу всегда мы носим.Цифра восемь плюс крючки –Получаются … (очки) (Ф.Дагларджа)
(Снеговик, два бублика, крендель и т. д.)
3. Физминутка. Раз – подняться, потянуться,Два – согнуться, разогнуться,Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,На четыре – руки шире,Пять – руками помахать,Шесть – за парту тихо сесть.Семь, восемь - лень отбросим.
4. Состав числа 8.
- Разложи 8 яблок на две тарелки разными способами и запиши в тетрадь примеры.
7+1=8 5+3=8
6+2=8 4+4=8
5. Составление и решение задачи по рисунку.
- Из каких частей состоит задача? ( Условие, вопрос, решение, ответ.)
Во дворе гуляло 5 щенят и 3 котенка. Сколько всего щенят и котят гуляло во дворе?
IV. Повторение и закрепление пройденного материала. Работа по учебнику.
1. Составление выражений по рисунку. С.16 №1- коллективная работа.
2. Решение примеров. С.16 №2- самостоятельная работа, взаимопроверка
( Один ученик у доски).
V. Итог урока: - Чем занимались на уроке?
- Что было самым сложным?
Игра " В какой руке сколько?".