ДОКЛАД Использование ИКТ на уроках физики


Использование ИКТ на уроках физики.
( из опыта работы)
    В современном мире мультимедийные технологии занимают всё более значительное место. Процесс школьного обучения в этом смысле не должен отставать от жизни, поэтому вопрос внедрения их в структуру современного урока весьма актуален.           
     Так как задача нашей педагогической деятельности формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования ИКТ в образовательном процессе нам не обойтись.
           Цели использования информационных технологий на уроке:
•          сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств)
•         приблизить урок к мировосприятию современного ребенка
•          установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником                                                               
 Помочь учителю в:
а)  проверке знаний, умений и навыков;
б) организации закрепления полученных на уроке знаний;
в) экономии времени;
г) придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера;
д) возможности эмоционально и образно подать материал.
    Усовершенствование образовательного процесса на уроке физике за счёт применения программных и технических средств ИКТ позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся необходимыми физическими  знаниями. На уроках физики в 7 - 11-х классах могут широко использоваться презентации, которые позволяют повысить интерес к изучению предмета. Это даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.  
    В процессе медиаурока учитель физики использует возможности и компьютера, и программного средства обучения, например:
•         подача текстовой информации с экрана (дикторский текст) плюс возможность многократного его повторения
•         гиперссылки, позволяющие быстро найти нужную информацию
•         наглядность физических законов, моделей, таблиц, плакатов, схем, иллюстраций
•         методы контроля: устный и письменный опрос, контрольная работа, самоконтроль и самооценка (показ презентаций уроков, тестов, С/Р)
  Использование компьютера способствует повышению мотивации к изучению физики, развивает наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся, формирует навыки работы с информацией (поиск, отбор, переработку, упорядочивание и др.).
Формы работы с использованием ИКТ на уроках физики:
•         создать собственный физический проект по выбранной теме
•         создать программу, позволяющую изучать и проверять знания по физике
•         оформить научно - исследовательскую работу, реферат
•         провести интерактивный урок
•         найти сайты  по физике в Интернете и  работать с ними
   Это совершенно особая форма работы – организация совместной исследовательской деятельности. Не углубляясь в теорию вопроса, хотелось лишь отметить специфику этой формы деятельности с использованием информационных технологий. Информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть и реализовать потенциальные возможности иных инновационных технологий и методов, благодаря чему, в частности:
     1) прививать навыки научно-исследовательской работы посредством организации исследовательской деятельности с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности;
     2) развивать умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
    3) формировать умение кратко и четко формулировать свою точку зрения;
   4) способствовать гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к информации культурного, гуманистического плана.
   В своей  работе я  включаю программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы. (показ проектов исследовательской деятельности-8А класс)
     Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников.
 
      Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций, используемых учителем на уроке творчестве школьников. (показ детских презентаций)
    Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowerPoint, является возможность варьировать объем материала, использовать методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально настраивать любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.