Логопедическая азбука. Групповое занятие – игра для учащихся со сложной структурой дефекта (1класс)


Государственное казённое образовательное учреждение
«Волгоградская школа-интернат № 3»
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ АЗБУКА
(групповое занятие – игра для учащихся 1б класса со сложной структурой дефекта)

Подготовила:
учитель-логопед
I квалификационной категории
Голубева Л.А.
2016
Групповое логопедическое занятие-игра по исправлению недостатков звукопроизношения в 1б классе со сложной структурой дефекта.
Речевой статус учащихся: дети с I, II уровнем речевого развития, один «неговорящий» (может произносить некоторые звуки, слоги, короткие слова); логопедическое заключение - системное недоразвитие речи тяжёлой степени при тяжёлой умственной отсталости. Дети знакомы с алфавитом, читают слоги.
В ходе занятия использовалась презентация, где учащиеся выполняли упражнения по раскрашиванию букв алфавита с помощью компьютерной мыши. Все дети справились с данной работой.
Использованная литература.
Лагздынь, Г.Р. Логопедическая азбука. Москва, ИД «Карапуз», 2008
Корсакова, К. А. «Азбука в стихах». Москва, «Росмэн», 2008
Тема. Логопедическая азбука.
Цель: развитие умения учащихся правильно произносить звуки, отчётливо проговаривать слоги, слова, говорить чётко, громко и выразительно.
Задачи
1. Развивать фонематический слух.
2. Закрепить правильное произнесение гласных и согласных звуков.
3. Побуждать к правильному произнесению слогов и слов с данными звуками.
4. Познакомить с буквами алфавита.
5. Совершенствовать навык слитного чтения слогов (на материале изученных букв).
6. Развивать навыки коммуникации.
Оборудование: картинки на лексические темы «овощи», «мебель», «одежда», папки с цветными картинками и текстами для чтения, разрезные цветные картинки. На доске отмечены остановки («АОУ», «Б-П», «В-Ф», «К-Г»), презентация.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Оргмомент. Мы начинаем занятие-игру. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся.
Игра «Кто твой сосед» (развитие навыка коммуникации).
Учащиеся называют друг друга по именам, отвечая на вопросы: кто сидит справа от тебя, кто - слева?
Представление темы занятия. Наше путешествие не обычное, оно волшебное. Почему, спросите вы. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Читаем: Логопедическая ... дальше – картинки, в названиях которых нужно взять первую букву и составить слово.
(Учащиеся называют картинки: ананас, зуб, бусы, утка, кот, ананас; получается слово «азбука»). Итак, нас ждёт путешествие в Логопедическую Азбуку, где мы встретимся с гласными и парными согласными буквами. Мы уточним их произнесение, закрепим умение читать слоги, а помогут нам чистоговороки.
Буковка за буковкой –
Целый алфавит.
Кто не знает буковок,
Тот не говорит.
Буковка плюс буковка –
Получился слог.
А без слога, знаем мы
Не бывает слов.
- Нас ждёт приключение. Готовы? Заводим мотор машины... Все вместе:
Би-би-би – гудит машина,
Не поеду без бензина!
2. Основной этап.
- Ребята, мы не можем тронуться в путь, посмотрите, картинки гласных букв рассыпались.
(«Собери разрезную картинку»). Молодцы, справились.
- В пути главными помощницами нам будут гласные буквы, давайте их пропоём. (Пропевание гласных звуков: АО, АУ, АОУИЭ. Чтение стихов о буквах А, О, У).
3. Физкультминутка. Логоритмическое упражнение на координацию слов с движениями
«Мы во двор гулять ходили»
- Поехали!
4. 1 станция «Бубним»-«Петушимся» (Б-П). - На этой станции можно побубнить и попетушиться.
Найдите букву Б (П) в алфавите, назовите её соседей слева и справа.
1 ученик и логопед читают чистоговорки, материал для чтения отображается на слайде
(первую строчку со слогами читает ученик, затем все учащиеся хором проговаривают слоги; вторую строчку читает логопед, последний слог произносит 1-й ученик)
ИГРА «Третий лишний» («одежда»)
Из трёх картинок исключается одна, в названии которой нет звука Б (П)
- Третий лишний «носки», потому что в этом слове нет звука Б, а в словах «брюки» и «рубашка» есть звук Б.
- Мы отправляемся в путь.
2 станция «Ворчащая»-«Фырчащая» (В-Ф). - На этой остановке дозволяется ворчать, фыркать.
Найдите букву В (Ф) в алфавите, давайте вместе назовём её соседей слева и справа.
2-й ученик и логопед читают чистоговорки, материал для чтения отображается на слайде (первую строчку со слогами читает ученик, затем все учащиеся хором проговаривают слоги, вторую строчку читает логопед, последний слог договаривает 2-й ученик)
ИГРА «Третий лишний» («мебель»)
Из трёх картинок исключается одна, в названии которой нет звука В (Ф)
- Третий лишний «полка», потому что это в этом слове нет звука Ф, а в словах «шкаф» и «пуф» есть звук Ф.
- Мы продолжаем путешествие.
3 станция «Га-га» - «Кукуево» (Г-К). - На этой станции можно погоготать и покуковать.
Найдите букву Г (К) в алфавите, назовите её соседей слева и справа.
3-й ученик и логопед читают чистоговорку, материал для чтения отображается на слайде (первую строчку со слогами читает ученик, затем все учащиеся хором проговаривают слоги, вторую строчку читает логопед, последний слог произносит 3-й ученик)
ИГРА «Третий лишний» («овощи»)
Из трёх картинок исключается одна, в названии которой нет звука Г (К)
- Третий лишний «банан», потому что в этом слове нет звука К, а в словах «капуста» и «морковь» есть звук К.
- Вот и заканчивается наше путешествие в Логопедическую азбуку, где мы встретились с интересными парными согласными буквами, познакомились с ними, закрепили их правильное произнесение. Мы пропевали гласные, читали слоги с помощью чистоговорок. Теперь возвращаемся в класс.

5. Итог занятия.
- Расскажите, пожалуйста, вам понравилось наша поездка? Что очень понравилось делать сегодня? Что было трудно? Как вы думаете, почему? Призы для вас – какая буква первая в этом слове? (апельсины) – Конечно, это буква А.
Буковка за буковкой – Буковка плюс буковка –
Целый алфавит. Получился слог.
Кто не знает буковок, А без слога, знаем мы,
Тот не говорит. Не бывает слов.