Конспект занятия с детьми со сложной структурой дефекта на тему Число и цифра 5


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «ЮЖНОЕ БУТОВО» ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Конспект занятия
по математическим представлениям на тему
«Число и цифра 5»
(на основе реализации адаптированной образовательной программы)
Провела:
учитель-дефектолог
Иванова И.Н.
Москва - 2017
Тема: Число и цифра 5.
Цель: сформировать представления о числе 5, зрительном образе цифры 5.
Задачи:
Образовательные
Закрепить знания порядкого счета в пределах 5.
Закрепить навык узнавания цифр 1, 2, 3, 4, 5.
Учить соотносить множества и числа в пределах пяти.
Учить решать примеры на сложение в пределах 5 с использованием пособия «Нумикон».
Коррекционно-развивающие
Закрепить представления о формах Нумикон: находить заданную форму по образцу, соотносить форму с числом и цифрой, сравнивать формы при образовании новых чисел.
Развивать тонкую моторику рук в процессе выполнения графических заданий с цифрой 5, при выполнении задания с пластилином.
Развивать устную речь (закрепить произношение числовой последовательности в пределах пяти, учить согласовывать числительные с именами существительными).
Продолжать учить составлять пошаговое планирование своей деятельности на занятии.
Воспитательные
Воспитывать положительную установку на участие в занятии.
Оборудование: 1. ковролиновая доска для составления визуального расписания; 2. пиктограммы для составления визуального расписания занятия; 3. пособие «Нумикон» (формы от 1 до 5, штырьки) для каждого ученика; 4. математическое лото для закрепления соотношения множеств с цифрами от 1 до 4; 5. индивидуальные карточки для выполнения графического задания; 6. пластмассовые цифры от 1 до 5; 7. индивидуальные карточки для нахождения цифры 5 среди других цифр; 8. индивидуальные карточки для соотношения количества предметов с цифрами 1-5; 9. деревянный кубик с формами Нумикон на сторонах; 10. рулетка из пособия «Нумикон»; 11. индивидуальные листы для выкладывания пластилином цифр от 1 до 5; 12. пластилин; 13. зубные щетки по количеству детей.Ход занятия
Орг. момент
Приветствие. Сообщение названия занятия.
Составление визуального расписания занятия
- Сегодня на занятии мы продолжим знакомства с числами и цифрами. Но сначала мы составим расписание занятия.
Учитель-дефектолог называет этап занятия, один из учеников находит нужную пиктограмму и прикрепляет её на ковролиновую доску.
- Мы выполним задания с помощью пособия «Нумикон».
- Мы поиграем в математическое лото.
- Познакомимся с новым числом и цифрой.
- Выполним графические задания.
- Проведем физ. минутку.
- Повторим числа и цифры.
- Решим примеры.
- Выполним пальчиковые упражнения.
- Поработаем с пластилином.
- Снова выполним задания с помощью пособия «Нумикон».
- Занятие закончится.
Один из учеников перечисляет все задания занятия по визуальному расписанию.
Повторение пройденного материала
- Итак, что мы будем делать сейчас? (один из учеников говорит, что будем выполнять задания с помощью пособия «Нумикон»).
- Сейчас повторим с помощью пособия «Нумикон» числа и цифры от 1 до 4.
- Найдите форму оранжевого цвета. Поместите её на доску. (учащиеся работают на своих рабочих местах с индивидуальным набором «Нумикона»).
- Какое число обозначает эта форма?
- Найдите форму голубого цвета. Поместите её на доску. Какое число обозначает эта форма?
Аналогично проводится работа с формами желтого и зеленого цветов.
- Назовите числа, которые обозначают эти формы.
- Назовите цвет числа два (четыре, один, три).
- Назовите число, которое стоит между числами два и четыре.
- Назовите число, которое стоит между числами один и три.
- Назовите первое (последнее) число.
Учитель-дефектолог на доске вывешивает цифры от 1 до 4.
-Назовите цифры на доске.
- Я буду показывать на цифру, вы должны показать соответствующую форму Нумикона.
- Молодцы!
- Уберите формы с доски.
- Я буду показывать форму Нумикона, вы должны на доске поместить такое количество штырьков, какое это форма обозначает.
- Молодцы! Все были внимательны. Уберите штырьки на место.
- Что мы с вами сейчас делали?
Ученики говорят, что выполняли задания с формами пособия «Нумикон» и на доске визуального расписания убирают вниз первую пиктограмму.
- Что будем делать сейчас? (поиграем в математическое лото).
Учитель-дефектолог на доску прикрепляет рабочее поле математического лото. Рядом на столе размещает перевернутые карточки.
-Перед вами рабочее поле математического лото.
- Назовите цифры, которые вы здесь видите. (Дети называют)
- Назовите предметы, которые здесь нарисованы. (Дети называют)
- Вы будете подходить по очереди к столу, брать карточку и прикреплять её на нужное место. Желаю не ошибаться!!!
- Молодцы!
- Что мы с вами сейчас делали?
Ученики говорят, что играли в математическое лото и на доске визуального расписания убирают вниз вторую пиктограмму.
Изучение новой темы
- Что будем делать сейчас? (знакомиться с новым числом и цифрой).
- Выложите на своих досках четыре штырька.
- Добавьте ещё один.
- Сколько штырьков стало?
- Как получили число пять?
- Штырьков стало больше или меньше?
- Поместите форму числа четыре на доску. Добавьте форму числа один. Получилась новая форма – число пять.
Учитель-дефектолог демонстрирует новую форму Нумикона. Сообщает, что это число пять. Просит назвать цвет этой формы. Предлагает воспитанникам найти такую же у себя, наложить на формы четыре и один. - Посмотрите, эта форма больше, чем форма числа четыре. Пять больше, чем четыре.
- Выложите формы на доске от 1 до 5 по порядку.
- После какого числа следует число 5?
Дети выкладывают, учитель-дефектолог на ленте форм и цифр над классной доской открывает новую форму.
- Число пять обозначается цифрой пять.
Учитель-дефектолог демонстрирует цифру пять. Прикрепляет её на доску.
- На что похожа цифра 5?(дети называют)
- Что мы с вами сейчас делали?
Учащиеся говорят, что познакомились с числом и цифрой 5 и на доске визуального расписания убирают вниз третью пиктограмму.
– Что будем делать сейчас? (выполнять графические задания)
- Продолжим знакомиться с цифрой 5 и выполним графические задания. Цифра пять состоит из двух прямых линий и кольца, от которого отрезали маленький кусочек.
Учитель-дефектолог раздает детям индивидуальные листы для выполнения заданий.
- Сейчас будем писать цифру пять. Начинаем писать от точки красного цвета вниз, затем по стрелке пишем кривую линию, напоминающую часть колечка. После этого проводим от красной точки, слева направо, верхнюю горизонтальную линию.
Учитель-дефектолог показывает на доске написание цифры 5, затем предлагает детям потренироваться в написании цифры на индивидуальных карточках.
- Молодцы. По точкам пишем еще одну цифру пять.
- Третью цифру напишите по пунктирным линиям.
- Последнюю цифру напишите самостоятельно.
Дети выполняют задания по написанию цифры пять, учитель-дефектолог оказывает индивидуальную помощь.
- Посмотрите внимательно на этот лист. Что на нём изображено?
- Найдите все цифры пять и обведите их кружочком.
- На третьем листе напишите в кружочках цифры, соответствующие числу картинок в каждой рамке.
- Перед вами полоска с цифрами. Но одна цифра пропущена. Нужно вписать пропущенную цифру.
- Молодцы! Что мы делали?
Учащиеся говорят, что выполняли графические задания и на доске визуального расписания убирают вниз четвертую пиктограмму.
Физ. минутка (выполняют все)
- Что будем делать сейчас? (физ. минутку)
Хлопнем сбоку, хлопнем вместе, Поворачивают корпус вправо-влево, хлопают в ладоши с каждой стороны. Стопы от пола не отрываются!
Надо устоять на месте!
А теперь вперед нагнулись, Наклоняются вперед, сгибаясь в пояснице, руки вниз.
Вправо-влево повернулись. Не выпрямляясь, поворачивают корпус вправо-влево
Потянулись выше-выше,
Выше, чем большие крыши. Выпрямляются, руки вверх, встают на носочки
И опять вперед нагнулись, Наклоняются вперед, сгибаясь в пояснице, руки вниз.
Вправо-влево повернулись. Не выпрямляясь, поворачивают корпус вправо-влево
- Что делали?
Учащиеся говорят, что выполняли физ. минутку и на доске визуального расписания убирают вниз пятую пиктограмму.
Закрепление
- Что будем делать сейчас? (повторим числа и цифры)
Учитель-дефектолог на столе перед классной доской раскладывает в две стопки карточки: в одну – с изображением разного количества предметов лицевой стороной вниз, в другую изображения цифр от 1 до 5 лицевой стороной вверх. Карточки разрезаны так, что имеют «уникальный замок», который подходит только к одной паре карточек.
- Вы сейчас по одному будете подходить к столу, выбирать карточку из стопки справа. Называете количество предметов, изображенных на ней. Самостоятельно находите карточку с нужной цифрой. Прикрепляете обе карточки на доску и проверяете правильность выполнения задания по «замку».
- Что мы делали?
Ученики говорят, что повторяли числа и цифры, на доске визуального расписания убирают вниз шестую пиктограмму.
- Что будем сейчас делать? (решать примеры)
- Решать примеры будем по «Нумикон».
- 3+2, 1+2, 4+1
Ученики выкладывают соответствующие формы, проверяют ответ формой, которая обозначает число - сумму.
- Молодцы!
- Что мы делали?
Учащиеся говорят, что решали примеры и на доске визуального расписания убирают вниз седьмую пиктограмму.
- Что будем делать сейчас? (пальчиковые упражнения)
Учитель-дефектолог раздает зубные щетки.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики – удальчики! Растирают щеткой подушечки пальцев правой, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.
- Что мы сделали?
Учащиеся говорят, что выполнили пальчиковые упражнения и на доске визуального расписания убирают вниз восьмую пиктограмму.
- Что будем делать сейчас? (поработаем с пластилином)
Учитель-дефектолог раздает детям листы с изображением цифр от 1 до 5, и пластилин. Уточняет у каждого ребенка, какая цифра изображена на его листе.
- Сейчас с помощью шариков пластилина вы украсите свои цифры.
Дети выполняют задания, учитель-дефектолог оказывает индивидуальную помощь.
- Поместите свои листы с цифрами на доску. Красивые цифры у вас получились? У кого получилась самая яркая цифра? А у кого самая аккуратная?
- Молодцы! Вы все старались.
- Что мы делали?
Учащиеся говорят, что работали с пластилином и на доске визуального расписания убирают вниз девятую пиктограмму.
- Что будем делать сейчас? (выполним задания с помощью пособия «Нумикон»)
- Поиграем в рулетку. На её поле изображены цифры, вы по очереди будете крутить рулетку. Когда стрелка остановится, вам нужно будет назвать цифру. Остальные должны показать соответствующую форму Нумикона.
- Молоды!
- У меня в руках кубик. Что вы видите на его сторонах? (формы Нумикона)
- Я буду бросать кубик, а вы показывать цифру, которая соответствует выпавшей форме.
- Молодцы!
- Покажите форму пять. Покажите цифру 5.
- Что мы делали?
Дети говорят, что выполняли задания с помощью «Нумикон».
Итог занятия
- Вот и заканчивается наше занятие.
- Расскажите, что мы сегодня делали?
Один из учащихся по визуальному расписанию рассказывает о выполненных заданиях.
- С каким новым числом мы познакомились? В «Нумиконе» это форма какого цвета?
VIII. Оценивание