Мир Людвига Ван Бетховена.

конспект урока музыки в 3 классе, программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Тема урока: Мир Людвига Ван Бетховена.
Тип урока: Закрепление знаний.

Цели урока:
Обучающие – расширить знания детей о формах музыкального произведения;
- определять основные средства музыкальной выразительности.
Развивающие – развитие музыкального воображения, исполнительских способностей
Воспитательные – воспитание слушательской культуры;
- пробудить устойчивый интерес к музыке немецкого композитора Людвига ван Бетховена.

Оформление доски:
портрет Людвига ван Бетховена;
плакат с кроссвордом;
плакат со схемами «Музыкальная форма».
раздаточный материал:
словарик эмоциональных терминов;
мини – опросник (таблица).

Ход урока.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся


Вход в класс.

Приветствие.
- Здравствуйте, ребята!



Отвечают.
- Здравствуйте!


Звучит запись фрагмента «Героической» симфонии Людвига ван Бетховена.

- Ребята, помните ли вы название музыкального произведения и его композитора?




Вспоминают с прошлого урока название музыкального произведения и его композитора.

Портрет Людвига ван Бетховена закрепить на доске.

- Что вы знаете о композиторе?
Каким было его детство?
Любил ли он музыку?
От кого он унаследовал музыкальную одаренность?




Вспоминают с прошлого урока
факты из биографии Людвига ван Бетховена.


- Да, Людвиг был одаренным ребенком, к тому же он очень любил играть на скрипке, на клавесине. Своими музыкальными фантазиями он создавал неповторимую музыку.
«Запомните этого парня! Через несколько лет о нем заговорит весь мир!» - вы помните, кому принадлежали эти слова?



- Вольфгангу Амадею Моцарту.

- А сейчас нам предстоит разгадать кроссворд:
1.с



2.р
и
т
м


3.т
е
м
п



ф





4.м
а
ж
о
р





5.м
и
н
о
р

6.м
е
л
о
д
и
я



я



Музыкальное произведение из нескольких частей для симфонического оркестра (от греческого «созвучие»)












2.Чередование коротких и долгих звуков в музыке


Разгадывают кроссворд, вспоминая музыкальные термины:
симфония, ритм,

3.Скорость в музыке



темп,

4. и 5. Лад в музыке, узнать по трезвучию



мажор, минор,

6. Что называют «душой музыки»?



мелодию

- Молодцы, с кроссвордом справились.
А теперь подскажите мне, - ритм, темп, лад, мелодия, - что это в музыке?



- Средства музыкальной выразительности.

- Для чего существуют музыкальной выразительности?



Рассуждения, ответы.


У. подводит к постановке цели урока,-

Посмотрите внимательно на доску, - на портрет композитора, на кроссворд, на схемы. Как вы считаете, музыку какого композитора мы будем слушать на уроке, о чем будем беседовать?



Отвечают.

У. обобщает сказанное учащимися:
Таким образом, цель нашего урока – продолжить знакомство с музыкой Людвига ван Бетховена. А лучше понять его произведения нам помогут средства музыкальной выразительности. И, конечно же, мы будем петь, при этом стараться интонировать легко, напевно, звонко, не форсируя звук.


- Сегодня вы познакомитесь с пьесой « К Элизе» Людвига ван Бетховена. Она посвящена девушке.
Представьте себя на месте композитора.
Какую пьесу вы бы создали?
Какими средствами музыкальной выразительности подчеркнули ее характер, юность?





Проблемно – поисковая ситуация.


Индивидуальные ответы.

- Пьеса «К Элизе» является одним из самых красивых сочинений в мировой музыке.
Во время слушания понаблюдайте, меняется характер пьесы или нет.



Слушание «К Элизе»
Людвиг ван Бетховен.
Анализ.
При необходимости – работа со словарем эстетических эмоций.


Наводящие вопросы:
- Каким был характер пьесы в начале?
- в середине?
- были ли повторы?
- на сколько частей мы можем условно разделить пьесу «К Элизе»?



Повторное слушание и индивидуальная работа у доски со схемами.
Анализ ответа, самооценка, оценка класса (при необходимости)


- Можно ли эту пьесу назвать лирической?
Вокальное или инструментальное произведение?
Почему?



Рассуждения, ответы.

- Давайте просольфеджируем начало пьесы «К Элизе».



Сольфеджирование.

- Какие музыкальные жанры вы слышите в этой интонации?



Отвечают.

У: - вы правы. Песня и танец – вальс.
К сожалению, здесь недостаточно места для такого танца. Но мы можем размяться, выполнив несложные упражнения.

Физкультминутка.

Раз – на цыпочки подняться!
Надо всем, друзья, размяться.

Два – нагнулись до земли
И не раз, а два и три.

Три – руками помахали,
Наши рученьки устали

На четыре – руки в боки,
Дружно делаем подскоки

Пять – присели раза два
Шесть – нам петь давно пора.









Выполняют совместно с учителем.


Упражнения на восстановление дыхания (с закрытым ртом)

Продолжают работать

- Ребята, узнайте по интонации музыкальное произведение.
Исполняю мелодию песни «Сурок»,
не сообщая названия.



Отвечают.

- Кто является композитором?
- Принадлежность к жанру.
Давайте проинтонируем мелодию с закрытым ртом.



Дают ответы на вопросы.
Исполняют мелодию закрытым ртом интонационно осмысленно.


Анализ основных средств музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, мелодия, ритм).
- Какие чувства хотел передать Людвиг ван Бетховен своим слушателям?

Вокально – хоровая работа.



Работа над текстом, мелодией.
Пластическое
интонирование, -
при повторах «гладим сурка», а на проигрыш «вращаем ручку шарманки»


- Садитесь.
- А можем ли мы считать шарманку музыкальным инструментом? Аргументируйте свой ответ.



Отвечают.
- Нет, игра на ней не требует исполнительских навыков и музыкальных знаний.


- Шарманщик за свою жизнь бывает в разных ситуациях и испытывает разные чувства и настроения.
Попробуйте и вы на ваших лицах изобразить разные чувства:
1 ряд – РАДОСТЬ (у вас День рождения)



Выполняют задания по группам.
Мимикой изображают радость.

2 ряд – ГРУСТЬ (ссора с другом)



Мимикой изображают грусть.

3 ряд – УДИВЛЕНИЕ (вам подарили собаку)



Мимикой изображают удивление.

- Всему классу, - ВНИМАНИЕ, ВЫ В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ.



«Перевоплощение».

- Как вы считаете, можно ли чувства и эмоции передать в музыке?
Послушаем еще одно произведение Людвига ван Бетховена и определим, какие настроения передал композитор и сколько частей в пьесе.



«Веселая. Грустная». Слушание,
не сообщая названия пьесы.
Анализ основных средств музыкальной выразительности.
Работа со схемами.


- Сейчас мы послушаем еще раз пьесу «Веселая. Грустная». Движениями рук плавными, воздушными или отрывистыми передайте разные настроения в музыке.



Слушание. Пластическое интонирование.


- Хорошо. Кто мне напомнит название пьесы?



Ответы.

У. – А сейчас по ритмическому рисунку постарайтесь вспомнить название музыкального произведения.

Хлопаю ритм песни Я. Дубравина «Всюду музыка живет».



Ответы.
Вокально – хоровая работа.
Работа над кантиленой, легкостью, четкой дикцией.


Рефлексия.
У. – Наш урок подходит к завершению.
На партах перед вами лежат небольшие опросники.
Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них.

ТАБЛИЦА


ВОПРОСЫ
ОТВЕТЫ

1. Кто из композиторов написал пьесу «К Элизе»?


2. В каком музыкальном ладу написана песня «Сурок»?


3. Как менялся музыкальный лад в произведении «Весело. Грустно»?


4. Мне бы хотелось услышать еще раз на следующем уроке (укажи название)


5. Я оцениваю свою работу на уроке
Молодец!
Хорошо!
Старайся и все получится!




Заполняют таблицу


- Спасибо всем за работу.
Сегодня активно работали Молодцы!



Выход из класса под «Лунную сонату» Людвига ван Бетховена















15