План-конспект группового занятия в условиях тёмной сенсорной комнаты. (начальные классы)

План-конспект
группового занятия в условиях тёмной сенсорной комнаты.
КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Класс(группа): 3 класс(6-8 человек)
Тема занятия: Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы
Цель занятия:
деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия: восприятия цвета, мышечный релаксации, создание положительного эмоционального фона, формирование метапредметных.
Планируемые результаты освоения учебного занятия:
Личностные – снятие эмоционального напряжения в условиях сенсорной комнаты; развитие навыков рефлексии, формирование навыков саморегуляции.
Метапредметные:
Коммуникативные - развития навыков взаимодействия в группе.
Регулятивные – целеполагание; планирование и регуляция своей деятельности; прогнозирование.
Познавательные – поиск и выделение необходимой информации.
Тип занятия: общей методологической направленности
Материально- техническое обеспечение:
оборудование темной сенсорной комнаты: сенсорная тропа, пробор динамической заливки цветом «Солнце», зеркальный шар, профессиональный источник света, зеркальный уголок с пузырьковыми колоннами, фиброоптические волокна, светильник «Фонтан света», комплект многофункциональных модулей, мягкое напольное покрытие;
аудиозаписи: «Шум моря», «Шум водопада», «Плеск воды»;
другое оборудование: белые шифоновые платочки, сундучок, самоклеящиеся стикеры, мешочек, карта путешествия, морские эмблемы или воротнички;
комплект материалов для занятия: технологическая карта занятия-путешествия, индивидуальные Дневники настроения, звездочки.
I.Этап мотивации Вступительная часть.(самоопределение)

1.Упр. «Давайте поздороваемся».
Подготовка обучающихся к занятию в сенсорной комнате.
Психолог:
Приветствие, правила поведения, сообщение темы и цели занятия.
Предлагаю отправиться в волшебное путешествие, чтобы получить заряд положительных эмоций и снять эмоциональное напряжение.

По команде психолога дети начинают здороваться, выполняя команды « Один хлопок здороваются за руку, два плечиками, три спинками». Готовность группы к занятию

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений (Выполнение заданий и упражнений.)
2. Выполнение упражнения «Моя команда»
Создание условий для развития навыков взаимодействия в группе.
Создание условий для развития мыслительной деятельности, произвольного внимания, памяти, воображения.

Психолог:
Предлагает детям сесть на мягкое покрытие и прошу закрыть глаза и открыть только по сигналу. Ролевое перевоплощение.
Психолог предлагает прикрепить рассмотреть стикеры, прикрепленные на корабль с плохими и хорошими качествами характера.
Учащиеся закрывают и открывают глаза. Называют хорошие качества характера. Выбирают хорошие качества и плохие. Таблички с хорошими качествами прикрепляют к мачте корабля на карте, а плохие выбрасывают в мешочек.
Активное включение в деятельность группы. Развитие мыслительной деятельности

3. Упражнение «Сенсорная тропа»
Развитие тактильного восприятия рецепторов стопы, умение передавать свои ощущения речью; развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; развитие коммуникативных навыков.
Психолог:
Идя по трапу говорить о том, что ощущают ножки. Проходим по одному и садимся на корабль.
(Включить звуки моря, выключить свет, включить пробор динамической заливки цветом)
Предлагаю совершить морское путешествие.
Дети рассказывают о своих ощущениях.

4.Упражнение на дыхание «Паруса»
Развитие психических процессов: умение управлять своим телом, дыханием.
Психолог:
Предлагаю выполнить упражнение на дыхание.
Учащиеся берут платочки и выполняют дыхательные упражнения. Снятие напряжения

III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
Развитие тактильных, зрительных анализаторов; создание положительного эмоционального настроя.
На острове «Желаний»
5. Упражнение «Сокровенное желание»
Психолог:
-И вот мы на острове Желаний. Предлагаю вам взяться детям за руки, почувствовать тепло рук и загадать сокровенное желание.
Для этого необходимо полностью выключить свет на несколько секунд.
(выключить свет, включить светильник «Фонтан света»). Предлагаю рассказать детям о приятном событии.

Дети садятся, берутся за руки и загадывают желание. Рассказывают о приятных событиях. Создание положительного эмоционального настроя.
6. Упражнение «Водопад»
Общая релаксация; развитие слуха, воображения; развитие тактильного восприятия рецепторов рук, умения передавать свои ощущения в речи, саморегуляция психического состояния, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия.
Психолог:
Предлагаю подойти к водопаду, закрыть глаза, а затем открыть. Предложить сесть рядом с водопадом.
Пока дети сидят с закрытыми глазами, включаю пучок фиброоптических волокон, а затем рассматривает их вместе с детьми.
Предлагаю послушать шум водопада и понаблюдать за струйками воды, как меняется цвет воды, предлагаю взять в руки волшебные струйки прижать их к щечкам, намотать на кисть руки.
По окончании упражнения проводится обсуждение.
- Кому удалось представить себе водопад?
-Стало ли вам спокойнее?

Предлагаю взять на память цветные капли водопада. Предлагаю продолжить путешествие. Садятся на мягкий модуль- полуцилиндр. Закрывают глаза. Открывают, рассматривают волокна, слушают шум воды. Берут в руки волокна, прикладывают их к лицу, телу, наматывают на кисти рук. Отвечают на вопросы. Говорят о тех чувствах, которые испытывают в данный момент.. Забирают капли водопада, благодарят.

7.Упражнение "Ручей".
Зарядка положительными эмоциями, снятие эмоционального напряжения; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.
Психолог:
Предлагаю сесть на платформу, выбрать себе рыбку по цвету и понаблюдайте за их подъемом и опусканием вниз. Можно руками прикоснуться к стеклу, почувствовать движение воды.

Ребята садятся на платформу и выбирают себе рыбок. Слушают шум воды.
Прикасаются к стенкам колонн. Наблюдают за изменением цвета и движением рыбок и пузырьков воздуха.

8. Упражнение на релаксацию
Учить саморегуляции психического состояния, релаксации.
Психолог:
Предлагаю ребятам лечь на пол и закрыть глаза, прослушать под музыку текст, для релаксации.
Учащиеся ложатся на пол, закрывают глаза, выполняют дыхательные упражнения. Открывают глаза, улыбаются, поднимаются и становятся в круг.

IV. Этап включения изученного в систему знаний.
Учить ориентироваться в пространстве комнаты; развитие коммуникативных навыков, логического мышления, воображения.

Психолог:
Предлагаю найти сокровища. Наполнить сундучок своими желаниями.
Дети смотрят на карту, ходят по комнате и находят спрятанный сундучок, заполняют его желаниями.

V.Этап рефлексии.
Заполнение Дневника настроения. Оценка своего эмоционального состояния, формировать умение передавать свои чувства в речи.
Психолог:
Обсуждение с участниками, что больше всего понравилось на занятии?
-Испытывали ли вы трудности в путешествии? Предлагаю оценить свое настроение звездочкой. Хвалю каждого участника путешествия. Даю заполнить Дневники настроения и оценить.
Ребята рассказывают о своих чувствах. Прикалывают звездочки настроения к карте. Заполняют Дневники настроения.
Ритуал прощания.
Тактильное восприятие рецепторов рук, снятие эмоционального напряжения.
Психолог:
Прощание. Поглаживание ладошек по кругу.
Учащиеся поглаживают ладошек. Развитие тактильных ощущений.