Конспект урока по литературе на тему Духовные искания А. Болконского и П. Безухова (по роману Л.Н. Толстого Война и мир)


Тамбовское государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Мичуринский аграрный техникум»
(ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум»)

Конспект открытого урока по литературе на тему:
«Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
(по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)»Подготовил: учитель русского языка
и литературы А.В. Свиридов
с. Турмасово
2016/2017 учебный год
Тамбовское государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Мичуринский аграрный техникум»
(ТОГБПОУ «Мичуринский аграрный техникум»)
Открытый урок в рамках декады русского языка и литературы
Тема урока: Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Цель урока: Обобщить полученные знания о нравственных исканиях героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Задачи:
Выделить важнейшие этапы в духовном развитии князя Андрея Болконского и Пьера Безухова, определить, в чем схожи и в чем различны герои Толстого, помочь осмыслить всю сложность исканий А. Болконского и П. Безухова.
Продолжить развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения. Продолжить развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Продолжить обучение умению вести дискуссию.
Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию обучающихся, чувство патриотизма. Формировать Я-концепцию обучающихся.
Тип урока: урок повторительно-обобщающий с элементами новых знаний.
Оборудование урока:
ПК, проектор;
презентация (на слайдах тема урока, название урока, проблемный вопрос урока, портрет Л.Н. Толстого, эпиграфы к уроку);
видеоматериал (эпизоды из к/ф «Война и мир» (С. Бондарчук, 1969 г.); раздаточный материал: таблицы, систематизирующие знания учащихся об образах главных героев романа Л.Н. Толстого; карточки с цитатами из романа;
карточки с индивидуальными заданиями.
Основные приемы и методы:
урок построен с использованием приемов технологии личностно-ориентированного обучения, приемов технологии развития критического мышления; используется проблемный, эвристический, поисковый методы обучения.
Ход урока
Организационный момент.
2.Слово учителя.
(СЛАЙД 1.)
(На доске слайд с названием урока: «Духовные искания Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»».
Вопрос учителя группе: Как вы понимаете слова: ДУХОВНЫЙ, ИСКАНИЯ, СМЫСЛ ЖИЗНИ.
(СЛАЙД 2). Такое определение дают этим понятиям Толковые словари.
(СЛАЙД 3)
На слайде эпиграфы к уроку.
a.“Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, …, начинать и бросать, и опять бросать… А спокойствие – душевная подлость”. (Л.Н. Толстой).
b.Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
(А.С. Пушкин)
Учитель: Два эпиграфа – две части в названии нашего урока. Соотнесите эпиграфы с названием урока.
Действительно, А. Болконский и П.Безухов – самые любимые герои Толстого. И эти образы многогранны, объёмны и требуют нашего пристального внимания.
2. Стадия осмысления.
2.1. Чтобы ответить в дальнейшем на наш проблемный вопрос, вспомним, что мы знаем о героях романа Л.Н. Толстого?
Предлагается работа с таблицей и текстом произведения (См. Приложение к уроку).
Работа с таблицей предполагает беседу с обучающимися по выделенным этапам духовного пути героев романа. (В ходе беседы систематизируются знания обучающихся об образах главных героев романа. Предполагается обращение к тексту романа, цитирование эпизодов, просмотр видеоматериала (К/ф «Война и мир» (1969 г.), режиссер С. Бондарчук).
Итоги нравственных исканий подводятся после работы обучающихся с цитатами из романа.
Рефлексия.
Учитель: Давайте вновь обратимся к эпиграфу романа. Сделаем вывод, как эти слова соотносятся с тем путем духовных исканий героев романа, который был рассмотрен нами на уроке. (СЛАЙД 15)
Вопрос учителя: Что дал вам сегодняшний урок? Ответьте на вопрос по предложенной ниже ПОПС-формуле:
Позиция: Я считаю, что…
Обоснование: Потому что… 
Примеры: Я могу доказать это на примере…
Следствие: Из этого следует…
Итог урока.
Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание: читать т.4 ч.1 гл. X -XIII, эпилог романа.
Подготовка к сочинению по пройденному произведению.