Некоторые особенности обучения учащихся 5-11-х классов изобразительно-выразительным средствам языка


Некоторые особенности обучения учащихся 5-11-х классов изобразительно-выразительным средствам языка Учитель МОУ СОШ № 24 имени С.И. КлимаковаПортнягина В.Н. г. Якутск. Язык не бывает изучен,Земля не бывает изъезжена,Под нами – созвездья черешен,Над нами – созвездья созвучий В.Соснора Мир слов – многообразен, интересен, увлекателен и ещё до конца не разгадан, он так же неисчерпаем, как космос, вселенная. Какую бездну глубоких мыслей, идей, образов и эмоций мы получаем, обращаясь к художественной литературе! И всё это из слов, тех обычных, которые выстроились по алфавиту в словаре, ожидая, когда писатель призовёт их и заставит сверкать в своих произведениях всеми цветами смысловой и эмоциональной радуги, вдохнёт в них жизнь. Задача учителя русского языка и литературы заключается не только в обучении орфографическим и пунктуационным, орфоэпическим и грамматическим, лексическим и стилистическим нормам, но и в том, чтобы учащиеся имели достаточно полное представление о неисчерпаемой глубине слова, его изобразительно-выразительных возможностях. Тем более, что умение видеть изобразительно –выразительные средства в тексте является одним из требований государственной программы. Чего нет в опыте читателя, того нет для него и в тексте. Глава 1. «Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима…» Л.В.ЩербаКак развивать такую привычку? Необходима мотивация творческого восприятия художественного текста. В этом помогут страницы произведений блестящего мастера слова Н.В.Гоголя: Вот Чичиков и сопровождающий его Манилов направляются в присутственные места, чтобы оформить покупку «мёртвых душ»: «Во взаимных услугах они дошли, наконец, до площади, где находились присутственные места: большой трёхэтажный каменный дом, весь белый, как мел, вероятно для изображения чистоты душ помещавшихся в нём должностей…Из окон второго и третьего этажа иногда высовывались неподкупные головы жрецов Фемиды и в ту же минуту прятались опять: вероятно, в то время входил в комнату начальник ». Чтобы ускорить дело, Чичиков даёт взятку чиновнику: «Чичиков, вынув из кармана бумажку, положил её перед Иваном Антоновичем, которую тот совершенно не заметил накрыл тотчас её книгою. Чичиков хотел было указать ему её, но Иван Антонович движением головы дал знать, что не нужно показывать.» Для полного понимания этого отрывка (а тем более – всего произведения) и изображаемой Гоголем действительности необходимо прежде всего специальное знание обозначаемых реалий (присутственные места, присутствие – государственное учреждение того времени и т.п.), а также значений слов и выражений, например жрец Фемиды – служитель правосудия, Фемида имя богини и правосудия в древнегреческой мифологии. Умение видеть средства выразительности: «совершенно не заметил», т.е. заметил!Взяточник – «неподкупный жрец Фемиды»«Чистота помещавшихся в них должностей» Таким образом, восприятие художественного текста – не простое «пересаживание» его содержания в сознание ученика, а творческий, вместе с тем сложный процесс художественного воссоздания действительности. Именно в таких ситуациях возникает мотивация: потребность повышать уровень знаний, эрудицию. Знание древнегреческой мифологии, к образам которой обращались классики русской литературы, необходимо и в настоящее время. Глава 2 Как помочь ученику разобраться в образных словах(тропах), приёмах (фигурах) и безОбразных словах? подбираем факты, явления, ситуации в качестве технологического инструмента, предполагающего:- опору на жизненно-практическое начало жизнедеятельности ученика,-опору на знание прецедентных текстов-поиск в привычном удивительного, вызывающего яркий эмоциональный отклик. Примеры: 1) Рассмотрим, как общая образность текста может создаваться самыми обычными словами, а она, в свою очередь, делает их поистине поэтическими. С этой целью мы вспоминаем хорошо известную «оранжевую» песню на слова А.Арканова и Г.Горина:Прилагательное оранжевый становится многозначным, образным: это не только цвет детского рисунка, но и само непосредственное восприятие мира ребёнком, символ детства 2) прецедентные примеры:Метафора: в саду горит костёр рябины красной.. Инверсия – «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом» сравни: одинокий парус белеет в голубом тумане моря.(исчезает поэзия)Гипербола: На столе, например, арбуз – в СЕМЬСОТ РУБЛЕЙ АРБУЗ…Литота:И шествуя важно, в спокойствии чинном,Лошадку ведёт под уздцы мужичокВ больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! Пример анафоры:(единый зачин):Жди меня, и я вернусь.Только очень жди.Жди, когда наводят грустьЖёлтые дожди,Жди, когда снега метут,Жди, когда жара,Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера. (К.Симонов) Сравнение: Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела. (А.С.Пушкин)Эпитет: На печальные поляны Льёт печальный свет она. (А.С.Пушкин) Прецедентные примеры «работают» и при объяснении тропов и фигур речи, и при их повторении, и при выполнении задания к ЕГЭ, когда необходимо вставить нужный термин из списка изобразительно-выразительных средств. Глава 3. Использование наглядности. Любое изобразительно-выразительное средство в тексте должно вызывать какое-либо представление, будить фантазию, воображение. С этим понятно. Но дать понятие о тропах, фигурах речи гораздо сложнее. Учащиеся с трудом запоминают теоретические формулировки. Именно в таких случаях мы используем наглядность. Мчащаяся и обгоняющая всех и всё тройка Н.В.Гоголя – символ России: «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?.. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?» Ярким словесным образом является символ – эмоционально переживаемый словесный знак глубокого смысла, условно передающий сущность какого-либо явления. Слово-символ должен разгадываться, как иероглиф, в большей степени переживаться. Когда мы видим теплоход белого цвета, мы называем его белым пароходом, и в этом нет ничего особенного. В одноименной повести Ч.Айтматова это символ. Это воплощение чистоты детской души, протестующей против несправедливости, мечта о счастье . звукопись Сухие листья, сухие листья,Сухие листья, сухие листьяПод тусклым ветром, кружась, шуршат.Сухие листья, сухие листья,Под тусклым ветром сухие листья,Кружась, что шепчут, что говорят? В.Я.Брюсов Литота Сравнение: – это промежуточное положение между тропами и фигурами. Сравнение чаще всего присоединяется при помощи союзов как, точно, словно, будто, как бы, и др.Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела Сравнения могут присоединяться и бессоюзно. Очень распространено в языке бессоюзное сравнение в форме творительного падежа:-Пошла ты, баба! – закричали её тут же бороды заступом, лопатой и клином. – Ишь, куда полезла, корявая! (Н.В.Гоголь) Фигура: (антитеза) Кто ел из моей мисочки? Кто ел из моей миски?Кто ел из моей миски? Градация Бессоюзие: при отсутствии союзов речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развёртываются, сменяют друг друга: … вот уж по ТверскойВозок несётся чрез ухабы.Мелькают мимо будки, бабы,Мальчишки, лавки, фонари,Дворцы, сады, монастыри,Бухарцы, сани, огороды. «Голова, наполненная отрывочными и бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет» (Ушинский) Глава 4. Определим круг теоретических знаний, необходимых для обучения изобразительно-выразительным средствам. Современная наука о поэтическом слове унаследовала целый арсенал поэтических тропов и стилистических фигур Тропы и фигуры, чтобы их полно и глубоко понять, должны рассматриваться не изолированно, а в связном тексте Механическое заучивание снижает мыслительную деятельность школьников. Следовательно, необходимо обучать школьников приводить в систему множество базовых и периферийных понятий в форме алфавитного или тематического словаря. Это особенно важно в условиях информатизации - обучение способам классификации. Обращение к тезаурусу позволяет осуществить быстрый поиск информации, способствует повышению познавательной активности, помогает превратить знания в навыки и умения. Имея перед собой тематический тезаурус, ученики наглядно представляют весь объём изучаемого теоретического материала, понятийную связь между подтемами одной большой темы. Словарь изобразительно-выразительных средств Изобразительно-выразительные средства Языковые средства Антонимы -Многозначность - Синонимы -Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. У Сони беда стряслась. Большая. Экспрессивная лексика -Вставные конструкции -Присоединительные конструкции- Тропы - Виды троповАллегория (греч. Allegoria – иносказание). Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.Гипербола -Ирония -Литота -Метафора -Метонимия -Олицетворение - Перифраз - Стилистическая фигура – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Среди них выделяются наиболее распространенные фигуры речи:Анафора - это повторение отдельных слов или оборотов в начале: отрывков, из которых состоит высказывание. Например, (лексическая анафора):Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза... (С.Есенин)Антитеза -Бессоюзие - Градация -Инверсия –Многосоюзие (или полисиндетон) – Параллелизм –Риторический вопрос-Умолчание-Эллипсис-Эпифора- «Язык неистощим в соединении слов» А.С.ПушкинГлава 5. Чтобы глубоко понимать тот или иной троп, надо представить, как он возникает. Рассмотрим это на примере метафоры 1. Мы видим и слышим:В осеннем лесу рыжеватые опавшие листья застряли в ветках можжевельника, висят на них клочками. Река покрылась первым синеватым льдом, земля застыла, гулко отдаются наши шаги, под ногами хрустят льдинки. Сникла, полегла трава вдоль дорожек. На облетевших, прозрачных рябинах - ярко-красные гроздья.2. Мы чувствуем:У природы есть душа. Она прячется от нас, мы видим только её следы, но ведь кто-то же смял эту траву, развесил опавшие листья… Так уютно, так привычно в осеннем лесу – и в то же время так печально, так торжественно, и почему-то проникаешься жалостью и нежностью…3. Мы сравниваем:Порыжевшие листья похожи на клочья гривы, которые оставила на кустах рыжая лошадь. Хруст льдинок и гулкое эхо наших шагов напоминает топот лошадиных копыт вдалеке. А яркие красные пятна рябиновых кистей среди голых веток кажутся висящими прямо в воздухе – как будто это капли крови какого-то невидимого существа, стоящего среди деревьев…4.Мы убираем первый план – то, что видели и слышали, - подменяем его изображением того, с чем сравнили виденное и слышанное под влиянием возникших у нас чувств, - и появляется метафора, которая превращает обычную пейзажную зарисовку в стихи:Тихо в чаще можжевеля по обрыву, Схимник-ветер шагом осторожнымОсень – рыжая кобыла – чешет гриву. Мнёт листву по выступам дорожнымНад речным покровом берегов И целует на рябиновом кустуСлышен синий лязг её подков. Язвы красные незримому Христу (С.Есенин) Глава 6. Практическое применение знаний по принципу усложнения заданий:1) Найти изучаемое художественное средство в данном материале2) Объяснить значение этого средства в данном контексте3) Определить структуру средства(как, на каком образно-ассоциативном материале оно создано)4) Создать свой вариант (если возможно) этого художественного средства:(можно применить самые разнообразные методы: творческие диктанты по картинам, упражнения на подбор эпитетов., художественный пересказ текстов с сохранением стиля писателя, самостоятельный поиск употребления данного средства в изучаемом или любимом произведении и т.д. ) Список использованной литературы Т.А.Кудинова «Трудности ЕГЭ по русскому языку» Ростов-на Дону. «Феникс» 2004.Л.А.Новиков «Искусство слова» М. «Педагогика» -1991 Т.А.Служевская «Уроки русской словесности» (Практикум по культуре речи) С-Петербург 1999.