Создание ситуации успеха на уроке

(СЛАЙД 1)Создание ситуации успеха на уроке
(СЛАЙД 2)
С психологической точки зрения успех – переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.
С педагогической точки зрения
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности (как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом).
(СЛАЙД 3)
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
(СЛАЙД 4)
Переживание учеником ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы;
позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
развивает инициативность, креативность, активность;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат
(СЛАЙД 5)
Технологические операции создания ситуаций успеха:
Снятие страха
Снятие страха – особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ» или же «Мы все тебе поможем».
Авансирование успешного результата
Дружеское положительное подкрепление – авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится».
Скрытое инструктирование
«Скрытая инструкция» - это завуалированная помощь человеку. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с» или «Обычно удобнее приступить с», или же «Здесь, вероятно, главное». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов субъекта.
Внесение мотива
«Нам это очень надо, потому что», «Для тебя это важно, потому что». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.
Персональная исключительность
«Только ты и мог бы; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта.
Мобилизация активности или педагогическое внушение
Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.
Высокая оценка детали
Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе», «Больше всего мне нравится, как ты», «Поражает такой фрагмент».

(СЛАЙД 6) Система методов создания ситуации успеха на уроке:
Методы дифференцированного обучения
Метод проектов
Индивидуальное портфолио

(СЛАЙД 7) Способы создания ситуации успеха:
«Эмоциональное поглаживание»;
«Даю шанс»;
«Следуй за нами»;
«Эмоциональный всплеск»;
«Обмен ролями»;
«Заражение»;
«Отсроченной отметки»;
«Эврика»;
«Интеллектуальная инверсия»;
«Умышленная ошибка»;
«Линия горизонта»
Эмоциональные поглаживания
Учитель на уроке делает похвалу: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами».
«Даю шанс»
Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.
«Следуй за нами»
Для неуспевающего школьника учитель находит интеллектуального спонсора. Спонсор значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требованиями, принуждениями.
Наиболее эффективный путь привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.
«Эмоциональный всплеск»
Какой огромный эмоциональный заряд скрывается в добром слове учителя, всем сердцем желающего успеха своему воспитаннику!
Формируем веру в себя, веру в успех.
«Обмен ролями»
На одном из уроков географии Светлана Александровна сделала мне замечание. Она иронично сказала: «Может быть, ты будешь вести урок? Я ей ответил: «Давайте!» И она поручила мне подготовить и провести урок по заданной теме. Готовился основательно. Прочитал много дополнительной литературы, которую она мне порекомендовала.
«Заражение»
«Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.
«Отсроченной отметки»
Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!
«Эврика»
Секрет приема прост: заключается «в стремлении учителя разбудить мысль учеников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в процесс творчества» (Амонашвили Ш.А.).
Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное.
Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
«Интеллектуальная инверсия»
(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке)
Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно представить так: учитель получает знания, передает их учащимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога.
«Умышленная ошибка»
Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
«Линия горизонта»
Явление это известно с раннего детства. Сколько бы ты ни приближался к тому месту, где проходит воображаемое слияние неба с землей, оно всегда будет отдаляться, манить, вести за собой до бесконечности. То же и в случае увлечения (заинтересованности) ребенка чем-то.
Мальчик сам открыл для себя эту радость, а какова роль учителя? Подготовился, получил хорошую отметку, заслужил похвалу учителя, уважительное отношение одноклассников. Можно, однако, предположить, что решающую роль здесь сыграла позиция учителя, направленная на поддержку интересов ученика, ее стремление психологически поддержать его («А ты способный! Молодец!»), предоставить трибуну для нового выступления. Посылка на олимпиаду явно вписываются в педагогический прием условно названный «Линия горизонта». Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир. неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами.

(СЛАЙД 8) БАНК СИТУАЦИЙ УСПЕХА
Минутки психологической разгрузки или эмоциональной зарядки (шутки, загадки, скороговорки).
Вопросы, которые задают сами дети. + Задай вопрос учителю
Прием-подсказка (План-ответ, рисунок-подсказка, таблица, опорные сигналы и пр.)
Частично-поисковые и эвристические ситуации (проблемные задания)
Какую отметку хочешь получить в конце четверти?
Конкурс эрудитов (на предметных неделях) Итоговые межпредметные конференции
Подбор заданий нарастающей сложности
Дифференцированная помощь ученикам в выполнении заданий одной и той же сложности
(СЛАЙД 9) «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться» В.А.Сухомлинский.

(СЛАЙД 10) Спасибо за внимание.
15