Статья «Методы и приемы организации ситуации успеха для учащихся 5 класса на 2 ступени обучения»

«Методы и приемы организации ситуации успеха для учащихся 5 класса на 2 ступени обучения»
Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
С психологической точки зрения успех это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами (с уровнем притязаний), либо превзошел их.
С педагогической точки зрения ситуация успеха –это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой рассол? Что взять за его основу? Педагогу для рассола нужны приемы и методы создания ситуации успеха.
Какие технологические операции создания ситуаций успеха провожу я?
Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
«У вас обязательно получится».
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.
«Возможно, лучше всего начать с..».
«Выполняя работу, не забудьте о..».
Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться»
Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
«Только ты и мог бы.».
«Только тебе я и могу доверить».
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой»
Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий.
«Нам уже не терпится начать работу».
«Так хочется поскорее увидеть»
Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
«Тебе особенно удалось то объяснение».
«Больше всего мне в твоей работе понравилось».
«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
А теперь попытаемся систематизировать приемы и методы создания на уроках ситуации успеха.
Какие приемы создания ситуации успеха я использую?
"Эмоциональное поглаживание".
Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит "молодец", "умница ", "Ребятки, я горжусь вами!". Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, в этом залог успешного воспитания.
2.«Умышленная ошибка»
Мы ведь привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя!
Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.
3. «Заражение»
В случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Какие методы помогают создать ситуации успеха на уроке?
Метод дифференцированного обучения
Необходимость дифференцированного подхода к учащимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Коллективная форма обучения.
В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”. Часть учащихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников
Проектный метод
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.
Диагностика эмоционального состояния учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса
Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.
С чего начинается создание ситуации успеха на уроке?
Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Возможно, с необычного начала урока. С создания психологического климата, обстановки жизнерадостности, разумного сочетания репродуктивных и творческих методов. С предвкушения необычности, способности учителя удивлять.
Так, например, на этапе «Мотивация учебной деятельности. Целеполагание» можно предложить вызывающее интерес к теме урока задание: покажите на пальчиках:
- Сколько частей речи вы знаете?
- Сколько типов речи вам известно?
- Сколько стилей речи существует? и др.
Приступая к этапу «Работа над темой урока» предлагаю вызывающее интерес к теме урока задание:
-Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это. (Текст у каждого на парте)  Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные.  Пуськи бятые  Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:  Калушата, калушаточки! Бутявка!  Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.  А калуша волит:  Оее, оее! Бутявка – то некузявая!  Калушата бутявку вычучили.  Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:  Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!  Физминутка тоже помогает развивать интерес:
- Игра на внимание “Хлопок – молчок” (игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат имена существительные женского рода, а мальчики – мужского: кот, кошка, воробей, лиса, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.
Помогают поддержать хорошее настроение на уроке интересные приемы рефлексии:
Прием «Незаконченные предложения»
Продолжите предложения:
«На уроке мне больше всего понравилось»
«Меня удивило»
«Я запомнил, что»
или
«Сегодня я узнал»
«Интереснее всего было»
«Мне это пригодится, чтобы»
Прием «Вопросы друг другу»
Учитель задает вопрос по теме урока и вызывает учащегося. Тот вызывает учащегося, задавая ему свой вопрос по теме.
Прием «Составь высказывания»
«Я сегодня научился»
«Я сегодня закрепил знания»
Игра «Змейка»
На доске записаны задания для каждого ряда. Учащиеся по очереди – один человек из ряда – пишут одно слово по заданию. Ряд, все учащиеся которого справятся с заданием быстрее и правильно, выигрывает».
«Подчеркни нужное слово»




1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

активно / пассивно

доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал

стало лучше / стало хуже
понятен /
не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен















Физкультминутка для пальцев
Покажите на пальчиках:
- Сколько частей речи вы знаете?
- Сколько типов речи вам известно?
- Сколько стилей речи существует? и др.
7. Опрос
- Расскажите изученную сегодня орфограмму. Приведите примеры.
8. «Смайлик»
- Нарисуйте смайлик на полях, который бы отражал вашу подготовку к уроку (настроение на уроке, усвоение материала).
9. «Взаимоопрос» (работа в парах)
- Задайте друг другу по 2 вопроса, касающихся сегодняшней темы.
- Кто из вас увереннее отвечал на вопросы, а кому стоит еще повторить материал?
10. Прием «Микрофон»
- Что сегодня на уроке произвело на вас большое впечатление, запомнилось?
11. Прием «Градусник»
- На градуснике 36.6 – это нормальная температура тела человека. Какова ваша температура усвоения сегодняшнего материала урока? Все поняли, получилось – 36.6. Не все в порядке – температура ниже. Запишите вашу температуру на полях тетради.
12. Прием «Перевоплощение»
- Представьте себя охотничьим ветром. Расскажите на ушко соседу историю сегодняшнего урока (чему вы научились). Как вы будете это делать: громко, шумно, нежно, тихо?
13. Прием «Баллы»
- Поставьте себе от 1 до 10 баллов, в зависимости от того, как вы поняли материал урока. Что бы вам еще хотелось узнать по этой теме?
Рассмотрим методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха на этапах урока
Этап урока
Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха
Обоснование выбранных приёмов

Организационный
Устранение пробелов знаний, анализ ошибок
Мысль, что мы все пробуем, ищем, ошибаемся, добавляет уверенности, «убирает» страх перед ошибкой, перед трудным заданием

Проверка домашнего задания
Закрепление пройденного и устранение ошибок в задании, выполненном самостоятельно.
Предоставляется возможность исправить допущенные ошибки

Постановка целей и задач урока
Авансирование успешного результата: «Тема трудная (лёгкая, есть сложности и т.д.), но я не сомневаюсь: у вас всё получится, вы обязательно справитесь». Внесение мотива
Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что дети обязательно справятся с проставленной задачей

Объяснение нового материала
Мобилизация активности: побуждает к выполнению различных действий, Скрытое инструктирование ученика в способах и формах совершения деятельности («Обратите внимание на», «С чего лучше начать», «Догадайтесь, почему»). Персональная исключительность: «Это можешь сделать только ты», «У тебя получится лучше (не хуже), чем у других»,. Метод «педагогического рисунка»: выполняя работу, учитель действует одновременно с детьми, допуская при этом какие-то неточности, промахи.
Дети при изучении новой темы могут предлагать свои решения проблемы, высказывать свои версии, что тоже помогает снять страх перед неправильным ответом.

Закрепление изученного
Использование ситуации «от простого к сложному». Высокая оценка детали: «Особенно мне понравилось», «Вот здесь ты был молодец»
Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможно успешное выполнение более сложного.


Алгоритм создания ситуации успеха на уроке
Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.
Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.
Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?
Реальная помощь в продвижении к успеху.
Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.)
Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы

Действия учителя, обеспечивающие ситуацию успеха:
Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.
Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.
Не давайте детям прозвища,
не вешайте на них ярлыки.
Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте
«персональную исключительность»
Аргументируйте необходимость ваших действий; ту отметку, которую вы выставляете ученику.
Оценивайте действия ученика с акцентом на детали.
Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им свое мнение.
Не высказывайте недовольство ученику при всем классе, не применяйте угрозы.
Помните, что вы, как педагог, формируете личность обучающегося и частично несете ответственность за его дальнейшую судьбу.
 
Все эти приемы и методы способствуют формированию УУД у учащихся 5 класса на 2 ступени обучения.
В заключение хочу обратиться к словам известных талантливых педагогов:
Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно. (Л.Н.Толстой)
Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. (В.А. Сухомлинский)
15