Мастер-класс Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития творческого мышления младших школьников


МБОУ СОШ №106
МАСТЕР-КЛАСС
«Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития творческого мышления младших школьников»
Учитель начальных классов
Мишакова Ольга Анатольевна
2015 год
Сегодня я проведу мастер-класс на тему «Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития творческого мышления младших школьников»
Основной идеей этой темы является абсолютная важность развития познавательного интереса младших школьников на современном этапе, когда мы видим постепенное угасание стремления учеников к самостоятельной деятельности, отсутствию, как бы то ни было стимула к исследованию и познанию неизвестного.
Для развития у младшего школьника познавательного интереса необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем ребенок может войти в мир творчества.
Считаю, что математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Уже в 1 классе учащиеся сталкиваются с проблемной ситуацией на уроках.
Я продемонстрирую, каким образом на уроке математики можно создать проблемную ситуацию, найти пути решения проблемы и тем самым способствовать развитию познавательного интереса у младших школьников.
Мастер-класс проведем в виде известной игры. Вы мне поможете.
Урок математики в 1 классе по теме «Задача, её составные части».
В нашей игре сегодня принимают участие 3 группы.
Элементы игровых технологий наиболее эффективны в начальных классах, что связано с особенностями психического развития младшего школьника.
Для развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики я использую известные методы обучения:
Репродуктивный. Основное назначение метода-формирование навыков умений использования и применения полученных знаний.
Эвристический или частично-поисковый метод. основное назначение метода- постепенная подготовка обучающихся к самостоятельной постановке и решению проблем.
Проблемный. Основное назначение метода-раскрытие в изучаемом материале различных проблем и показ способов их решения.
Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Основное назначение метода –организация усвоения информации учащимися путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия.
Уважаемые коллеги, выберите метод, который наиболее сочетается с темой сегодняшнего мастер-класса. А остальные исключите.
Вы совершенно правильно выбрали проблемный метод обучения.
Я вижу суть проблемного обучения в противоречии между знаниями и отсутствием необходимых знаний. Возникает вопрос «Каков путь от незнания к знанию?» для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, то есть возникает проблемная ситуация и требуется напряжение умственной деятельности для её решения.
Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.
Каждый вид математического задания - текстовая задача, математические цепочки, уравнения, примеры и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблема.
Из предложенных видов заданий выберите тот, на примере которого можно наиболее наглядно продемонстрировать создание проблемной ситуации и пути её решения. Остальное исключите.
(на доске текстовая задача, математические цепочки, уравнения, примеры, всё исключаем, остаётся задача)
Итак, сегодня мы рассмотрим такой вопрос: создание проблемной ситуации в ходе знакомства с задачей и её составными частями. В конце игры мы должны определить, что же такое «Задача».
(повесить на доску карточку ЗАДАЧА)
Использование наглядности - также одна из важнейших форм работы на уроке в начальных классах
Предлагаю вам задание: определить, есть и среди данных текстов задача?
( тексты раздать)
В городе было 1 спортивное сооружение-стадион. За последние годы построили еще 3
Летом на декоративном водоёме плавало 2 лебедя. Осенью несколько лебедей улетели в теплые края. Сколько лебедей осталось?
На одной улице 20 фонарей, а на другой-18 фонарей, из них 4 неисправны. Сколько исправных фонарей на этих улицах?
Сделать выбор и обосновать своё решение - такой приём стимулирует ребенка к размышлению, что очень важно. Особенно, когда содержание задачи близко и понятно, связано с повседневной жизнью.
Участники 1 и 2 групп говорят, почему исключили 1 и 2 тексты, 3 группа читает задачу.
Давайте докажем, что эта задача.
А чтобы вы лучше запомнили, мы построим 2-х этажный дом.
Скажите, с чего начинают строить дом? (с фундамента)
Затем? (стены 1 этажа)
(стены 2 этажа)
( крыша)
А с чего же начинается задача? (условие)
Что ещё есть в задаче? (вопрос)
Что мы делаем с задачей? (решаем, решение)
Что получаем в итоге? (ответ)
1-называют условие (карточка со словом условие)
2- называют вопрос (вопрос)
3- называют решение и ответ (решение) (ответ)
Снова использование наглядности, ведь именно наглядно-образное мышление стоит на первом месте у младшего школьника.
- Вернемся к нашим «полузадачам» и проанализируем их:
-А можем ли мы помочь им превратиться в настоящие задачи?
- Каких частей не хватает?
1 и 2 группы составляют 1 «полузадачу». Но с разными вопросами, 3 группа-2 «полузадачу» и называют части задачи.
Итак, делаем вывод: составные части задачи- это условие, вопрос, решение и ответ.
Закрепим полученные знания с помощью творческого задания, которое, безусловно, способствует развитию познавательного интереса изучению предмета и формированию положительной мотивации к учению в целом.
Работа в группе (самостоятельно)
-Коллеги, я раздам вам карточки с данными.
Ваша цель: составить задачу соответственно требованиям, которые мы с вами сейчас обговорили.
В городе 16 школ
3 высших учебных заведения
7 фонтанов
Скверов-5
Клумбы-23
( каждая группа придумывает свою задачу и задаёт её участникам других групп)
Группы задают задачи другим участникам игры, те решают задачи, проговаривая,
Где условие, вопрос, решение, ответ.
Спасибо. Наша игра подходит к завершению.
В начале игры перед нами стояла проблема: что можно назвать задачей?
Давайте подведем итог.
Подведение итога - один из важнейших моментов урока на любой ступени обучения. Рефлексия.
Уважаемые коллеги! Я хотела бы услышать ваши комментарии по поводу проведенной работы (комментарии участников)
И в завершение игры я хотела бы поблагодарить вас за активную работу и добрые слова. Сегодня вы поднялись ещё на одну ступеньку по лестнице знаний. Надеюсь, эти знания пригодятся вам в вашей педагогической деятельности.
Спасибо за внимание!