Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников.



Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Учение превращается в сотрудничество – совместную работу учителя и учеников по овладению знаниями и решению проблем. На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология.
Всем известно, что дети уже по природе своей – исследователи Исследовательская деятельность для них является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации и формирование познавательных универсальных учебных действий.
Организация исследовательской деятельности младших школьников осуществляется мною в различных формах:
На уроке Внеурочная деятельность
урок – исследование
урок - экскурсия
урок - творческий отчёт
урок – творческая лаборатория
урок – презентация
урок - путешествие кружки
олимпиады
интеллектуальные марафоны
экскурсии
исследовательские домашние задания
Представлю систему организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В первом классе вполне возможно приступать к исследовательской деятельности. Приведу пример задания для первоклассников на уроке «Обучения грамоте» при изучении темы «Буквы А, Я». Предлагаю детям разные тексты, напечатанные на листочках. Задание: найдите и обведите в тексте все буквы А, подчеркните – Я. Выясните, какая буква чаще употребляется. Такое задание не только развивает внимание и способствует усвоению букв, но и носит поисково-исследовательский характер. Первоклассники часто задают вопросы по поводу встречающихся непонятных по значению слов. Использую приём «Попробуй узнать сам», т. е. спросить дома, в библиотеке, а затем рассказать в классе.
Исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.
Успешному достижению цели сопутствует сотрудничество с родителями учеников. Каждый ученик совместно с родителями создаёт портфолио, которое помогает выявлению индивидуальных творческих способностей детей.
Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.
Первый этап - это тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребёнка с техникой проведения исследования.
С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.
Впоследствии, уже во второй четверти первого класса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные.
Начиная со второго класса, работаю над формированием умений видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал.
Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе? С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
Отличительной чертой урока - исследования является целостность, т.е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока.
В своей работе использую различные методические приёмы и эффективные формы для развития общих исследовательских умений младших школьников:
Методический приём Описание приёма Результаты развития универсальных учебных действий
«Тема одна – сюжетов много»
Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему Действия постановки и решения проблемы
«Посмотри на мир чужими глазами». Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Формулирование проблемы
«Сколько значений у предмета» Детям предлагается хорошо знакомый предмет. Это может быть корзина, кусочек мела, карандаш и многое другое. Задание: придумать как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета. Самостоятельное создание способов решения проблем
Упражнения на обстоятельства
При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? При каких условиях будут полезными два или более из этих предметов?
-книга
-кирпич
-газета Логические (построение логической цепи рассуждений)«Найди возможную причину события» -вертолёт целый день кружил над лесом
-друзья поссорились
-медведь зимой бродит по лесу Логические
(установление причинно-следственных связей)
Использование провокационных идей
Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?‖ Почему это могло произойти? Придумайте несколько гипотез и провокационных идей по этому поводу. Логические
(выдвижение гипотез и их обоснование)
Описание Описать объект – значит, ответить на вопросы: Что это такое? Чем это отличается от других объектов? Чем это похоже на другие объекты?
Общеучебные (умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание)
Характеристика Этот приём предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета.
Попробуй дать характеристики героям любимых сказок или мультфильмов. Общеучебные (умение структурировать знания)
Сравнение Подбери сравнение для таких объектов: лампа, слон, дерево, книга. Общеучебные (применение методов поиска)
Загадки как определения понятиям Важным средством развития давать определения понятиям у младших школьников являются обычные загадки.
Сочини юмористическую загадку о животном Общеучебные (определение основной и второстепенной информации)
«Классификация с явными ошибками» Используются задания, содержащие явные ошибки. Это позволяет объяснить настоящие правила логики Логические
(доказательство)
«Найди ошибки художника Детям предлагаются зрительные образы с намеренно сделанными ошибками Логические
(синтез)
«Найди силуэт изображённого предмета» Детям предлагается рассмотреть изображение предмета, а затем показываются схожие с ним силуэты. Надо по памяти выбрать лишь один. Логические
(анализ)
Внедряю в свою работу новую программу внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Я – исследователь», направленную на формирование познавательных УУД, способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности. Результатом нашей совместной исследовательской деятельности с детьми стали самостоятельно изготовленные книжки-малышки по теме «Числа в загадках, пословицах, поговорках», газета «Если хочешь быть здоров». Учащиеся выполнили самостоятельные исследования по темам «Откуда берется и куда девается мусор», «Математика вокруг нас. Узоры на посуде», «Красная книга или возьмём под защиту».
Уроки-исследования помогли мне создать благоприятные условия для интеллектуального, личностного роста младших школьников и формирования общеучебных, логических универсальных учебных действий, а также действия постановки и решения проблем. Организация такой формы познавательной деятельности, как научно-исследовательская, даёт моим ученикам возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя на уроках и в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка,
К организации исследовательской деятельности с детьми начальной школы нужен особый подход. Учителю нужно начать с себя, самому перестроится. На первых порах придется взять на себя большую часть работы. Но не надо бояться трудностей, и работа станет интереснее.
Помните, что дети должны идти «рядом», а не «позади», ищите истину вместе с ними.