Проектные технологии при переходе на ФГОС ООО образовательной области Технологии


МБОУ “Лицей им. С.Н. Булгакова” г. Ливны Орловской области Руководитель ММО учителей технологии , учитель технологии высшей квалификационной категории 5.04.2015 Андреева Елена Ивановна Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование УУД, которые являются основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений  и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.  Актуальность темы Являясь одной из основных педагогических технологий XXI века, метод проектов занял особое место в программе образовательной области «Технология». Эта технология, «включая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути», позволяет эффективно организовать учебно-воспитательный процесс на уроках технологии..Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации Проектная технология Составные части творческого проекта Изделие Пояснительная записка Защита творческого проекта 1 Поисково-исследовательский разделВыбор и обоснование темы проектаПостановка целей и задачИсследование. Историческая справкаБанк идей Выбор и описание базового варианта.2. Конструкторско-технологический разделОрганизация рабочего места. Выбор материала Технология изготовленияОхрана труда при выполнении работ3. Заключительный раздел Экономическое обоснование Экологическое обоснование Реклама Самооценка Словарь терминов Список литературы Содержание пояснительной записки Рабочая тетрадь для творческих проектов 5 класс Автор: Андреева Е.И. Требования к изделиям Изделие должно быть посильно в изготовленииС использованием доступных материаловБезопасно в изготовлении и использованииОтражать творчество и индивидуальностьБыть эстетически красивым, модным, практичным и функциональнымДолжно быть полезно для общества и конкретной личности. личностные регулятивные познавательные коммуникативные Переход на ФГОС второго поколения Универсальные учебные действия Личностные УУДОбеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся Нравственно-этическая ориентация Выделение морально –этического аспекта в событиях и действияхПостроение системы нравственных ценностейНравственно-этическое оцениваниеОсуществление личностного выбора Познавательные УУДОбеспечивают общеучебный комплекс компетенций Формулирование познавательной цели;Применение методов информационного поиска;Структурирование знаний;Работа с текстами различных видов;Создание алгоритмов деятельности;Моделирование. общеучебные логические Постановка и решение проблемы планирование прогнозирование контроль коррекция Регулятивные УУДобеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности Оценка Коммуникативные УУД Определение цели и функций участников;способов взаимодействия Инициативное сотрудничество в поиске информации Планирование учебного сотрудничества Постановкавопросов Контроль, коррекция, оценка его действий Владение монологичной и диалогичной формами речи в соответствии с нормами языка Управление поведением партнера Умение выражать свои мысли Примерный контрольно-оценочный листтворческого проекта № п/п Этапы выполнения проекта Критерии оценки Кол-во баллов Оценка в бал­лах 1 2 3 4 5 1 Поисково-исследовательский раздел - обоснование возникшей проблемы и потребности Есть/нет 1 - выбор модели, описание внешнего вида модели Есть/нет 1 - выбор материала Есть/нет 1,5 - выбор оборудования, инструментов,   организация   рабочего места Есть/нет 1,5 2 Конструкторско- технологический раздел - выполнение технологических операций Есть/нет 2 - соблюдений технологической последовательности Есть/нет 1 - правильность сборки и отделки изделия Есть/нет 1 3 Заключительный раздел - экономическое обоснование Есть/нет 1 - экологическое обоснование Есть/нет 1 - защита проекта Есть/нет 1 - убедительность изложения материала Есть/нет 0,5 (гармония,  соответствие  теме, дополнение и т.д.) - ответы на вопросы Есть/нет 0,5 Общий балл 12 Оценка (отлично) Цель работы при переходе на ФГОС образовательной области «Технология» Выбор направления УМКУМК Т.А. Тищенко,В.Д. Симоненко Технология (Индустриальные технологии) издательство «Вентана-Граф» На основании приказа № 1707 от 9 сентября 2011г. Департамента образования, культуры и спорта Орловской области «О работе региональных экспериментальных площадок в системе образования Орловской области в 2011-2012 учебном году», базовым образовательным учреждением по апробированию УМК «Технология» определено МБОУ «Лицей им. С.Н.Булгакова», г. Ливны (учитель Андреева Е.И.). Базовое ОУ по апробированию УМК Е.С. Глозман под редакцией Л.Ю. Хотунцев Технология (Индустриальные технологии) Учителя отмечают: учебный материал изложен в научной и доступной форме; учебник хорошо структурирован и иллюстрирован;учебники содержат задания, при выполнении которых учащиеся приобретают умение планирования практической и проектной деятельности под руководством учителя;ясно и четко изложена в рабочих тетрадях технологическая карта; электронное сопровождение соответствует предъявляемым требованиям. Результаты инновационной работы Анкетирование учащихся 5-7 классов - 286 человек (5-е классы – 97, 6-е классы – 98, 7-е классы – 91) показало, что 94% дали высокую оценку УМК. Уровень обученности по технологиипри выполнении творческого проекта Анализ результатов проектной деятельности учащихся 5-8 классов 2012-2013 у.г. СОДЕРЖАНИЕВведение 4Творческий проект§ 1. Что такое творческий проект 6§ 2. Этапы выполнения проекта 7Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов§ 3. Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы 10§ 4. Графическое изображение деталей и изделий 16§ 5. Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины 21§ 6. Последовательность изготовления деталей из древесины 25§ 7. Разметка заготовок из древесины 28§ 8. Пиление заготовок из древесины 32§ 9. Строгание заготовок из древесины 38§ 10. Сверление отверстий в деталях из древесины 43§ 11. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей 49§ 12. Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами 55§ 13. Соединение деталей из древесины клеем 60§ 14. Зачистка поверхностей деталей из древесины 63§ 15. Отделка изделий из древесины 67Технологии художественно-прикладной обработки материалов§ 16. Выпиливание лобзиком 71§ 17. Выжигание по дереву 75Творческий проект «Стульчик для отдыха на природе» 80 Содержание УМК А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко Технология. Индустриальные технологии 5 класс. Содержание УМК А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко Технология. Индустриальные технологии 5 класс. Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов§ 18. Понятие о машине и механизме 91§ 19. Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы 97§ 20. Рабочее место для ручной обработки металлов 102§ 21. Графические изображения деталей из металла и искусственных материалов 106§ 22. Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов 110§ 23. Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки 115§ 24. Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы 118§ 25. Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов 123§ 26. Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы 127§ 27. Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки 132§ 28. Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов 137§ 29. Устройство настольного сверлильного станка 141§ 30. Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов 146§ 31. Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмассы 152Творческий проект «Подставка для рисования» 156 Технологии домашнего хозяйства§ 32. Интерьер жилого помещения 163§ 33. Эстетика и экология жилища 168§ 34. Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью 174ПриложениеБанк объектов для творческих проектов 180Пример портфолио ученика 5 класса 187 Выбор темы проекта Содержание УМК А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко Технология. Индустриальные технологии 5 класс. Проектные технологии всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Используя проектные технологии обучающиеся МБОУ “Лицей имени С.Н. Булгакова “ на протяжении 5 лет становятся призерами и победителями муниципальных и региональных туров Всероссийской олимпиады по технологии. Участниками Всероссийской олимпиады школьников по технологии, призерами муниципальных, Всероссийских научно-практических конференций. Рабочая программа УМК А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. Технология. Индустриальные технологии ФГОС ООО 5 класс Составлена на основе:1. УМК А.Т. Тищенко В.Д. Симоненко. Технология. Индустриальные технологии. 2. Авторская программа Андреевой Е.И. учебного предмета Технология. «Художественная обработка материалов. Проектирование художественных изделий в технике пропильной резьбы». 5-8 классы.(Лицензия № 374 от 5.12.2013 г.