Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством интегрированного обучения на уроках географии.


Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством интегрированного обучения на уроках географии.Введение Федеральных государственных образовательных стандартов и современная образовательная система требуют от школы высококачественного обучения каждого ребенка, которое обеспечит возможность его дальнейшего развития и образования. Изменение целей образования повлекли изменения в методике обучения. Разрабатываются новые учебные программы, в которых реализуются новые подходы к отражению содержания предмета через интегрированные образовательные области. Сегодня актуально проведение интегрированных уроков и межпредметной интеграции в целом.
Понятие слова «интеграция» происходит от латинского «integer», что в переводе означает «цельный». Интеграция подразумевает восстановление единого образовательного пространства предметов, изучаемых в школе.
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом проблем, с которыми приходится сталкиваться учителям-предметникам при реализации образовательной программы в основной и старшей школе. Одна из них - заметное снижение интереса учащихся ко многим предметам, что во многом обусловлено сложностью учебных программ. Практика показывает, что нередко одно и то же понятие в рамках каждого конкретного предмета определяется по-разному — такая многозначность научных терминов затрудняет восприятие учебного материала. Эти трудности легко снимаются в интегрированном обучении.
Что же такое интегрированный урок?
Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от школярского подхода к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью.
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Это деление познания на научные области возникло по немощи человека познать мир целиком во всех его связях и отношениях. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо, многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность на уровне обучения в объедении знаний разных наук об одних и тех же объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин.
Проблема межпредметных связей в процессе обучения многократно поднималась, и история образования описывает так называемые «межпредметные движения» педагогов. Суть этих движений состояла в выдвижении идей согласования учебных предметов в трактовке тех или иных понятий и явлений, в ликвидации дублирования, снятии противоречий. Как только учебные дисциплины в образовательных учреждениях разного уровня достигали крайнего разрыва, а самих дисциплин при этом становилось больше, так в ответ на это с новой силой заявляли о себе «межпредметные движения». Так было и в нашей стране в 70-е годы XX столетия. В движение были вовлечены и ученые, и практики образования.
В отечественной педагогике это движение представлено ленинградской школой межпредметников и ведущим автором работ на эту тему профессором Максимовой В.Н., а также свердловской школой, оформившейся в международную Таватуйскую школу- семинар по педагогической интеграции. В настоящее время по разным причинам тема интеграции и межпредметных связей учебных дисциплин перестала быть научно актуальной, а решение реально существующей проблемы оказалось переданным учителю. Между тем 70-80-е годы дали оригинальные работы по описанию самих межпредметных связей и технологий их установления практиками в ходе учебной работы. Появились новые типы уроков, в частности, интегрированный урок, называемый также бинарным, синтетическим, совмещенным, что не меняло сути дела.
Интегрированный урок - это особый тип урока, который объединяет в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Каковы же цели интегрированного урока?
Обучающая: приобретение системных качественных знаний по предметам.
Развивающая: всестороннее развитие личности школьников, усиление мировоззренческой направленности познавательных интересов.
Воспитательная: расширение круга интересов, воспитание стойкого представления о взаимосвязи науки и искусства, формирование целостного представления о мире, всеобщих Законах Вселенной.
Ребёнок, как участник интегрированного урока, должен:
- уметь находить и использовать информацию, используя различные источники;
- иметь навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;
- делать собственные выводы на основе полученной информации, уметь вступать в дискуссию;
- уметь выслушивать других и принимать во внимание их аргументированные выводы.
Сегодня качество знаний определяется тем, как этими знаниями пользуется ученик. При этом необходимо развивать у учеников стремление и интерес к получению знаний. Для этого нужен иной подход в организации учебного процесса, необходимо обновить методы, средства и формы организации обучения, разработать и внедрить в учебный процесс образовательные технологии, использовать нетрадиционные методы и формы при организации обучения.
К оптимальным условиям для развития мышления можно отнести следующее:
видение значения рассматриваемых проблем;
комплексное развитие элементов научного мышления;
комплексное использование элементов естественнонаучного метода познания.
В школьной практике урок остается едва ли не единственной формой организации обучения обеспечивающей, если так можно выразиться, «триединую сущность»: знание, навык, умение. Необходимо научить учащихся самостоятельно и творчески применять знания, навыки и умения по предмету в жизненных ситуациях, на полевой практике, в походах, при работе с различными источниками знаний.
Этому помогают интегрированные уроки, где видна «универсальность» географии, т.е. ее связь с литературой и математикой, иностранным языком и обществознанием, историей и экономикой, химией и биологией, а также использование местного краеведческого материала.
Например, в 11 классе при изучении темы «Великобритания: особенности хозяйства, культура и традиции страны» на интегрированном уроке география – английский язык, связь с Ростовской областью была проведена через внешние экономические и культурные связи Великобритании и России, прозвучала инсценировка по ролям диалога о Батайске на английском языке, были показаны национальные костюмы. Ученики применяли знание языка при работе с картографическими источниками, таблицами, природными объектами, при работе с отраслями хозяйства, транспорта.
При проведении интегрированного урока по природоведению и литературе «Три среды обитания» весь материал был подобран на основе местных обитателей почвенной, воздушно-наземной и водной среды. Предварительно были посещены зоопарк, краеведческий музей, что позволило учащимся наглядно увидеть природу Ростовской области, узнать проблемы, связанные с охраной окружающего мира и попытаться найти пути их решения на местном уровне. Все это дает возможность не только закрепить полученные знания на практике, но и воспитывает бережное, любовное отношение к своей малой Родине.
Важным принципом активизации познавательной деятельности и усвоении полученных знаний является их закрепление на практике. Поэтому, например, в 9 классе при изучении темы «Население» целесообразно дать детям творческую практическую работу: нарисовать генеалогическое дерево своей семьи, построить столбиковую диаграмму, изучив рождаемость в семьях своих родственников, знакомых, друзей до 3-го колена, или нарисовать герб, придумать девиз своего рода в зависимости от профессий своих предков. Это стимулирует ребят и, как правило, дает не только хорошие результаты в обучении и закреплении, а и позволяет проследить связь времен на примере республики. Этот элемент практикума используют учителя и на уроках истории и культуры ,обществознания и истории.
При подготовке к семинару «Нужны ли инвестиции Ростовской области?» учащиеся заранее собирают материал об инвесторах и инвестициях, о субсидиях и финансировании, непосредственно «примеряя» эту тему к тем предприятиям, на которых работают их родители. На таких семинарах мы сразу решаем несколько задач. Этими задачами выступают анализ сложившейся ситуации в республике и регионе, профориентация школьников, связь с действительностью, что сегодня очень важно и конечно интеграция с обществознанием, экономикой и математикой при проведении расчетов и решении задач.
Как правило, в конце учебного года проводятся практические работы на местности. Они позволяют научиться на практике применять топографические приборы, вести наблюдения за изменением состояния природы, скорости течения воды в реке, за состоянием облачности, высотой солнца над горизонтом. Также организовывается учебная экологическая тропа, где проводятся учебные географические экскурсии, геоэкологические наблюдения, природоохранная деятельность. Проходя по маршруту, обязательно обращается внимание школьников на формы природопользования и следствия воздействия на природный комплекс человека.
По окончании практики учащиеся, используя знания, полученные на экологии, химии, биологии, математике, астрономии и других предметах, самостоятельно составляют прогноз сложившейся в районе ситуации, предлагают пути решения и устранения неблагоприятных последствий деятельности человека, сами участвуют в уборке тропы от дачного и бытового мусора.
Все мы понимаем, что главная задача учителя – дать прочные и глубокие знания каждому ученику, показать школьникам их внутренние ресурсы и привить им желание учиться. На уроках необходимо обеспечить связь теоретической и практической подготовки с использованием наглядных примеров родного края и знаний, полученных на разных уроках.
Эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. Способность приобретения знаний характеризуется показателями обучаемости, применение знаний - показателями интеллекта, а преобразования знаний - креативностью (общими творческими способностями).
На каком уроке наиболее полно учитель может раскрыть все способности ученика. Конечно же на уроке изучения нового материала. Потому что именно тогда можно «открывать знание вместе с учениками».
Применяя технологию интегрированного обучения на уроках можно органично связать теорию и практику любого предмета. И в результате практические работы по географии никогда не будут педагогической и методической необходимостью, они просто станут необходимы как воздух, причем во всех проявлениях (от программных до творческих), и позволят ученикам творчески усваивать знания.На уроке необходимо создать такие условия, при которых ученики, получая новые знания, проходят все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения - на этапе введения знаний, выражение решения и реализацию продукта - на этапе воспроизведения знаний.
Посредством связи знаний из разных областей творческой учебной деятельности интегрированный урок обеспечивает учащимся и прочные знания, и интеллектуально - творческое развитие, и воспитание инициативной личности, формирует учебную и исследовательскую компетентность.