чтобы жить в мире, надо помнить о войне.


70-летию Великой Победы посвящается…
Чтобы жить в мире,
надо помнить о войне
Рассказ ученика 4 «В» класса школы №18 г.Мурома Владимирской области
Вязниковцева Павла
Однажды вечером мы всей семьей смотрели черно-белый художественный фильм о Великой Отечественной войне. Глубоко в душу мне запал этот фильм. Во время просмотра я то и дело расспрашивал отца об эпизодах: «А кто это...? А как это…? А зачем это…?». Отец пытался мне доступно рассказать о войне. И тут я узнал, что мой прадедушка Витя тоже участвовал в Великой Отечественной войне.
Я долго не мог уснуть той ночью. Всё думал, размышлял, вспоминая фильм. Представлял себя на месте моего прадедушки. Я думал: «Молодой и красивый парень, только вчера держал лопату в руках, помогая родителям в огороде, а сегодня в его трясущихся от страха мальчишечьих руках – винтовка». Мне так стало интересно, что я решил утром расспросить бабушку о её отце - моём прадедушке Вите. Утешив себя этим, я все-таки уснул.
Утром я думал, что огорошу бабушку своим интересом. Но она лишь улыбнулась и сказала:
- Я ждала этого вопроса, внучек. С удовольствием тебе расскажу всё, что смогу вспомнить.
Она открыла дверцу старенького потертого шкафчика, который я всегда называл «секретным», достала оттуда потрепанный от времени фотоальбом, бережливо протерла его полотенцем и положила на стол. Я удобно устроился на стуле рядом с бабушкой и стал с нетерпением слушать ее рассказ.
Она открыла обложку фотоальбома, и я, словно в кино, телепортировался туда - в те тяжелые годы. У меня сразу захватило дух и сбилось дыхание – на столько всё это было трепетным.
Кто это? – спросил я, показывая на помятую черно-белую фотографию молодого парня. Боясь ее испортить, я даже не решился дотронуться до неё.
Это твой прадед, Костерин Виктор Яковлевич, – ответила бабушка, вздыхая.
- А сколько ему здесь лет?
- Вот посчитай. Он родился в ноябре 1922 года в деревне Подболотня. А эта фотография сделана в 1941 году, когда началась война, и он призвался в ряды Советской Армии, – ответила бабушка.
- Так ему всего 18 лет! – воскликнул я.
- Да-да. Именно. Помню, он рассказывал мне, что на призывном пункте он приврал с возрастом, сказав, что ему уже 19 лет, чтобы уж наверняка его приняли в ряды солдат и отправили на фронт защищать Родину, – переворачивая лист фотоальбома, сказала бабушка.
- А это тоже мой прадед? – сказал я, показывая на открывшуюся фотографию.
- Да, это тоже он. Только обрати внимание, здесь он в военной пилотке и потертой гимнастерке. Взгляд у него уже взрослый и опытный, изнеможённый, видевший ужас войны. А на предыдущей фотокарточке у него очень чистый, наивный взгляд, еще не представляющий, что его ждет на войне, – с грустью вздохнув, сказала бабушка.
- А где он воевал? Ведь на сколько я знаю линия фронта была протянута с севера на юг, до самого Кавказа, – поинтересовался я.
- Он защищал Родину в составе пехотных войск как раз на территории Северного Кавказа. Во время войны был несколько раз ранен. А в 1943 году он получил тяжёлое ранение в грудь и долго лежал в госпитале. В 1944 году его комиссовали, и он вернулся домой.
- А как долго он прожил после войны?
- Ранения не прошли бесследно для его здоровья и всегда давали о себе знать. Поэтому он умер молодым в возрасте 49 лет, – с сожалением ответила бабушка.
Повисла пауза. Бабушка смотрела вдаль, задумавшись, слегка покачивая головой. Я решил нарушить это волнительное молчание и тихонько спросил:
- А у прадедушки Вити были награды?
- Да, у отца было много наград. Но он был скромным человеком, старался не показывать никому свои награды. Он всегда надевал только самую дорогую для него медаль, самую первую - «За отвагу», которую он получил в 1941 году.
И вдруг после нашего разговора с бабушкой у меня в глазах показались слезы. «Так значит, все так и было…»,- думал я, вспоминая тот самый фильм, - «…по-настоящему».
Поблагодарив бабушку за интереснейшую беседу, я отправился домой. Рассказав отцу о нашем разговоре с бабушкой, папа сказал, что это был исторический разговор, и было бы замечательно, если я пронесу его сквозь жизнь и донесу до своих детей и внуков.
На следующий день в школе я с гордостью рассказал своим одноклассникам о своем прадедушке, который, рискуя своей жизнью, по сути спасал наши жизни. Оказалось, почти у каждого из моих друзей тоже были прадеды, которые воевали на войне. У нас получился своеобразный жизненный урок, который пробудил в наших сердцах гордость за предков, патриотизм и стремление сохранить эту память о героических подвигах наших дедов и прадедов. Ведь они отдавали свои жизни, чтобы мы жили в мире.